Автомодельное течение - течение жидкости (газа), к-рое остаётся механически подобным самому себе при изменении
одного или неск. параметров, определяющих это течение. В механически подобных
явлениях наряду с пропорциональностью геом. размеров соблюдается пропорциональность
механич. величин - скоростей, давлений, сил и т. д. (см. Подобия теория).
Автомодельное течение - частный случай течения жидкости (газа), когда общая задача гидроаэромеханики
сводится к системе безразмерных обыкновенных дифференц. ур-ний и
граничных условий, зависящих от одной надлежащим образом выбранной
безразмерной независимой переменной. Благодаря этому задача расчёта
течения упрощается, и удаётся получить её численное, а в ряде случаев и
аналитич. решение.
Так, при обтекании бесконечного конуса
сверхзвуковым равномерным потоком идеального газа (рис. 1) нельзя выделить характерный
линейный размер, поэтому при растяжении или сжатии картины течения относительно
вершины конуса О в произвольное число раз картина не изменяется, т. е.
остаётся подобной самой себе.
Рис. 1. Обтекание бесконечного конуса равномерным сверхзвуковым потоком идеального газа; OS - коническая ударная волна, аа - линия тока.
Все безразмерные характеристики течения
- относит. скорости, давления и т. д. зависят от одной независимой геом. переменной
- полярного угла .
Обтекание конуса описывается системой из двух ур-ний -с граничными условиями
на поверхности конуса и на присоединённой конич. ударной волне:
Здесь , - составляющие относит. скорости в полярной системе координат - отношение уд. теплоёмкостей.
Автомодельное течение в ламинарном пограничном слое существуют лишь при нек-рых спец. законах изменения скорости U вне пограничного слоя, в частности при постоянной скорости U=const (пограничный слой на продольно обтекаемой бесконечной плоской пластине). Т. к. в рассматриваемом течении нет к--л. характерной длины, то профили скорости в автомодельном пограничном слое в разл. поперечных сечениях x=const подобны друг другу и в безразмерных переменных представляются универсальной функцией , где у - расстояние по нормали к пластине, - толщина пограничного слоя.
Безразмерная функция тока
в автомодельном пограничном слое удовлетворяет обыкновенному дифференц. ур-нию
с граничными условиями f=0, f '= 0 при
и f '= 1 при .
Здесь - нек-рые
постоянные, a h
- безразмерная автомодельная переменная, пропорциональная .
Аналогичные автомодельные течения возможны и в пограничном слое, возникающем при свободной (естественной)
конвекции.
Рис. 2. Схема свободной турбулентной струи: О - полюс, I - сопло, m - т - сечение среза сопла, п - п - конец начального участка, KL - граница струи, - сходственные точки на профилях скорости.
Автомодельное течение возникает и в осн. участке турбулентной свободной струи (рис. 2), вытекающей из плоского или круглого сопла в неподвижную среду, т. к. в сходственных точках любых двух поперечных сечений безразмерные величины скорости (температуры, концентрации) одинаковы.
Для нестационарных А. т. состояние течения в нек-рый момент времени t,
характеризуемое распределением давлений, скоростей, температур в
пространстве, механически подобно состоянию течения при любом др.
значении t. Такие течения образуются, напр., в случае сильного
взрыва, а также при распространении в горючей смеси фронта пламени или
детонации. В случае сферич. симметрии взрыв (поджигание смеси)
происходит в точке, в случае цилиндрич. симметрии - вдоль прямой, а в случае плоских волн - вдоль плоскости. Если в момент t=0 мгновенно выделяется конечная энергия Е0 а нач. плотность газовой среды равна , то введение безразмерной автомодельной переменной (где r - расстояние от места взрыва, -для сферич. волн, - для цилиндрических и -для
плоских) позволяет свести задачу определения безразмерных давлений,
скоростей, температур за взрывной (ударной) волной к решению системы
обыкновенных дифференц. ур-ний с автомодельными граничными условиями на
ударной волне.
В широком смысле под автомодельностью течения иногда понимают независимость безразмерных параметров, характеризующих течение, от подобия критериев. Так, коэфф. лобового аародинамич. сопротивления Сx (см. Аэродинамические коэффициенты)можно считать автомодельным по Маха числу М или Рейнольдса числу Re, если в нек-ром диапазоне их изменения Сх от них не зависит. Автомодельность коэфф. Сх по М и Re существует для большинства тел, обтекаемых газом, при больших М (М>8)или достаточно больших Re (Re>107).
С. Л. Вишневецкий.