Некоторые игры используются для того, чтобы дать выход половым импульсам или подавить их. По существу все эти игры извращение полового инстинкта, потому что удовлетворение в них достигается не путем полового акта, а при важнейших транзакциях, составляющих цель игры. Это не всегда удается убедительно продемонстрировать, поскольку такие игры обычно разыгрываются в интимной обстановке, так что клиническую информацию о них приходится получать из вторых рук и не всегда можно надежно определить степень пристрастности участника. Например, психиатрическая концепция гомосексуализма весьма искажена, потому что наиболее агрессивные и успешные "игроки" не часто обращаются к психотерапевтам и весь доступный материал касается пассивных партнеров.
Здесь рассматриваются следующие игры: "Ну-ка, подеритесь", "Извращение", "Насилуют!", "Чулок" и "Скандал". В большинстве случаев инициатором выступает женщина. Это происходит потому, что в жестких формах игр, в которых инициатором выступает мужчина, сами игры граничат с преступлением и по праву относятся к играм преступного мира. С другой стороны, сексуальные игры пересекаются с супружескими, но описанные ниже игры доступны не только супругам, но и людям, не состоящим в браке.
Тезис. Возможен маневр, ритуал или игра. В каждом варианте психология преимущественно женская. Из-за своей драматичной природы, игра НКП лежит в основе мировой литературы, и хорошей, и плохой.
Тезис. Гетеросексуальные извращения, такие как фетишизм, садизм и мазохизм, являются симптомами тревожного Ребенка и должны подвергаться соответствующему обращению. Однако их транзакционный аспект, проявляющийся в действительной сексуальной ситуации, может рассматриваться с помощью методов анализа игр. Это ведет к социальному контролю. Так что если даже извращенные половые импульсы остаются неизменными, они нейтрализуются участием разума.
Люди, страдающие от легких садистских и мазохистских извращений, обычно занимают примитивную позицию стремления к душевному здоровью. Они ощущают в себе сильный сексуальный потенциал и чувствуют, что длительное воздержание приводит к серьезным последствиям для них. Ни одно из этих предположений не является обязательно истинным, но они образуют основу для игры "Деревянная нога" с ее мольбой: "Чего вы хотите от такого сексуального человека, как я?"
Антитезис. Проявлять обычную вежливость к себе и к партнеру, то есть воздерживаться от словесного и физического бичевания и удовлетворяться более обычными формами полового сношения. Если Уайт подлинный извращенец, это обнажит второй элемент игры, который часто отчетливо проявляется в его снах: само по себе сношение мало его интересует, а истинное удовлетворение приносит унижающая предварительная игра. Он может даже сам себе не сознаваться в этом. Но теперь становится ясно, что суть его жалобы такова: "После всего этого напряжения мне еще нужно вступать с тобой в сношение!" Этот этап благоприятен для специальной психотерапии, которая способна ликвидировать или прояснить многое ускользающее от сознания. Все сказанное применимо к так называемым обычным "сексуальным психопатам", но не к шизофреникам или преступным извращенцам; не применимо это и к тем, кто ограничивает свою половую деятельность воображением.
Во многих странах игра "Гомосексуализм" тщательно разработана и превратилась в субкультуру, точно так же как в других она стала ритуалом. Многие случаи половой неспособности, связанной с гомосексуализмом, возникают именно из-за превращения гомосексуализма в игру. Провокационное поведение, характерное для таких игр, как "Полицейские и воры", "Почему со мной всегда так?", "Таково общество, в котором мы живем", "Все великие люди были..." и т.д., часто поддается социальному контролю, который сокращает преимущества от этих игр до минимума. "Профессиональный гомосексуалист" тратит массу времени и энергии, которые можно было бы потратить на что-нибудь другое. Анализ игр может помочь ему наладить жизнь и предоставит возможность наслаждаться возможностями, предлагаемыми буржуазным обществом, вместо того чтобы разыгрывать собственный вариант игры "Какой ужас!".
Тезис. В эту игру играют мужчина и женщина, и ее, по крайней мере в более мягкой форме, можно было бы назвать "Катись отсюда!" или "Негодование". В нее можно играть с разной степенью интенсивности.
В некоторых играх посторонние исполняют другую функцию. Уайт не хочет играть, но они навязывают ей игру, потому что хотят поиграть в "Ну-ка, подеритесь". Они ставят ее в положение, когда ей приходится для спасения своей репутации кричать о насилии. Особенно часто происходит это с несовершеннолетними девушками; они хотели бы продолжать связь, но, так как она обнаружена и может стать предметом сплетен, им приходится превращать любовную историю в игру "Насилуют!" третьей степени.
В одной хорошо известной истории осмотрительный Иосиф отказался участвовать в игре "Насилуют!", после чего жена Потифара произвела классическое переключение на "Ну-ка, подеритесь": отличный пример того, как заядлый игрок реагирует на антитезис, и показатель опасностей, которые поджидают человека, отказавшегося играть.* Эти две игры соединяются в хорошо известном варианте "Шантаж", в котором женщина соблазняет Блэка, потом поднимает крик, что ее изнасиловали, и в этот момент в игру включается муж и шантажирует Блэка.
* Речь идет об известном эпизоде из Библии. Прим. пер.
Одна из наиболее тяжелых и острых форм "Насилуют!" третьей степени происходит относительно часто у незнакомых гомосексуалистов, которые за час могут довести ее до убийства. Циничные и преступные варианты этой игры дают обильную пищу сенсационным заголовкам газет.
Детский прототип игры в "Насилуют!" тот же, что у "Фригидной женщины": в нем девочка уговаривает мальчика унизиться или запачкаться, а потом смеется над ним. Классические описания можно найти в романе Сомерсета Моэма "Бремя страстей человеческих", а также, как уже упоминалось, в "Больших надеждах" Чарльза Диккенса. Это игра второй степени. Более жесткая форма, приближающаяся к третьей степени, может разыгрываться в неблагополучных кварталах.
Антитезис. Способность человека избегать участия в этой игре или держать ее под контролем зависит от его способности отличить искреннее проявление чувств от ходов в игре. Если он способен осуществлять контроль, то может получить немалое удовольствие от легкого флирта в варианте "Катись отсюда". С другой стороны, трудно создать антитезис против маневра жены Потифара, разве что успеть скрыться, не оставив адреса. В 1938 году автор познакомился в Алеппо с пожилым Иосифом, который за тридцать два года до этого сбежал из Константинополя, после того как одна из жен султана загнала его в угол во время делового визита в гарем. Ему пришлось бросить свой магазин, однако он прихватил золото и больше никогда не возвращался.
Родственные игры. Мужская версия "Насилуют!" часто встречается в коммерческих ситуациях: "В постели режиссера" (однако женщина так и не получает роли) и "Сядь ко мне на колени" (после чего ее увольняют).
Анализ
Нижеследующий анализ относится к "Насилуют!" третьей степени, потому что элементы этой игры наиболее драматичны.
Цель. Злонамеренная месть.
Роли. Соблазнительница, Волк.
Динамика (третья степень). Зависть к пенису, оральное насилие. "Катись отсюда" фаллическая игра, тогда как "Негодование" имеет заметный анальный оттенок.
Примеры. 1. Я на тебя пожалуюсь, грязный мальчишка. 2. Обесчещенная женщина.
Социальная парадигма. Взрослый Взрослый.
Взрослый (мужчина): "Прости, если я зашел дальше, чем
ты хотела".
Взрослый (женщина): "Ты применил ко мне насилие и
должен заплатить за это".
Психологическая парадигма. Ребенок
Ребенок.
Ребенок (мужчина): "Видишь, как я неотразим".
Ребенок (женщина): "Попался, сукин сын".
Ходы. 1. Женщина: соблазнение; мужчина: контрсоблазнение. 2. Женщина: сдача; мужчина: победа. 3. Женщина: конфронтация; мужчина: крах.
Выгоды. 1. Внутренняя психологическая выражение ненависти и проекция вины. 2. Внешняя психологическая возможность избежать эмоциональной половой близости. 3. Внутренняя социальная "Попался, сукин сын". 4. Внешняя социальная "Какой ужас!", "Суд", "Ну-ка, подеритесь". 5. Биологическая сексуальный и гневный обмен. 6. Экзистенциальная я ни в чем не виноват.
Тезис. Это игра группы "Насилуют!"" ее основной характеристикой является эксгибиционизм, порожденный истерией. Например, Уайт (женщина), впервые попав в незнакомую компанию, спустя короткое время поднимает ногу, провокационно обнажаясь, и восклицает: "Боже, я порвала чулок". Этот ход рассчитан на то, чтобы сексуально возбудить мужчин и рассердить других женщин. На любые замечания Уайт отвечает заявлениями о своей полной невинности или контробвинениями; отсюда сходство с "Насилуют!". Примечательно отсутствие у Уайт умения адаптироваться к ситуации. Она редко пытается узнать предварительно, с какими людьми имеет дело или как выбрать подходящий момент для своего маневра. Поэтому он оказывается неуместным и угрожает ее отношениям с другими людьми. Несмотря на внешнюю "утонченность", она не понимает, что происходит с ней в жизни, потому что ее суждения о людях слишком циничны. Ее цель доказать, что все остальные встречные похотливы, ее Ребенок и Родитель (обычно похотливая мать) принуждают ее Взрослого игнорировать и ее собственное провокационное поведение, и тот факт, что большинство окружающих мужчин вовсе не так дурны, как ей хочется думать. Игра имеет тенденцию к саморазрушению.
Вероятно, это фаллический вариант игры, чье содержание зависит от лежащей в ее основе тревожности. "Оральный" вариант могут демонстрировать женщины с более глубокой патологией и хорошо развитой грудью. Такие женщины часто сидят, заложив руки за голову и выставив грудь вперед; они могут привлечь к себе дополнительное внимание, сделав замечание о размерах своей груди или о какой-нибудь патологии, например об операции или опухоли. Некоторые разновидности ерзанья свидетельствуют, вероятно, об анальном варианте. Смысл игры показать, что женщина сексуально доступна. Эта игра может в символической форме использоваться вдовами, чье горе не слишком искренне.
Антитезис. Наряду с плохой приспособляемостью, такие женщины демонстрируют нетерпимость к антитезису. Если, например, опытная терапевтическая группа игнорирует игру или что-нибудь ей противопоставляет, женщина может больше не прийти. В этой игре следует тщательно разграничивать антитезис и "наказание", поскольку репрессии означали бы победу Уайт. Женщины искуснее мужчин в игре "Античулок"; мужчины же обычно не пытаются прервать игру. Антитезис, следовательно, заключается в том, чтобы предоставить Уайт другим присутствующим женщинам.
Тезис. Классическая игра разыгрывается между деспотичным отцом и подростком-дочерью, причем в семье есть сексуально заторможенная мать. Отец возвращается с работы и начинает придираться к дочери, она в ответ грубит. Или игру может начать дочь своим вызывающим поведением, после чего отец начнет к ней придираться. Оба повышают голос, ссора разгорается все сильнее. Исход зависит от того, в чьих руках инициатива. Существуют три возможности: а) отец уходит в спальню и хлопает дверью; б) дочь уходит в спальню и хлопает дверью; в) оба уходят в свои спальни, хлопая дверью. В любом случае окончание игры "Скандал" связано с хлопаньем дверью. "Скандал" дает мучительный, но эффективный способ разрешения половых проблем, возникающих у отца и подрастающей дочери в определенных семьях. Часто они могут жить в одном доме только тогда, когда злятся друг на друга, и хлопанье дверьми для них символизирует обладание отдельными спальнями.
В дурных семьях эта игра может протекать в зловещем и отталкивающем варианте: отец дожидается, пока дочь не уйдет на свидание, а когда она возвращается, тщательно осматривает ее одежду, чтобы проверить, не вступала ли она в сношения. Малейшее подозрение вызывает ужасный скандал, который может закончиться изгнанием дочери из дома среди ночи. В конечном счете природа возьмет свое если не в этот вечер, так в следующий. И тогда подозрения отца "оправдываются", как он ясно дает понять матери, которая лишь беспомощно наблюдает за скандалом.
В целом, однако, "Скандал" может разыгрываться между любыми двумя людьми, которые стремятся избежать половой близости. Например, это обычная заключительная фаза "Фригидной женщины". В "Скандал" относительно редко играют со своими родственниками подростки-мальчики, так как им легче, чем другим членам семьи, улизнуть из дома. В раннем возрасте братья и сестры могут воздвигнуть прочные барьеры и получать частичное удовлетворение в драках этот вариант по-разному мотивируется в разном возрасте. В Америке он превратился в полуритуальную форму "Скандала", санкционированную телевидением, педагогическими и педиатрическими авторитетами. В высшем обществе Англии такая игра считается (или считалась) проявлением дурного вкуса, и соответствующую энергию предпочитали растрачивать в регулируемых "Скандалах" на игровых полях.
Антитезис. Игра не так неприятна для отца, как он считает или делает вид, и дочь часто совершает антитезисный ход, поспешно или вынужденно выходя замуж. Если это психологически возможно, антитезисный ход делает мать, смягчая свою относительную или абсолютную фригидность. Игра может прекратиться, если отец найдет сексуальный интерес на стороне, но это чревато другими осложнениями. В случае супружеских пар антитезис тот же, что в играх "Фригидная женщина" или "Фригидный мужчина".
При соответствующих обстоятельствах "Скандал" естественным образом приводит к "Суду".