Аэродинамические коэффициенты - безразмерные величины, характеризующие аэродинамические силу и момент, действующие на тело, движущееся в жидкой или газообразной среде. В аэродинамике
цель моделирования - определение А. к. при испытании в аэродинамических трубах и др. эксперим. установках моделей, геометрически подобных натурным объектам.
Если в модельных и натурных условиях критерии аэродинамич. подобия (Маха
число M, Рейнольдса число Re, Струхаля число Sh и др.) одинаковы,
а также соблюдается кинематич. подобие, то значения А. к. модели и натуры будут
равны. А. к., как и их проекции на оси координат, не зависят от размерных физ.
свойств среды и размеров тела, а зависят лишь от его формы, ориентации и безразмерных
критериев аэродинамич. подобия, отношения уд. теплоёмкостей среды
и др. Это позволяет определять нагрузки, действующие на натурный объект, по
результатам модельных исследований. А. к. CRA аэродинамич.
силы RA и m аэродинамич. момента M соответственно
равны:
где
-скоростной напор или динамич. давление,-
плотность среды, в к-рой происходит движение;
- скорость движения тела (или скорость невозмущённого набегающего потока в аэродинамич.
трубе); S, l - характерные площадь и линейный размер обтекаемого тела.
Проекции аэродинамич. силы и момента на оси скоростной и связанной систем координат
соответственно (см. рис. 1, 2 к ст. Аэродинамические сила и момент), отнесённые к скоростному напору и геом. параметрам S и l, определяют
значения А. к. лобового сопротивления ,
аэродинамич. подъёмной силы
, аэродинамич. боковой силы ,
коэф. аэродинамич. моментов крена
, рыскания и тангажа
(всё в скоростной
системе координат). В связанной системе аналогично определяются А. к. продольной
нормальной , поперечной
сил и соответствующих
моментов . Величины
и
считаются положительными, когда направлены противоположно оси ,
остальные составляющие А. к. силы и момента положительны, когда их вектор направлен
по соответствующей оси.
Выбор характерных геом. параметров (S, l), к к-рым принято относить силы и моменты, производится для разных летат. аппаратов разл. способами.
Рис. 1. Зависимость
от угла атаки
Рис. 2. Зависимость
от угла атаки
Рис. 3. Зависимость
от угла атаки
Для самолёта S - площадь крыла в плане, включая подфюзе-ляжную часть. Для снарядов баллистич. ракет и слабооперенных летат. аппаратов - это площадь миделевого сечения, т. е. площадь наибольшего поперечного сечения корпуса (фюзеляжа). При определении и самолёта в качестве l принимается размах крыла, а для - его ср. аэродинамич. хорда. В ракетостроении в качестве l используется длина ракеты. А. к. тела заданной конфигурации при фиксированных значениях критериев аэродинамич. подобия и установившемся (стационарном) движении зависят от его ориентации к потоку (от углов атаки, скольжения и крена, рис. 1, 2).
При неустановившемся движении
А. к. зависят также от величин, характеризующих ускорение тела и угловую скорость
его вращения. Поскольку момент
измеряется относительно принятого центра масс летат. аппарата, по виду зависимости
(рис. 3), напр.,
можно судить о продольной статич. устойчивости аппарата. Зависимость 1 соответствует
статически устойчивому аппарату, т. к. при отклонении от т. н. балансировочного
угла атаки а, к-рому соответствует =0,
возникает момент, возвращающий аппарат в прежнее положение, а кривая 2 - статически
неустойчивому, поскольку действует момент, увеличивающий возникшее отклонение
от балансировочного угла атаки. А. к. зависят также от чисел
. Начало возрастания и максимум зависимости
(M)(рис. 4) связаны с переходом скорости полёта через скорость звука
(М=1) или с т. н. волновым кризисом. Немонотонность в ср. части зависимости
от Re (рис. 5) связана с переходом от ламинарного режима обтекания к
турбулентному.
Значения А. к. необходимы для определения основных лётных характеристик объекта - его сопротивления и подъёмной силы, а также для расчёта его устойчивости и управляемости.
Рис. 4. Зависимость
от числа M.
Рис. 5. Зависимость
от числа Re.
Осн. метод определения
А. к. сложных по форме тел-эксперименты на моделях и натурных объектах, хотя
расчётно-теоретич. методы с использованием ЭВМ получают всё большее развитие
и позволяют решать всё более сложные задачи аэродинамики.
Ю. А. Рыжов