В метровом и дециметровом диапазонах волн однонаправленное
излучение Щ. а., прорезанных в плоском экране, достигается применением резонаторов,
закрывающих щель с одной стороны. Щель имеет обычно форму узкого длинного отверстия
длинойгде-длина
волны в свободном пространстве. Для увеличения широкопо-лосности щель может
быть выполнена в форме гантели. Коаксиальный фидер, соединяющий Щ. а. (в передающем
режиме) с генератором, вводится внутрь резонатора, причём центр. проводник присоединяется
к одной стороне щели, а внешний (оплетка)
-к другой. Возможны также др. способы возбуждения резонаторов; в общем случае
необходимо, чтобы щель пересекала линии токов проводимости, протекавших до прорезания
щели на стенках резонатора. Эти токи переходят в этом случае в токи смещения,
текущие перпендикулярно краям щели; между краями щели создаётся разность потенциалов.
Подобная щель вызывает излучение эл--магн. энергии в окружающее пространство,
эквивалентное излучению нек-рого "магн. тока", текущего по экрану
вдоль щели; по этой причине Щ. а. иногда наз. магн. антенной.
Диаграмму направленности (ДН) и входное сопротивление
Щ. а., прорезанных в плоском экране, можно приближённо найти с помощью принципа
двойственности, согласно к-рому поле излучения щели при бесконечном экране совпадает
(при замене векторов E и H соответственно на H и - E)
с полем ленточного вибратора, дополняющего экран до сплошного (ленточный
вибратор эквивалентен вибратору цилиндрич. формы, если его радиус в 4 раза меньше
ширины щели). Конечность размеров реально HC-пользумых экранов приводит к искажению
ДН, особенно в плоскости, перпендикулярной щели.
Для создания направленного излучения в плоскости щели применяются кольцевые щели, прорезанные в плоском экране. Возбуждение такой щели можно осуществить с помощью конич. перехода от коаксиального кабеля; чаще для этой цели используются кольцевые резонаторы. Применяются также кольцевые Щ. а. на цилиндре с коаксиальным резонатором. К Щ. а. относятся многочисл. варианты полосковых и микрополосковых антенн.
В диапазоне сантиметровых и миллиметровых волн
наиб. широко применяются многощелевые антенны, прорезанные обычно в узкой или
широкой стенках прямоуг. волновода ,работающего в режиме волны Н10.
Для возбуждения щелей, прорезанных в волноводе, необходимо, как и в случае с
резонатором, чтобы щели пересекались токами проводимости, текущими на внутр.
поверхности стенок волновода. Чаще применяются прямолинейные полуволновые продольные
щели на широкой стенке или наклонные на узкой, излучающие поле линейной поляризации.
Для получения круговой поляризации поля излучения можно использовать крестообразные
щели, прорезанные в широкой стенке прямоуг. волновода на расстоянии четверти
её ширины от ср. линии. ДН многощелевых волноводных антенн в плоскости, параллельной
оси волновода, обладает направленностью, зависящей от числа щелей; в плоскости,
перпендикулярной оси волновода, ДН практически ненаправленная. Коэф. направленного
действия примерно равен утроенному числу щелей. Для уменьшения отражений от
отд. щелей расстояние d между продольными щелями, располагаемыми в шахматном
порядке на широкой стенке, выбирается отличным отгде-длина
волны в волноводе. При наличии на конце волновода поглощающей нагрузки в антенне
устанавливается режим бегущей волны (т. н. нерезонансные антенны); при этом
максимум ДН отклонён от нормали в ту или иную сторону в зависимости от d. При изменении частоты направление максимума излучения меняется, что позволяет
создавать системы с частотным, сканированием. Осн. недостаток нерезонансных
антенн связан с проявлением "эффекта нормали" - резкого рассогласования
антенны с питающим волноводом на частоте, когдаи
максимум излучения должен быть направлен по нормали к антенне. Для формирования
максимума излучения по нормали используются резонансные антенны, напр. в виде
системы продольных щелей, расположенных в шахматном порядке на расстоянииволновод
в этом случае снабжают на конце короткозамкнутым поршнем.
Щ. а. часто применяются для возбуждения волноводов, объёмных резонаторов, а также в качестве первичных облучателей в сложных антеннах.
Г. А. Ерохин.
Дело в том, что в его постановке и выводах произведена подмена, аналогичная подмене в школьной шуточной задачке на сообразительность, в которой спрашивается:
- Cколько яблок на березе, если на одной ветке их 5, на другой ветке - 10 и так далее
При этом внимание учеников намеренно отвлекается от того основополагающего факта, что на березе яблоки не растут, в принципе.
В эксперименте Майкельсона ставится вопрос о движении эфира относительно покоящегося в лабораторной системе интерферометра. Однако, если мы ищем эфир, как базовую материю, из которой состоит всё вещество интерферометра, лаборатории, да и Земли в целом, то, естественно, эфир тоже будет неподвижен, так как земное вещество есть всего навсего определенным образом структурированный эфир, и никак не может двигаться относительно самого себя.
Удивительно, что этот цирковой трюк овладел на 120 лет умами физиков на полном серьезе, хотя его прототипы есть в сказках-небылицах всех народов всех времен, включая барона Мюнхаузена, вытащившего себя за волосы из болота, и призванных показать детям возможные жульничества и тем защитить их во взрослой жизни. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.