АСДиП   ЯП   ЯиМП   высокоуровн. языки - 3GL   визуальные среды - 4GL   5GL   технологии программирования

Основы программирования

Практика программирования на 3GL

(Бейсик, Си, C++, Паскаль, PHP, Java, JavaScript)

  1. Что такое хорошая программа?
  2. Три богатыря на рубеже столетий
  3. Работа с числовыми данными
  4. Обработка текстовой информации
  5. Работа с массивами
  6. Рекурсивные функции и процедуры
  7. Подпрограммы (процедуры) и функции
  8. Работа с дисковыми файлами
  9. Машинная графика
  10. Работа с календарными датами
  11. Использование системных функций
  12. Указатель программ
  13. Интегрированная среда разработки NetBeans
  14. Список литературы
  15. Скачать исходные тексты программ

Сегодня грех жаловаться на недостаток литературы по компьютерной тематике. Однако полки в специализированных отделах книжных магазинов заполнены, в основном, многочисленными руководствами, обещающими в немыслимо короткие сроки обучить пользователя навыкам работы с наиболее популярными программными продуктами. На фоне этого довольно поверхностного изобилия не так часто встречаются хорошие книги, посвященные глубокому изучению алгоритмических языков и методам их использования для решения различных задач.

Столь же безрадостная участь постигла и серию книг по практике программирования. Во-первых, таких книг просто мало. Во-вторых, набор рассмотренных в них программ обычно относится к двум противоположным полюсам. Это либо тексты программ, занимающих 5-10 строк и демонстрирующих самые поверхностные возможности того или иного алгоритмического языка, либо задачи повышенной сложности, входившие в программы международных олимпиад по информатике, где наиболее важным моментом является выбор оптимального алгоритма, а вопросы конструирования, оформления и тестирования программ отходят на второй план или просто не рассматриваются. Наконец, нам кажется абсолютно непродуктивной идея многочисленных курсов по информатике, базирующихся на последовательном изучении двух-трех универсальных языков программирования. Такие алгоритмические языки имеют слишком много общего и просто нерационально отводить дефицитные учебные часы на изучение каждого из них с самого начала по стандартной схеме. Параллельное изучение эквивалентных конструкций в разных алгоритмических языках позволяет выработать навыки автоматического преобразования программ, что может оказаться полезным в практической работе.

Для тех, кто начинает изучение основ информатики и пытается освоить технику программирования на примерах сравнительно несложных задач. Для их понимания вполне достаточно элементов математики, изучаемых в средней школе.

Для тех, кто хочет научиться отличать хорошую программу от плохой и не собирается ограничивать свои познания техникой программирования. Последнее подразумевает знание допустимых типов данных и их внутреннего представления в памяти ЭВМ, умение использовать конструкции алгоритмического языка, функциональные возможности системы программирования и операционной системы.

Для тех, кто владеет основами программирования на одном из алгоритмических языков и хочет познакомиться со спецификой других достаточно распространенных алгоритмических языков. Современное общее образование вряд ли может считаться полноценным без изучения хотя бы одного иностранного языка. Точно так же профессиональное образование программиста не может ограничиваться рамками единственного алгоритмического языка. Мы постарались донести до читателей идею о том, что все достаточно универсальные алгоритмические языки очень похожи друг на друга и хорошее знание одного из них позволяет сравнительно просто разобраться с изобразительными средствами другого.

Для начинающих преподавателей информатики, которые хотели бы быстро пополнить арсенал своих учебных программ. Мы были бы крайне признательны вам за любые предложения по совершенствованию предлагаемых программ и расширение состава полезных задач.

АСДиП   к технологиям программирования   к алгоритмизации   к высокоуровн. языкам - 3GL   к визуальным средам - 4GL

Знаете ли Вы, что локальность - означает, что реализация одной абстракции может быть создана и рассмотрена без необходимости анализа реализации какой-либо другой абстракции. Принцип локальности позволяет составлять программу из абстракций, создаваемых людьми, работающими независимо друг от друга. Один человек может создать абстракцию, которая использует абстракцию, созданную кем-то другим.

Bourabai Research Institution home page

Bourabai Research - Технологии XXI века Bourabai Research Institution