Окно Овертона   теория игр   компьютерное моделирование   к библиотеке  
Эрик Берн

ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

  1. Процесс общения
  2. Структурирование времени

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: АНАЛИЗ ИГР

  1. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
  2. ТРАНЗАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
  3. ПРОЦЕДУРЫ И РИТУАЛЫ
  4. ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ
  5. ИГРЫ
    1. Определение
    2. Типичная игра
    3. Происхождение игр
    4. Функции игр
    5. Классификация игр

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ТЕЗАУРУС ИГР

    ВВЕДЕНИЕ

    1. Обозначения
    2. Разговорные выражения
  1. ИГРЫ НА ВСЮ ЖИЗНЬ
    1. "Алкоголик"
    2. "Должник"
    3. "Ударь меня"
    4. "Попался, сукин сын!"
    5. "Смотри, что я из-за тебя сделал"
  2. СУПРУЖЕСКИЕ ИГРЫ
    1. "Тупик"
    2. "Суд"
    3. "Фригидная женщина"
    4. "Загнанная домохозяйка"
    5. "Если бы не ты"
    6. "Видишь, как я старался"
    7. "Дорогая"
  3. ИГРЫ НА ВЕЧЕРИНКАХ
    1. "Какой ужас!"
    2. "Изъян"
    3. "Растяпа"
    4. "Почему бы тебе не... – Да, но..."
  4. СЕКСУАЛЬНЫЕ ИГРЫ
    1. "Ну-ка, подеритесь!"
    2. "Извращение"
    3. "Насилуют!"
    4. "Чулок"
    5. "Скандал"
  5. ИГРЫ ПРЕСТУПНОГО МИРА
    1. "Полицейские и воры"
    2. "Как отсюда выбраться"
    3. "Надуем Джо"
  6. ИГРЫ В КАБИНЕТЕ ПСИХОТЕРАПЕВТА
    1. "Оранжерея"
    2. "Я только пытаюсь вам помочь"
    3. "Нуждающийся"
    4. "Крестьянка"
    5. "Психиатрия"
    6. "Дурачок"
    7. "Деревянная нога"
  7. ХОРОШИЕ ИГРЫ
    1. "Трудовой отпуск"
    2. "Кавалер"
    3. "Рад помочь"
    4. "Местный мудрец"
    5. "Они будут рады, что знали меня"

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИГР

  1. ЗНАЧЕНИЕ ИГР
  2. ИГРОКИ
  3. ПРИМЕР
  4. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
  5. ОБРЕТЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
  6. А ЧТО ПОСЛЕ ИГР?
Перевод А.А.Грузберга
Berne E. Games People Play: The Psychology of Human Relationships.
N.Y.: Grove Press, 1964; Екатеринбург: ЛИТУР, 1999
Терминологическая правка В.Данченко
К.: PSYLIB, 2004

Предисловие

Эта книга была первоначально задумана как продолжение моей работы "Транзакционный анализ в психотерапии", но я надеюсь, что ее все-таки можно прочесть и понять, не будучи знакомым с предыдущей публикацией. В первой части излагается теория, необходимая для анализа и понимания игр. Часть вторая содержит описания игр. В третьей части изложен новый клинический и теоретический материал, который позволяет расширить наши представления о том, что значит быть свободным от игр. Те, кого заинтересуют более подробные сведения, могут обратиться к указанной выше работе. Читатель обеих книг заметит, что вдобавок к новым теоретическим сведениям несколько изменились терминология и точка зрения, что явилось результатом дальнейших размышлений, чтения и новых клинических материалов.

Студенты и слушатели моих лекций часто просили меня продиктовать список игр или подробнее рассмотреть те игры, которые упомянуты в лекциях в качестве примера. Это убедило меня в необходимости написать данную книгу. Я благодарю всех студентов и всех слушателей, в особенности тех, которые помогли мне выявить и назвать новые игры.

Для краткости игры описываются преимущественно с мужской точки зрения, если только они не являются специфически женскими. Таким образом, главный игрок именуется "он", но я не вкладываю в это никаких предубеждений, поскольку та же ситуация может быть отнесена и к "ней", если только не сделана специальная оговорка. Если женская роль существенно отличается от мужской, она описывается отдельно. Точно так же я без всякой задней мысли обычно называю психотерапевта "он". Терминология и способ изложения ориентированы преимущественно на подготовленного читателя, однако, надеюсь, что книга покажется интересной и полезной всем.

Транзакционный анализ игр следует отличать от его подрастающего научного "брата" – математического анализа игр, хотя некоторые используемые ниже термины, например "выигрыш", признаны и математиками.

ВВЕДЕНИЕ

1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ

Теорию общения между людьми, достаточно подробно рассмотренную в "Транзакционном анализе", можно вкратце свести к следующим положениям.

Установлено, что младенцы, в течение длительного времени лишенные физического контакта с людьми, необратимо деградируют и в конце концов погибают от той или иной неизлечимой болезни. В сущности, это означает, что явление, которое специалисты называют эмоциональной депривацией, может иметь смертельный исход. Эти наблюдения привели к идее сенсорного голода и подтвердили, что наилучшими лекарствами от нехватки сенсорных раздражителей являются разного вида прикосновения, поглаживания и т.п. Что, впрочем, известно практически всем родителям из собственного повседневного общения с младенцами.

Аналогичный феномен наблюдается и у взрослых, подвергнутых сенсорной депривации. Экспериментально доказано, что такая депривация может вызвать краткосрочное психическое расстройство или по меньшей мере стать причиной временных отклонений в психике. В прошлом социальная и сенсорная депривация проявлялась в основном у заключенных, приговоренных к длительным срокам одиночного заключения. Действительно, одиночное заключение – самое тяжелое наказание, которого боятся даже закоренелые и стойкие к физическому насилию преступники.

Вполне возможно, что в физиологическом плане эмоциональная и сенсорная депривация вызывает или усиливает органические изменения. Если ретикулярная активирующая система мозга не получает достаточных стимулов, могут последовать дегенеративные изменения нервных клеток. Это может быть также побочным эффектом недостаточного питания, но само плохое питание может быть следствием апатии, как будто младенец впадает в старческий маразм. Таким образом, можно предположить, что существует прямая дорога от эмоциональной и сенсорной депривации – через апатию и дегенеративные изменения – к смерти. В этом смысле сенсорное голодание может быть для человека вопросом жизни и смерти точно так же, как лишение его пищи.

Действительно, не только биологически, но и психологически и социально сенсорное голодание во многих отношениях аналогично обычному голоду. Такие термины, как "недоедание", "насыщение", "гурман", "разборчивый в еде", "аскет", "кулинарное искусство" и "хороший повар", легко можно перенести из сферы насыщения в сферу ощущений. Переедание, по сути, то же самое, что чрезмерная стимуляция. И в том, и в другом случае при нормальных условиях в распоряжении человека имеется достаточно припасов и возможностей составить разнообразное меню; выбор определяется личным вкусом. Возможно, что наши вкусы в основе своей имеют те или иные особенности нашего организма, но к рассматриваемым здесь проблемам это не имеет отношения.

Социального психолога, изучающего проблемы общения, интересует, что происходит с ребенком после того, как он подрастает и естественным образом отдаляется от матери. Все, что наука может сказать на этот счет, можно свести к "народной мудрости": "Если тебя не гладят по головке, у тебя спинной мозг высыхает". После короткого периода близости с матерью всю остальную жизнь индивидуум должен блуждать меж двух огней, пытаясь постичь пути, которыми ведут его Судьба и инстинкт самосохранения. С одной стороны, он будет постоянно упираться в социальные, психологические и биологические силы, факторы, не дающие ему продолжать прежние отношения, столь привлекательные в младенчестве; с другой – постоянно стремиться к утраченной близости. Чаще всего ему придется идти на компромисс. Придется учиться иметь дело с гораздо более тонкими, иногда символическими формами поглаживаний: рукопожатием, иногда просто вежливым поклоном – хотя врожденное стремление к физическому контакту не исчезнет никогда.

Процесс достижения компромисса можно называть по-разному, например сублимацией; но как ни назови, младенческий сенсорный голод в конечном счете трансформируется в жажду быть замеченным или потребность в признании (recognition-hunger). По мере того как путь к достижению этого компромисса усложняется, люди все больше отличаются друг от друга в своем стремлении быть замеченными. Эти различия в запросах и делают столь разнообразными социальные взаимодействия, определяя в какой-то степени судьбу каждого человека. Так, киноактеру могут требоваться еженедельно сотни "поглаживаний" от анонимных и безразличных ему поклонников, чтобы его "спинной мозг не высох", а ученому может быть достаточно одного поглаживания в год от уважаемого и авторитетного коллеги.

"Поглаживание" можно использовать как общий термин для обозначения физического контакта; на практике оно может приобретать разнообразные формы. Некоторые буквально гладят ребенка; другие обнимают его или похлопывают; наконец, третьи игриво шлепают или щиплют. И в разговоре между взрослыми происходит нечто подобное, так что, наверное, можно предсказать, как человек будет ласкать ребенка, если вслушаться в то, как он говорит. В более широком смысле "поглаживанием" можно обозначить любой акт признания присутствия другого человека. Таким образом, поглаживание можно рассматривать как основную единицу социального действия. Обмен поглаживаниями составляет транзакцию, основную единицу социального взаимодействия.

Согласно теории игр можно сформулировать следующий принцип: любое социальное взаимодействие предпочтительнее отсутствия такового. Эксперименты на крысах подтвердили это; наличие контакта благотворно отражалось не только на физическом, умственном и эмоциональном состоянии крыс, но и на их биохимических показателях, вплоть до степени сопротивляемости организма лейкемии. Эксперименты привели к поразительному выводу: на здоровье животных одинаково благотворно сказываются как мягкое поглаживание, так и болезненный электрический удар.

Высказав эти предварительные замечания, мы можем уверенно перейти к следующему разделу.

Окно Овертона   теория игр   компьютерное моделирование   к библиотеке  

Знаете ли Вы, что такое "Большой Взрыв"?
Согласно рупору релятивистской идеологии Википедии "Большой взрыв (англ. Big Bang) - это космологическая модель, описывающая раннее развитие Вселенной, а именно - начало расширения Вселенной, перед которым Вселенная находилась в сингулярном состоянии. Обычно сейчас автоматически сочетают теорию Большого взрыва и модель горячей Вселенной, но эти концепции независимы и исторически существовало также представление о холодной начальной Вселенной вблизи Большого взрыва. Именно сочетание теории Большого взрыва с теорией горячей Вселенной, подкрепляемое существованием реликтового излучения..."
В этой тираде количество нонсенсов (бессмыслиц) больше, чем количество предложений, иначе просто трудно запутать сознание обывателя до такой степени, чтобы он поверил в эту ахинею.
На самом деле взорваться что-либо может только в уже имеющемся пространстве.
Без этого никакого взрыва в принципе быть не может, так как "взрыв" - понятие, применимое только внутри уже имеющегося пространства. А раз так, то есть, если пространство вселенной уже было до БВ, то БВ не может быть началом Вселенной в принципе. Это во-первых.
Во-вторых, Вселенная - это не обычный конечный объект с границами, это сама бесконечность во времени и пространстве. У нее нет начала и конца, а также пространственных границ уже по ее определению: она есть всё (потому и называется Вселенной).
В третьих, фраза "представление о холодной начальной Вселенной вблизи Большого взрыва" тоже есть сплошной нонсенс.
Что могло быть "вблизи Большого взрыва", если самой Вселенной там еще не было? Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.

НОВОСТИ ФОРУМА

Форум Рыцари теории эфира


Рыцари теории эфира
 13.04.2021 - 20:26: ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЕ И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ - Theorizing and Mathematical Design -> ФУТУРОЛОГИЯ - прогнозы на будущее - Карим_Хайдаров.
13.04.2021 - 20:26: СОВЕСТЬ - Conscience -> РУССКИЙ МИР - Карим_Хайдаров.
13.04.2021 - 20:25: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Пламена Паскова - Карим_Хайдаров.
13.04.2021 - 19:39: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Вильгельма Варкентина - Карим_Хайдаров.
13.04.2021 - 19:39: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ - Карим_Хайдаров.
13.04.2021 - 19:38: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> Биологическая безопасность населения - Карим_Хайдаров.
13.04.2021 - 19:20: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА - War, Politics and Science -> Проблема государственного терроризма - Карим_Хайдаров.
13.04.2021 - 11:20: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Екатерины Сугак - Карим_Хайдаров.
12.04.2021 - 18:22: СОВЕСТЬ - Conscience -> РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. КОМУ ЭТО НАДО? - Карим_Хайдаров.
12.04.2021 - 18:21: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Екатерины Коваленко - Карим_Хайдаров.
12.04.2021 - 18:13: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Владимира Васильевича Квачкова - Карим_Хайдаров.
12.04.2021 - 12:23: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Декларация Академической Свободы - Карим_Хайдаров.
Bourabai Research - Технологии XXI века Bourabai Research Institution