Все игры при обычных социальных условиях оказывают на судьбу игроков важное и, возможно, решающее влияние; но некоторые из них гораздо чаще, чем другие, становятся делом всей жизни и чаще вовлекают непричастных к играм наблюдателей. Эту группу игр мы назовем "играми на всю жизнь". В нее входят "Алкоголик", "Должник", "Ударь меня", "Попался, сукин сын!", "Смотри, что я из-за тебя сделал" и их основные варианты. С одной стороны, они граничат с супружескими играми, с другой с играми преступного мира.
Тезис. В анализе игр нет такого понятия, как "алкоголизм" или "алкоголик", но есть роль в игре определенного типа, которая называется "Алкоголик". Являются ли причиной пьянства биохимические или физиологические отклонения от нормы (эта точка зрения пока еще не доказана) этим вопросом пусть занимаются врачи-терапевты. Мы занимаемся анализом игр, и интересует нас совсем другое социальные транзакции, которые связаны со злоупотреблением спиртным. Отсюда название игры "Алкоголик".
В полном виде эта игра рассчитана на пятерых участников, хотя один игрок может исполнять и несколько ролей, так что игра может начинаться и заканчиваться с двумя участниками. Центральная роль роль Алкоголика, начинающего игру, исполняется Уайтом. Основная второстепенная роль роль Преследователя, которую обычно играет лицо противоположного пола, чаще всего супруга (супруг). Третья роль роль Спасителя, обычно исполняемая лицом того же пола; часто это семейный врач, который интересуется пациентом и проблемами алкоголизма. В классической ситуации врач успешно избавляет алкоголика от его пагубного пристрастия. После того как Уайт в течение полугода не брал в рот ни капли, они поздравляют друг друга. А на утро Уайт валяется в канаве.
Четвертая роль принадлежит Простаку. В литературном произведении обычно это деликатный человек, который одалживает Уайту деньги, бесплатно дает ему сэндвич или чашку кофе и не пытается ни преследовать, ни спасать его. В жизни эту роль обычно исполняет мать Уайта, которая дает ему деньги и часто поддакивает ему, когда он говорит, что жена его не понимает. Общаясь с Простаком, Уайту приходится искать правдоподобное объяснение, зачем ему деньги. Причем оба делают вид, что верят ему, хотя оба знают, на что он потратит большую часть денег. Иногда Простак начинает исполнять и другую роль, не самую существенную, но тоже характерную для ситуации, роль Подстрекателя, "хорошего парня", который снабжает спиртным, даже когда его не просят: "Пойдем выпьем (и покатишься вниз еще быстрее)".
Вспомогательный персонаж любой алкогольной игры профессионал, например бармен или продавец спиртного. В игре "Алкоголик" это пятая роль роль Посредника, непосредственного поставщика спиртного, который понимает язык алкоголиков и является важнейшим персонажем в жизни пьяницы. Разница между Посредником и остальными игроками это разница между профессионалом и любителями в любой игре: профессионал знает, когда нужно остановиться. В определенный момент хороший бармен отказывается обслуживать алкоголика, который оказывается лишенным припасов, если только не отыщет более снисходительного Поставщика.
На начальных стадиях "Алкоголика" все три второстепенные роли может исполнять жена: в полночь она в роли Простака раздевает героя, подает ему кофе и позволяет вымещать на себе зло; утром в роли Преследователя бранит мужа за его поведение; и вечером, натянув маску Спасителя, молит мужа отказаться от спиртного. На более поздних стадиях, когда физическое состояние мужа обычно ухудшается, он может обходиться без Преследователя и Спасителя, но может и терпеть их, если они служат дополнительным источником выпивки. Уайт может явиться в благотворительную организацию и позволить "спасти" себя, если ему там дадут бесплатно поесть; или может стерпеть разнос, любительский и профессиональный, если только потом получит подаяние.
Исходя из современного уровня знаний, мы утверждаем, что вознаграждение в "Алкоголике" (как это характерно для игр вообще) получается там, где большинство исследователей вовсе не ожидает его обнаружить. Анализ данной игры свидетельствует, что сама выпивка является лишь дополнительным удовольствием на пути к истинной кульминации похмелью. То же самое в игре "Растяпа": сами промахи, привлекающие наибольшее внимание и приносящие удовольствие Уайту, для него лишь способ, ведущий к главному к получению прощения Блэка.
Для Алкоголика похмелье не столько физическая боль, сколько психологическая пытка. Две любимых формы времяпрепровождения пьющих: "Коктейль" (сколько выпили и что смешивали) и "А на следующее утро" (я расскажу тебе о своем похмелье). В "Коктейль" играют люди, пьющие на вечеринках. Многие алкоголики предпочитают психологически более жесткое "А на следующее утро", и такие организации, как "Анонимные алкоголики", предоставляют им для этого неограниченные возможности.
Пациент, посетивший психотерапевта после загула, обычно ругательски себя ругает; психотерапевт слушает молча. Позже, пересказывая этот эпизод в психотерапевтической группе, Уайт заявляет, что это психотерапевт его отругал. Когда в психотерапевтической группе обсуждают алкоголизм, для большинства алкоголиков интересно не пьянство они говорят о нем только из уважения к Преследователю, а их последующие страдания. Транзакционная цель пьянства, помимо личных удовольствий, которые оно приносит, создать ситуацию, в которой Ребенок мог бы быть строго отруган не только внутренним Родителем, но и любой оказавшейся поблизости и снисходящей до брани родительской фигурой. Поэтому терапия в этой игре должна сосредоточиться не на самом пьянстве, а на следующем после запоя утре: нужно отучить алкоголика заниматься самобичеванием. Однако встречаются сильно пьющие люди, у которых не бывает похмелья; они к настоящей категории не относятся.
Существует также игра "Непьющий алкоголик", в которой Уайт проходит процесс финансовой или социальной деградации без бутылки, делая ту же последовательность ходов и нуждаясь в тех же вспомогательных ролях. И здесь главное следующее утро. Это сходство между "Непьющим алкоголиком" и обычным вариантом "Алкоголика" подчеркивает, что в обоих случаях это игра: например, в обоих случаях имеет место процедура потери работы. "Наркоман" также аналогичен "Алкоголику", но эта игра куда более зловещая и драматичная, она разворачивается быстрее и приводит к более серьезным потерям. По крайней мере в нашем обществе она сильно зависит от Преследователя, который всегда наготове. Простаки и Спасители встречаются гораздо реже, зато резко возрастает роль Посредника.
Существует множество организаций, вовлеченных в игру "Алкоголик" национальных, международных и местных. Многие публикуют правила этой игры. Почти все объясняют, как играть роль Алкоголика: выпей до завтрака, потрать на выпивку деньги, предназначенные для других целей, и т.д. Они также объясняют функции Спасителя. Например, в "Анонимных алкоголиках" Уайт продолжает участвовать в той же игре, только ему предлагают попробоваться в роли Спасителя. Предпочитаются бывшие Алкоголики, потому что они знают правила игры и лучше подготовлены для вспомогательных ролей, чем те, кто никогда раньше не участвовал в этой игре. Известны также случаи, когда запас бывших Алкоголиков в организации иссякал и ее члены возобновляли пьянство: другого способа продолжить игру в отсутствие людей, которых надо спасать, у них не было.
Существуют также организации, цель которых улучшить положение других игроков. Некоторые настаивают на том, чтобы супруги сменили роль Преследователя на роль Спасителя. Та организация, которая ближе остальных подошла к теоретическому идеалу лечения, работает с детьми алкоголиков: этим молодым людям помогают выйти из игры вообще, а не просто сменить роль.
Психологическое излечение самого алкоголика тоже заключается в отказе от игры, а не в смене роли. В некоторых случаях этого удавалось достичь, хотя это трудно: самому Алкоголику ничто так не интересно, как продолжение игры. Поскольку он боится близости, способ заключается в замене одной игры другой, а не в поиске жизни, вообще свободной от игр. Часто так называемые излеченные алкоголики не очень интересны в обществе, они сами испытывают недостаток жизненных интересов и постоянно испытывают искушение вернуться к прежней жизни. Критерий подлинного "исцеления от игры" таков: бывший алкоголик способен выпить на вечеринке, не подвергая себя опасности. Обычное "полное воздержание" не удовлетворяет аналитика игры.
Из описания этой игры видно, что у Спасителя существует сильное искушение сыграть в "Я только пытаюсь вам помочь", у Преследователя в "Посмотри, что ты со мной сделал", и у Простака в "Славный малый". С увеличением числа организаций, утверждающих, что алкоголизм это болезнь, алкоголики учатся играть в "Деревянную ногу (калеку)". Закон, который особенно интересуется такими людьми, склонен поддерживать такую точку зрения. Акцент сместился с Преследователя на Спасителя, от "Я грешник" к "А что можно спросить с больного?" (это часть общей для современности тенденции поворота от религии к науке). С экзистенциальной точки зрения смещение это сомнительно, а практически оно ничуть не уменьшило количество спиртного, продаваемого пьяницам. Тем не менее "Анонимные алкоголики" для большинства все еще олицетворяют терапию, не лишенную сочувствия.
Антитезис. Хорошо известно, что в "Алкоголика" обычно играют всерьез и расстаться с этой игрой очень трудно. В одном случае пациентка, страдавшая алкоголизмом, почти не участвовала в работе психотерапевтической группы, пока не решила, что достаточно знает участников, чтобы начать свою игру. Она попросила их сказать все, что они о ней думают. Поскольку вела она себя нормально, о ней говорили разные приятные вещи, но она возразила: "Я хочу не этого. Мне нужно знать, что вы думаете на самом деле". Она совершенно ясно давала понять, что ей нужны критические замечания. Но члены группы отказались выступать в роли Преследователя. Тогда, вернувшись домой, эта женщина сказала мужу, что если она еще раз напьется, он должен будет либо развестись с ней, либо отправить в лечебницу. Он пообещал, в тот же вечер она напилась, и он отправил ее в больницу. В приведенном примере остальные члены группы отказались выступать в роли Преследователей, которую отвела им миссис Уайт. Такое антитезисное поведение она не смогла вынести, хотя все пытались помочь ей глубже понять ситуацию, в которой она оказалась. А дома она нашла человека, согласившегося играть нужную ей роль.
В других случаях, однако, удается успешно подготовить пациента к отказу от игры и попытаться достичь подлинного исцеления, причем терапевт при этом отказывается играть роли Преследователя или Спасителя. Столь же неверно с терапевтической точки зрения принимать роль Простака, позволяя пациенту пренебречь своими финансовыми и другими обязательствами. Правильная терапевтическая процедура с транзакционной точки зрения в том, чтобы после тщательной подготовки занять позицию Взрослого и отказаться вообще участвовать в игре в любой роли, надеясь, что пациент выдержит не только воздержание от алкоголя, но и вообще конец игры. Если он не сможет это сделать, его следует направить к Спасителю.
Антитезис особенно труден, поскольку закоренелый алкоголик в большинстве западных стран рассматривается как желанный объект порицания, заботы или щедрости, и тот, кто отказывается играть одну из таких ролей, рискует вызвать общественное негодование. Рациональный подход может оказаться для Спасителей еще более непереносимым, чем для самих Алкоголиков, и иногда это связано с самыми нежелательными последствиями для терапии. В одной клинике группа сотрудников серьезно интересовалась игрой "Алкоголик" и пыталась добиться полного исцеления путем отказа от игры, а не просто помогая пациентам. Как только это стало ясно, благотворительный комитет, финансировавший клинику, отказался от услуг этих сотрудников, и больше никого из них не приглашали для помощи этим пациентам.
Родственные игры. В игре "Алкоголик" есть интересный эпизод, который называется "Выпьем по одной". На него впервые обратил внимание один проницательный студент, занимавшийся вопросами промышленной психиатрии. Уайт и его жена (непьющий Преследователь) отправляются на пикник с Блэком и его женой (оба Простаки). Уайт говорит Блэку: "Выпьем по одной!" Если они выпьют по одной, у Уайта появляется разрешение на четыре или пять. Если Блэк отказывается выпить, это раскрывает игру Уайта. По правилам пьющих Уайт должен почувствовать себя оскорбленным и для следующего пикника найдет себе более сговорчивого компаньона. То, что на социальном уровне кажется щедростью Взрослого, на психологическом оказывается дерзостью: Ребенок Уайта получает Родительское снисхождение со стороны Блэка путем открытого подкупа под самым носом у миссис Уайт, которая бессильна что-либо сделать. На самом деле миссис Уайт только делает вид, что бессильна, поскольку согласилась на всю эту затею: она так же стремится к продолжению игры, исполняя роль Преследователя, как мистер Уайт в роли Алкоголика. Легко представить себе, как она будет его обвинять на следующее утро. Если Уайт босс Блэка, вариант может быть связан с дальнейшими осложнениями.
В целом Простак не так прост, как кажется по этому названию. Простаки часто одинокие люди, которые много получают от того, что бывают добры к Алкоголикам. Например, хозяин закусочной, играющий в "Славного малого", таким образом не только приобретает много знакомств и репутацию щедрого человека в своем социальном кругу, но и считается отличным рассказчиком.
Кстати, один из вариантов "Славного малого" разыгрывается, когда человек у всех спрашивает совета, как ему лучше помочь людям. Это пример веселой и конструктивной игры, которую стоит поддерживать. Ее противоположность "Крутой парень", который берет уроки насилия и спрашивает совета, как причинить людям больше боли. Хотя советы никогда не осуществляются на практике, игрок имеет право ассоциироваться с настоящими крутыми ребятами, которые играют в эту игру всерьез, и может купаться в отраженном свете их славы. Это представитель породы, которую французы называют un fanfaron de vice.*
* Развратник на словах. Прим. пер.
Анализ
Тезис. Какой я был отвратительный. Посмотрим, сможешь ли ты меня остановить.
Цель. Самобичевание.
Роли. Алкоголик, Преследователь, Спаситель, Простак, Посредник.
Динамика. Оральная депривация.
Примеры. 1. Попробуй поймать меня. Прототип трудно соотнести с самой игрой из-за его сложности. Однако дети, особенно дети алкоголиков, часто пользуются маневрами, характерными для алкоголиков. Дети, играющие в "Попробуй поймать меня", лгут, прячут вещи, напрашиваются на брань, ищут тех, кто им посочувствует, и обычно находят сердобольную соседку, дающую им подачки, и т.д. Самобичевание при этом часто откладывается на последующие годы. 2. Алкоголик и его круг.
Социальная парадигма. Взрослый Взрослый.
Взрослый: "Скажи, что ты на самом деле обо мне думаешь,
или помоги мне прекратить пить".
Взрослый: "Я буду с тобой откровенен".
Психологическая парадигма. Родитель
Ребенок.
Ребенок: "Попробуй поймать меня".
Родитель: "Ты должен перестать пить, потому что..."
Ходы. 1. Провокация обвинение или прощение. 2. Снисходительность гнев или разочарование.
Выгоды. 1. Внутренняя психологическая а) пьянство как процедура бунт, утешение и удовлетворение желания; б) "Алкоголик" как игра самобичевание (возможно). 2. Внешняя психологическая возможность избежать половой и других форм близости. 3. Внутренняя социальная "Посмотрим, сможешь ли ты меня остановить". 4. Внешняя социальная "А на следующее утро", "Коктейль" и другие способы времяпрепровождения. 5. Биологическая чередующийся обмен проявлениями любви и гнева. 6. Экзистенциальная "Все хотят меня обидеть".
Тезис. "Должник" больше чем игра. В Америке она для многих становится сценарием, планом всей жизни, точно так же как в джунглях Африки или Новой Гвинеи. Там родственники молодого человека за огромную цену покупают ему невесту, и он на всю жизнь оказывается в долгу. У нас есть такой же обычай, по крайней мере в наиболее цивилизованных частях страны, только у нас вместо, платы за невесту кредит за дом, и если родственники не могут помочь, роль кредитора выполняет банк.
Таким образом, и молодой человек в Новой Гвинее, который для достижения успеха подвесил к уху старые ручные часы, и молодой человек в Америке, для достижения успеха нацепивший на запястье новенький хронометр, оба чувствуют, что приобрели "цель" в жизни. Большой праздник свадьба или новоселье происходит не тогда, когда заем выплачен, а когда он взят. Телевидение, например, воспевает не человека средних лет, который наконец выплатил все по закладной, а молодого человека, который вместе с семьей переселяется в новый дом, гордо машет только что подписанными документами, которые связывают его на большую часть самых продуктивных лет жизни. После того как выплачены все долги закладная, плата за обучение детей в колледже, страховка, он считается "почтенным гражданином", которому общество должно предоставить не только материальный комфорт, но и новую "цель". Как и на Новой Гвинее, если он умен, он может из должника превратиться в кредитора, но так случается относительно редко.
Когда я пишу эти строки, по моему столу ползет мокрица. Если ее перевернуть на спину, можно видеть, какие огромные усилия она прилагает, чтобы снова встать на ноги. В этот промежуток времени у нее есть "цель жизни". И когда мокрица переворачивается, кажется, можно почти увидеть выражение торжества у нее на "лице". Мокрица уползает, и можно представить себе, как она рассказывает свою историю на следующей встрече мокриц и смотрит на молодых ракообразных свысока, как добившаяся своей цели. Но к ее самодовольству примешивается оттенок разочарования. Теперь, когда она достигла вершины, жизнь кажется лишенной цели. Может быть, мокрица вернется, надеясь повторить свой триумф; стоит пометить ее спинку чернилами, чтобы узнать, когда она решится рискнуть. Смелое ракообразное эта мокрица. Неудивительно, что живет многие миллионы лет.
Однако большинство молодых американцев серьезно относятся к своим закладным только в минуты стресса. Если они испытывают депрессию или экономическая ситуация ухудшается, долговые обязательства могут удержать их от опрометчивых поступков, иногда даже от самоубийства. Большинство их играет в легкую игру "Если бы не долги", но в остальных отношениях они наслаждаются жизнью. Только немногим выпадает жребий сыграть в "Должника" в полную силу.
"Попробуй получи" (ПП) это обычно игра молодых семейных пар; она строится так, что игрок получет свое при любом исходе. Уайты в кредит приобретают всевозможные вещи и услуги, дешевые или роскошные, в зависимости от воспитания и от того, как их приучили играть родители, дедушки и бабушки. Если после нескольких тщетных попыток получить долг кредитор отказывается от усилий, Уайты безнаказанно пользуются полученным, и в этом смысле получают то, ради чего играли. Если кредитор начинает действовать энергичнее, Уайты наслаждаются тем, что заставляют его побегать за ними, и одновременно пользуются приобретенным. Жесткую форму игра приобретает в том случае, если кредитор намерен во что бы то ни стало получить долг. Здесь обычно включаются элементы принуждения обращение к нанимателям Уайта или появление у его дома шумного пестрого грузовика, на котором большими буквами написано "Агентство по сбору взносов".
В этот момент в игре происходит поворот. Уайт понимает, что ему, вероятно, придется заплатить. Но из-за элемента принуждения, в большинстве случаев выраженного "последним предупреждением" сборщика ("Если вы в течение сорока восьми часов не появитесь в конторе..."), Уайт считает себя вправе возмутиться; теперь он переключается на вариант "Попался, сукин сын!" В этом случае он тоже побеждает, демонстрируя, что кредитор жаден, безжалостен и недостоин доверия. Две наиболее обычных выгоды при этом таковы: 1) укрепляется экзистенциальная позиция Уайта, которая представляет собой замаскированную форму "Все кредиторы алчные люди", и 2) Уайт извлекает большую внешнюю социальную выгоду, поскольку теперь имеет право в кругу друзей открыто обвинять кредитора, не утрачивая своего статуса "славного малого". Он может извлечь и внутреннюю социальную выгоду при встрече с самим кредитором. Вдобавок это оправдывает его злоупотребление системой кредитования: если все кредиторы таковы, как этот, зачем вообще платить?
Мелкие землевладельцы часто играют в игру "Кредитор" в форме "Попробуй не заплати" (ПНЗ). Игроки в ПП и ПНЗ обычно сразу узнают друг друга и, так как предвидят взаимные транзакционные выплаты и удовольствия, легко вступают в контакт. Независимо от того, кто выигрывает в финансовом смысле, оба укрепляют свои позиции, играя впоследствии в "Почему со мной всегда так?"
Игры, связанные с деньгами, могут иметь очень серьезные последствия. Некоторые говорят, что наши описания этих игр выглядят поверхностными. Так происходит не только потому, что мы описываем всякие мелочи, а потому, что обнаруживаем мелочные мотивы в делах, к которым люди привыкают относиться серьезно.
Антитезис. Очевидный антитезис к ПП требование немедленной платы наличными. Но у хорошего игрока в ПП есть способы обойти это препятствие, которые действуют на всех, кроме самых закаленных кредиторов. Антитезис к ПНЗ честность и своевременная уплата. Поскольку закаленные игроки в ПП и ПНЗ настоящие профессионалы в полном смысле этого слова, у любителя столько же шансов выиграть у них, как и в спорте у любителя против профессионала. Хотя любитель выигрывает редко, он по крайней мере может наслаждаться участием в игре. Поскольку по традиции к обеим играм относятся серьезно, ничто так не расстраивает профессионала, как смех, которым любитель встречает печальный исход. В финансовых кругах такое считается совершенно недопустимым. В известных автору случаях смех над должником, случайно встреченным на улице, действует на него так же обескураживающе и раздражающе, как игра в "Антирастяпу" против игрока в "Растяпу".
Тезис. В этой игре обычно участвуют люди, у которых словно на лбу написано: "Пожалуйста, не бейте меня". Искушение почти непреодолимо, и, когда наступает естественный результат, Уайт жалобно восклицает: "Но ведь написано же "Не бейте меня!" И, не веря самому себе, добавляет: "Почему со мной всегда такое?" (ПСМВТ). Клинически ПСМВТ может быть диагностировано как клише из игры "Психиатрия": "Когда у меня стресс, я совершенно не в себе". Один игровой элемент в ПСМВТ можно определить как гордость наизнанку: "Мои несчастья хуже твоих". Эта черта часто наблюдается у параноиков.
Если Уайт окружен людьми, которых удерживает от удара доброта, или участие в игре "Я только пытаюсь тебе помочь", или социальные условия, или правила организации, поведение Уайта становится все более провокационным, пока он не переходит границы и не вынуждает их сделать ему одолжение. К этой категории могут относится всякого рода изгои, проститутки и те, кто постоянно теряет работу.
Соответствующая игра, принятая у женщин, называется "Поношенное платье". Женщины, часто из благополучных семей, прилагают все усилия, чтобы выглядеть жалкими. Они стараются, чтобы их доходы по "уважительным" причинам не превышали прожиточного минимума. Если им сваливается на голову наследство, всегда находятся предприимчивые молодые люди, которые помогают от него избавиться, давая взамен акции какого-нибудь несуществующего предприятия или что-то подобное. В просторечии такую женщину называют "маминой подругой", всегда готовой дать рассудительный Родительский совет и живущей жизнью других. Их игра ПСМВТ бессловесна, и только манеры и поведение как бы говорят: "Почему со мной всегда так?"
Интересная разновидность ПСМВТ связана с хорошо приспособленными людьми, которых постоянно встречает успех, часто превышающий их собственные ожидания. Здесь ПСМВТ может привести к серьезным и конструктивным размышлениям и к росту личности в самом лучшем смысле, если приобретет форму "Чем я в действительности это заслужил?".
Тезис. В классическом виде можно наблюдать во время игры в покер. У Уайта непобедимое сочетание карт, например четыре туза. В таком случае, если Уайт игрок в ПСС, его больше занимает тот факт, что Блэк полностью в его руках, чем то, что он может выиграть деньги.
Уайту необходимо починить в доме канализацию. Он тщательно проверяет расчеты водопроводчика, прежде чем согласится. Наконец договорились о цене; договорились и о том, что дополнительные расходы не будут вноситься в счет. Когда водопроводчик представляет счет, он включает в него несколько дополнительных долларов за клапан, который также пришлось заменить, примерно четыре доллара, при стоимости всей работы в четыреста. Уайт приходит в ярость, звонит водопроводчику по телефону и требует объяснений. Водопроводчик не сдается. Тогда Уайт пишет ему длинное письмо, обвиняя в нечестности и неэтичности, и отказывается платить по счету, если не будут исключены дополнительные четыре доллара. Водопроводчик в конечном счете уступает.
Вскоре становится очевидным, что и Уайт, и водопроводчик играли в игру. В ходе переговоров они поняли возможности друг друга. Водопроводчик совершил провокацию, представив счет. Поскольку Уайт взял с него слово, водопроводчик в данном случае явно не прав. Уайт считает себя вправе изливать на него всю силу своего гнева. Вместо того чтобы, как подобает Взрослому, провести приличные переговоры, Уайт начинает критиковать весь образ жизни водопроводчика. Внешне это спор Взрослого и Взрослого, законное обсуждение договоренной платы. На психологическом уровне это диалог Родителя со Взрослым: Уайт воспользовался банальным, но социально приемлемым поводом, чтобы излить накопившуюся за многие годы ярость на своего противника, которого считает мошенником. Он ведет себя так, как вела бы в аналогичной ситуации его мать. Он сразу узнаёт предложенную игру ПСС и сознаёт, насколько благоприятной для него является провокация со стороны водопроводчика. Уайт может вспомнить, что с раннего детства его всегда задевали подобные несправедливости, он встречал их с радостью и выжимал из них все, что возможно. Во многих случаях, которые ему вспоминаются, он даже забывал о первоначальной провокации, но в мельчайших подробностях помнил весь ход схватки. Очевидно, водопроводчик играет какой-то вариант "Почему со мной всегда так?" (ПСМВТ).
ПСС игра, рассчитанная на двоих участников, и ее следует отличать от "Какой ужас!" (КУ). В КУ инициатор игры ищет несправедливости, чтобы иметь возможность пожаловаться на них третьему участнику. Таким образом, это игра на троих: в ней действуют Агрессор, Жертва и Доверенное лицо. В КУ играют под девизом "Несчастье нуждается в сочувствии". Доверенное лицо обычно человек, который тоже играет в КУ. ПСМВТ тоже игра на троих, но в ней инициатор пытается доказать свое превосходство по числу и размаху несчастий и негодует на соперничество со стороны других неудачников. В коммерческом варианте ПСС это игра профессионалов, рассчитанная на троих участников, и называется она шантажом. В более или менее утонченных формах ее можно проводить как супружескую игру с двумя участниками.
Антитезис. Лучший антитезис это правильное поведение. Если имеешь дело с игроком в ПСС, нужно при первом же столкновении подробнейшим образом обсудить все детали отношений и в дальнейшем строго придерживаться принятых правил. В клинической практике, например, нужно сразу договориться о цене пропущенной встречи или преждевременного прекращения лечения; следует также принять дополнительные предосторожности, чтобы не допустить никаких ошибок при оформлении документов и при учете. Если возникают непредвиденные неприятности, антитезис требует уступить без спора и подождать момента, когда терапевт будет готов иметь дело с этой игрой. В повседневной жизни отношения с игроками в ПСС всегда связаны с рассчитанным риском. К жене такого человека следует относиться вежливо, но избегать малейших проявлений галантности или флирта, особенно если эти проявления одобряются мужем.
Анализ
Тезис. Попался, сукин сын!
Цель. Оправдание.
Роли. Жертва, Агрессор.
Динамика. Гнев ревности.
Примеры. 1. На этот раз я тебя застукал. 2. Ревнивый муж.
Социальная парадигма. Взрослый Взрослый.
Взрослый: "Смотри, что ты наделал".
Взрослый: "Теперь, когда ты привлек к этому мое
внимание, я вижу, что ты прав".
Психологическая парадигма. Родитель
Ребенок.
Родитель: "Я все время слежу за тобой и жду, когда ты
ошибешься".
Ребенок: "На этот раз ты меня поймал".
Родитель: "Да, и на этот раз ты почувствуешь всю силу
моего гнева".
Ходы. 1. Провокация обвинение. 2. Защита обвинение. 3. Защита наказание.
Выгоды. 1. Внутренняя психологическая оправдание гнева. 2. Внешняя психологическая возможность избежать осознания своих недостатков. 3. Внутренняя социальная ПСС. 4. Внешняя социальная они всегда готовы поймать тебя. 5. Биологическая обмен гневными транзакциями, обычно между людьми одного пола. 6. Экзистенциальная людям нельзя доверять.
Тезис. Это классический пример супружеской игры, и ей принадлежит первое место в соревновании на самую распространенную причину разводов; но в эту игру могут играть также дети, и родители, и сотрудники по работе.
"Смотри, что я из-за тебя сделал" (СЧЯИТС) и "Ты меня в это впутал" (ТМВЭВ) игры дополняющие, так что комбинация СЧЯИТС-ТМВЭВ это классическая основа скрытого игрового контракта многих браков. Такой контракт можно проиллюстрировать таким случаем.
По взаимному согласию миссис Уайт вела семейный учет и платила по счетам, беря деньги с их общего счета в банке, потому что мистер Уайт "слаб в арифметике". Каждые несколько месяцев их извещают о перерасходе счета, и мистеру Уайту приходится договариваться с банком. Когда он попытался выяснить причину перерасходов, выяснилось, что миссис Уайт совершала дорогостоящие покупки, не сообщая об этом мужу. Когда это становится известно, мистер Уайт в праведном гневе играет в ТМВЭВ, а жена со слезами принимает его выговор и обещает, что больше такого не случится. Некоторое время все спокойно, но затем неожиданно появляется агент кредитора и требует оплатить давно просроченный счет. Мистер Уайт, который ничего не знал об этом счете, спрашивает о нем у жены. Она начинает играть в СЧЯИТН, говоря, что это его вина. Так как муж запретил ей делать перерасход, она могла свести концы с концами, только скрыв от него этот свой долг.
Такая игра продолжалась в течение десяти лет на том основании, что каждый случай последний и больше такое не случится, отныне все пойдет по-другому. Что и делалось несколько месяцев. Обратившись к психотерапевту, мистер Уайт очень проницательно, без всякой помощи со стороны врача, проанализировал эту игру и сам же предложил средство от нее. По взаимному согласию счет в банке был переведен только на его имя. Миссис Уайт продолжала вести учет и делать покупки, но теперь мистер Уайт первым видел счета и контролировал их оплату. Таким образом, ни долги, ни перерасходы не могли пройти мимо него, и теперь расчет семейного бюджета производился совместно. Лишившись удовлетворения и выгод СЧЯИТН-ТМВЭВ, Уайты вначале чувствовали себя неловко и были вынуждены отыскать более честные и конструктивные способы взаимного общения.
Антитезис. Антитезис к игре СЧЯИТН первой степени оставить игрока в покое, второй степени предоставить самому Уайту принимать решения. У игрока первой степени может возникнуть реакция одиночества, но редко гнева; игрок второй степени начнет дуться, если вынужден будет брать на себя инициативу, так что систематическое использование антиСЧЯИТН может иметь неприятные последствия. Антитезис СЧЯИТН третьей степени должен осуществляться под руководством опытного профессионала.
Частичный анализ
Цель игры оправдание своего поведения. Динамически ее мягкая форма может быть сопоставлена с преждевременным семявыделением, жесткая форма с гневом, основанным на "страхе кастрации". Хорошо заметен внешний психологический знак (стремление избежать ответственности); игру часто ускоряет угроза интимной близости, поскольку "оправданный" гнев помогает избежать половых отношений. Экзистенциальная позиция "Меня не в чем винить".