Настоящий курс рассматривает моделирование с двух точек зрения: с общетеоретической и методологической - как метод научного познания, с практической - как технологию решения прикладных научно-технических задач, опирающуюся на использование компьютера. В последнем случае говорят о компьютерном моделировании.
В этом курсе, в значительной степени на примерах из различных областей
знания, показаны некоторые типичные задачи компьютерного моделирования.
При этом, как правило, не затрагиваются некомпьютерные модели, такие, например,
как математические модели из "чистой математики", то есть количественно-числового характера.
Обычно употребляемый в данной области термин "математическая модель" на самом
деле является некорректным, так как любая, даже самая простая абстрактная модель,
включает в себя элементы логики, стоящей над математикой своей качественной,
а не количественной природой, а также сущностные неформальные элементы физической
реальности, без которых понятие модели лишается смысла (семантики) и ценности (прагматики).
Поэтому корректным общим термином будет "абстрактная модель" или "информационная модель",
с определительной характеристикой информационного уровня (морфологическая, синтаксическая, семантическая, прагматическая...). К собственно частному случаю математических моделей относятся лишь численно-математические модели, использующие количественный аппарат математики и дающие только численные, количественные, но не качественные (логические) результаты.
Абстрактное моделирование с помощью компьютеров - вербально-логическое,
информационно-статистическое и физико-математическое - в наши дни стало одной
из информационных технологий, исключительно мощной в познавательном плане.
Изучение компьютерного математического моделирования открывает широкие
возможности для осознания связи информатики с
физикой, математикой и другими науками, естественными, техническими и общественными.
|