Основы теории иерархий   Кибернетика   ТПОИ   ДМ   Логика   ОКМ   Homo ludens   Homo vulgaris  

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ИЕРАРХИЙ. Иерархии в природе, обществе, технике и познании

Общественные иерархии

  1. Уровни общественной иерархии в живой природе
  2. Пищевая пирамида внутри сообществ Homo vulgaris
  3. Уровни общественной иерархии у людей
  4. Общая иерархия деятельности общества

В данном разделе мы не будем рассматривать частные тривиальные иерархии, существующие в человеческом обществе: церковно-религиозные, военные, политические, корпоративные, которые большинству читателей известны, а кому неизвестны, тот может почерпнуть сведения о них в бумажной и электронной литературе, а лишь остановимся на фундаментальных, имеющих значение для развития познавательных навыков.

Общественные иерархии имеют место не только среди людей, но вообще среди множества видов других живых организмов, а также в среде технических устройств (роботов, компьютеров) в виде информационно-сетевых иерархий. Вначале рассмотрим только общественные иерархии в природе. Аналоги в человеческом обществе и технике будут рассмотрены в соответствующих разделах.

Общая общественная иерархия совпадает с биологической, начиная с уровня семьи, состоящей, как минимум, из двух особей (организмов) — членов сообщества, общающихся между собой с помощью специального информационного протокола обмена - языка.

Здесь следует сделать следующие уточняющие замечания.

В отличие от особей необщественных животных член сообщества способен к языковой коммуникации с другими членами того же сообщества на общем для данного сообщества языке или языках. Именно эта способность и ее реализация создают сообщество с иерархическими свойствами. Потенциальная способность к языковой коммуникации должна быть заложена в особи общественного животного на анатомо-физиологическом уровне. Конкретно-общественная способность к языковой коммуникации должна быть заложена обучением языку конкретного общества.

В природе существует множество общественных видов животных, обладающих развитым языком: общественные виды пчел и ос, муравьи, термиты, дельфины и т. д. Общественные формы существуют среди всех типов живых организмов, даже среди одноклеточных, когда они составляют колонию, где каждая бактерия специализируется на определенной метаболической реакции, синтезирующей вещества, необходимые всей колонии.

Как правило, внутри сообщества общественных (социальных) организмов существует генетическая кастовость — прирожденная, генетически определенная специализация фенотипа (разделение на фертильных самок — маток у пчел, муравьев, термитов, стерильных рабочих и солдат). Такие виды называются эусоциальными, то есть совершенно социальными. Для общественных животных характерно обитание в совместно построенном гнезде - городе, общественный уход за потомством, тесная связь нескольких поколений и разделение обязанностей (полиэтизм) среди членов их семей. Наряду с генетически определенной эусоциальностью в тех же видах существует и условное социальное разделение. Например, у пчел Apis mellifera распределение по профессиям рабочих пчел диктуется текущими потребностями сообщества — пчелиной семьи и меняется со временем у каждой пчелы в рамках ее фенотипа.

Каждой популяции общественных животных присущ свой конкретный язык, часто имеющий существенные отличия от языков иных популяций данного вида, затрудняющие или делающие невозможным информационный обмен между членами разных популяций.

Уровни общественной иерархии в живой природе

Семейный уровень - характеризуется тесной родственной связью животных, как правило имеющих хотя бы одного общего родителя. Общественная иерархия у просоциальных, то есть не специализированных в фенотипе особей внутри семьи существует лишь на время выращивания потомства (дети - родители). Поэтому язык  общения таких животных, как правило, весьма примитивен. У эусоциальных животных иерархия более сложна и необратима в силу генетичесих различий между особями. Однако у видов, имеющих большие семьи, например, медоносных пчел, термитов и муравьев — от 20 до 200 тысяч особей, кроме генетически фиксированной иерархии имеется и условная иерархия, адаптирующая социум к текущим условиям обитания, что требует развитого языка, как средства такой адаптации, организации общества к постоянно меняющимся условиям. Поэтому язык таких социумов весьма развит. К примеру рабочая пчела — разведчица может с помощью языковых средств объяснить пчелам — сборщицам нектара расположение, путь достижения и необходимые характеристики рабочего поля, не обращаясь к методам демонстрации, образца - «делай, как я», «copy-and-paste».

Внутрисемейная иерархия пчелиных каст включает

Условные иерархии в пчелиной семье  включают более 20 рабочих профессий, связанных между собой сложной технологической зависимостью.

Стайный уровень - характерен, как правило, для просоциальных видов животных, не являющихся одной семьей, ведущих коллективный образ жизни хотя бы временно, например для осуществления охоты (волки, гиены и пр.), совместной защиты от хищников (врановые и др.) или дальних сезонных перелетов, перемещений (перелетные птицы). В зависимости от сложности социальных процессов внутри стаи и межстайного общения стайные животные обладают различным уровнем развития языка. К примеру, стайные попугаи могут овладеть и языками других животных, включая человека, причем, не просто механическое воспроизведение, но и понимание на своем уровне. В связи с иерархическим устройством в стае всегда присутствует вожак — особь высшего уровня иерархии, наличие которой позволяет стае организоваться и принимать жизненно важные решения. Наличие вожака, как правило, ведет к возникновению иерархии семей: семья вожака, рядовая семья.
Племенной уровень - характерен для стайных животных, регулирующих взаимодействие стай в распределении мест кормления (охоты), обмена генофондом и совместной защиты от общих врагов.

Как правило, для племенного уровня характерно хотя бы временное наличие собраний вожаков, требующее межстайного, племенного языка общения.

Популяционный уровень - определяет объединение родственных племен в устойчивую генетически связанную общность, внутри которой происходит обмен генетическим материалом, отделенную от других подобных общностей не только различиями в фенотипе и генотипе, но и отсутствием массового обмена генетическим материалом.  характерен для высокоразвитых общественных животных, имеющих общий язык, общий фенотип, общие шаблоны поведения, сегрегационно препятствующие смешиванию с другими популяциями. Пример — некоторые социумы современного человека (этнические нации).

Пищевая пирамида внутри сообществ Homo vulgaris

У сильного всегда бессильный виноват.
[И. А. Крылов. Волк и Ягненок]

Внутреннее генетическое разнообразие Homo vulgaris привело к тому, что он получил способность создавать практически самодостаточную внутреннюю пищевую пирамиду, подобную той, которая существует в природе, но включает в себя различные типы живых организмов одного биоценоза: трава питается гумусом, овцы питаются травой, волки питаются овцами, волками питаются живущие в них гельминты.

Кто-то возразит: каннибализм уже давно в прошлом. Реально в пирамиде человеческого общества пищевые отношения лишь по форме иные: человек, как правило, не ест тело другого человека, а ест добытую им пищу, потребляет иные блага, добытые, созданные подчиненными уровнями пищевой пирамиды. Рассмотрим ее подробнее.

В мире людей действуют те же физические законы, которые действуют в остальном реальном мире. Действие это, как и в физике, проявляется в силах, действующих в сообществах Homo vulgaris.

На физическом уровне в человеческом обществе существует такая иерархия сил, в которой более высокий уровень пищевой пирамиды образуется за счет силовой доминанты верхнего уровня над нижними. Покажем их.

  1. Труженики. Самый нижний уровень общества, члены которого добывают свою «пищу» (ресурсы) сами за счет своего труда.
  2. Воры. Члены этого уровня за счет специфических интеллектуальных способностей могут изъять «пищу» у нижнего уровня путем скрытных манипуляций. Открыто это сделать у них не хватает сил.
  3. Разбойники. Члены этого уровня имеют достаточно сил, организации для того, чтобы отнять «пищу» у нижних уровней открыто.
  4. Убийцы. Члены этого уровня не только имеют достаточно сил для отнятия «пищи» у нижних уровней, но и для устранения членов нижних уровней.

Каждому уровню соответствует свое положение в обществе, а доминанта того или иного уровня определяет социальный уклад общества, его строй. Естественно, что в обществе может сосуществовать одновременно несколько укладов, к примеру, в семье — труженический уклад, в производственной группе — воровской, в межгрупповых отношениях — разбойничий, а в межсоциумных — военный.

В таблице ниже приведены основные признаки социальных укладов.

Таблица 1. Признаки социальных укладов

Общественный строй

Уклад

Мера
всех вещей

Доминантная сила

Доминирующий
тип людей

Доминирующий
тип культуры

Рабовладельческий

Военный

Смерть

Отнятие жизни, захват рабов

Убийцы

Тирания, деспотический

Феодальный

Разбойничий

Власть

Отнятие свободы, закрепощение

Разбойники

Семейный, династический

Капиталистический

Воровской

Деньги

Отнятие имущества, паразитизм

Воры

Стайный, корпоративный

Социалистический

Рабочий

Человек

Подавление асоциальности (насилия,
тунеядства / паразитизма, стяжательства)

Трудящиеся

Общественный,
социалистический

Если рабовладельческий строй включает все 4 уклада с доминированием военного, - идеологии захвата чужих территорий и жизней даже внутри сообщества, то феодальный ограничивает военный уклад внешней сферой сообщества, культивируя внутри сообщества идеологическую заповедь «не убий».

Капиталистический строй вводит еще большие ограничения с помощью юстиции: защиту от прямого  грабежа и  неприкосновенность уже отобранной, присвоенной собственности. Лишь социалистический строй с помощью юстициии и идеологического порицания любого вида отъема благ от труженика, позволяет при своей полноценной реализации исключить все криминальные уклады. Правда, для его реализации человеческое общество должно подняться на культурный уровень, позволяющий сохранять системную устойчивость, иначе, даже при установлении социалистического строя «де-юре», происходит его разложение и откат к низшим формам.

Уровни общественной иерархии в человеческом обществе

Не считая митохондриальной составляющей, современный человек Homo vulgaris является просоциальным гетерозисным, то есть возникшем в результате сложной гибридизации древних, ныне не существующих видов рода Homo, то есть без кастового разделения фенотипа, генотипом 2х23 хромосомы и разницей в единственной мужской Y-хромосоме. Его общественные иерархии родственны иерархиям общественных животных, но развиты не в эусоциальном, а просоциальном направлении, то есть не имеют жесткой фиксации в наследственности, а, следовательно, развивающиеся только в культуре, ее конкретном иерархическом устройстве, когда передают ее следующему поколению в процессе воспитания потомства. Следует признать, что процесс воспитания наличествует и у многих других видов общественных животных.

В историческом развитии общественная иерархия в человеческом обществе движется к сословно-классовому расслоению (сословно-классовой иерархии), следующим за этим расовым расслоением (расовой иерархии), а в настоящее время — продвижением эусоциальности: исследованием и разработками генномодифицированного человека — от коррекции отдельных «вредных» генов до биороботов - воинов и ГМО-рабочих с элементами вживления электроники в организм (киборгов), например, в США, и еврейской евгеники в Израиле.

Хотя низшим, первым уровнем нормального общества является семья — самовоспроизводящаяся, передающая культуру  следующему поколению его минимальная ячейка, есть еще и «нулевой», асоциальный уровень индивидуума, своеобразного «иона» или атома, который может как быть составной частью семьи — «молекулы», а может развиться в асоциальную «плазму», не формируя семьи, рождающей и воспитывающей потомство: постоянные холостяки, монахи и монашки, «воры в законе», педерасты, лесбиянки. Вся история человечества показывает, что увеличение доли последних в обществе есть самый верный признак его разложения и приближающейся гибели. Точно тоже самое происходит у других общественных животных. К примеру, при нарушении естественной иерархии в пчелиной семье (убийстве пчелиной матки — царицы), самопроизвольно возникают пчелы-трутовки, нарушающие естественное гендерное разделение функций в семье. Подобное происходит у некоторых видов африканских гиен. Итак, уровни основной общественной иерархии у людей:

Семейный уровень - аналогичен этому уровню у других животных с той разницей, что в отличие от эусоциальных животных человеческий язык, используемый в семейных отношениях не является наследуемым. Наследуется лишь способность к обучению языковому общению, а язык и его ментальная надстройка приобретаются в процессе семейного воспитания. Таким образом уровень развития языка полностью зависит от культурной среды, культуры, на которую опирается семья.
Общинно-цеховой, клановый, родовой уровень - является аналогом стайного уровня у других общественных животных, в отличие от которого существует в двух видах: традиционном, родовом (как у животных) и эволюционирующем (в быстро развивающихся обществах). В первом случае обычно подразумевает межсемейное, клановое родство, а во втором — отсутствие или вторичность какого-либо родства между людьми в общине или на производстве. Здесь необходимо заметить, что термин «эволюционирующее общество» подразумевает то, что культура общества, поведение его членов существенно меняются из поколения в поколение (не обязательно в сторону роста культуры, но и ее деградации).

Эволюционируют общества по разным причинам:

Эволюционирующий вид общинно-цехового уровня также имеет название корпоративного, когда организован в форме промышленной, торговой, ростовщической (банковско-финансовой) или иной корпорации.  

Племенной уровень - характерен для традиционных человеческих сообществ, сложившихся на основе генетической и культурной общности кланов, родов. Термин «род» омонимичен биологическому роду и означает наличие прослеживаемой самими членами клана родственной связи между его членами, а также внутриродовой иерархии общественных отношений.

Племенной уровень регулирует взаимодействие родов, кланов в распределении сфер влияния и совместной защиты племени от общих врагов. Так же, как и для племенного уровня других животных, для племенного уровня людей характерно хотя бы временное наличие собраний вождей для решения общих проблем.

Популяционно-страновой, национальный уровень - существует в совершенно разных формах, соответственно имеющих совершенно разные смыслы. Поэтому, чтобы исключить подмену понятий, необходимо определиться в терминологии.
Биологическая нация, этнос - биологически (фенотипически) однородная популяция людей, связанная единой национальной культурой. Примеры: немцы, шведы, норвежцы, поляки, греки, белорусы, узбеки, уйгуры, киргизы, монголы, буряты, якуты, ненцы, татары, венгры, чехи, словаки, словены, русины.
Языково-культурная нация - совокупность людей (необязательно одного или родственных племен, фенотипа и генотипа), живущих в однородной языково-культурной среде. Примеры: англичане, русские, казахи, арабы.
Государственная нация - совокупность людей (необязательно одной расы), объединенных гражданством одного государства (паспортом). Примеры: турки, янки (американцы США), канадцы, австралийцы.

Соответственно перечисленным понятиям наций, они фактически являются омонимами, имеющими совершенно разный смысл. Понятие государственной нации не может быть применено к биологической и даже не всегда к языково-культурной. К примеру есть турки, живущие в курдской или казахской языково-культурной среде. То есть понятие «турок» - это двойственное понятие: либо член туркоязычной среды, либо гражданин Турции, что далеко не тождественно, ибо есть турки в Германии и Казахстане, а есть турецкие курды, имеющие паспорт Турции. То же самое относится к понятию языково-культурной нации, которое не может быть корректно применено к биологической нации. Есть, к примеру, русские евреи, биологически относящиеся к еврейству, но живущие в русской языково-культурной среде.

Культурно-цивилизационный уровень - объединяет различные языково-культурные нации в общую цивилизацию, часто имеющую множество языков, но единую парадигму поведения, идеологию, определяющую смысл существования этой общности. Для исключения разночтения здесь также необходимо определиться с терминологией, пользуясь которой можно сформулировать основные признаки рассматриваемого иерархического уровня.
Самосознание, self-confession - сознание субъектом самого себя, своей социальной группы, как отличного от иного — других субъектов, групп и мира вообще; это сознание человеком своего взаимодействия и взаимодействия его общественной группы с другими группами, объективным миром и миром субъективным (психикой). Без самосознания невозможно говорить о культуре, идеологии, цивилизации. Субъект, не обладающий самосознанием — бессознательный суъект, субъект не способный к сознательной деятельности. Самосознание подразумевает наличие у самосознающего субъекта психико-информационной модели мира, определяющей связи субъекта с остальными объектами и процессами мира, которой данный субъект следует, предпочитает другим моделям. Такая модель называется культом.
Культ, cult - (от лат. cultus — почитание, поклонение, возделывание, предпочтение) есть утвердившийся в психике субъекта образец, импринтинг правил поведения, соответствующий принятой им модели мира. В человеческом обществе в течение всей сознательной истории существовали культы: культы предков в традиционных обществах, являющиеся формами импринтинга поведения старших поколений, выработавших полезный для выживания опыт, религиозные культы — культы в форме верований и религий, устанавливающих моральные правила, заповеди поведения людей, культы абстрактных идей — идеологий и философий, выработанных построением теоретических моделей мироустройства.
Культура, culture - это совокупность культов данного общества, его исторического опыта и поведенческих норм, совести, определящих в отличие от культа весь спектр поведения и мировоззрения в обществе.

Для самосознательности культуры, ее упорядоченности, положительного развития в ней должна быть сформулированы ее осмысленная цель и общий план ее достижения. За это отвечает «голова» культуры - идеология общества. Общества, государства, не имеющие идеологии являются поистине безголовыми культурами, обреченными на деградацию и вытеснение другими культурами.

Идеология, ideology - совокупность принципов, норм и правил определяющих, устанавливающих цель общества и регулирующих отношения внутри сфер общественной деятельности: культуры, образования, законодательства, общественного производства и потребления. Идеология, хотя может включать научные знания, в отличие от науки, ищущей объективную истину, является выражением частных интересов общества, соответствия какой-либо деятельности этим интересам, то есть ищет правду, задавая на этой основе оценку адекватности того или иного социального бытия, деятельности установленным общественным целям.

Здесь сделаем замечание по поводу терминов «истина» и «правда», часто путаемых между собой.

Истина, verity - адекватность объективной, физической реальности, соответствие какой-либо семантической (смысловой) модели отображаемой ею физической реальности вне зависимости от интересов определяющего ее субъекта, например, при измерении длины или каких-либо иных геометрических, физических величин, констатации естественнонаучных фактов.
Правда, truth - субъетивная адекватность, соответствие ситуации, прагматической модели, действия, факта в системе субъективной идеологии (модели мироустройства) интересам данного субъекта или данного общества (у каждого своя правда).

Пример. Муха - вредное насекомое для человека, потому что разносит инфекцию, но муха - полезное насекомое для гельминтов, ибо позволяет им размножаться, перенося яйцеглист. Здесь "муха - вредное насекомое" - это человеческая правда, "муха - полезное насекомое" - это правда паразитов. Истина заключается лишь в системном понятии, выраженном в первом предложении, учитывающем все стороны отношений в объективной модели физической реальности.

Совесть, conscience - импринтинговая форма самосознания (self-confession), ощущение, сознание себя частью сообщества и его идеологии, то есть чувственное, интуитивное со-знание (con-scince) своей принадлежности к сообществу данной идеологии и добровольное, не нуждающееся во внешнем контроле следование ее установкам.

Заметим, что понятие совести, исторически узурпированное церковью и ошибочно приписываемое религии, на самом деле является атрибутом любой общности, не только религиозной или атеистической (коммунистическая мораль) в пределах человеческого общества, но и атрибутом таких общностей, как любые общественные животные, колонии (культуры) микроорганизмов и клети многоклеточных организмов. Яркими примерами являются: поведение общественных пчел, самоотверженно работающих на семью и жертвующих собой при ее защите; поведение клеток организма, когда каждая клетка выполняет свою функцию в организме без прямого контроля со стороны нервной, гуморальной или иной управляющей системы вплоть до самопожертвования или самоуничтожения в интересах организма (клетки кожи, лейкоциты и пр., борющиеся с инфекцией и травмами). Примером потери клеточной совести являются раковые заболевания, когда клетка следует лишь законам собственного размножения.

Цивилизация, civilization - (от лат. civil - город) городская форма культуры в человеческом обществе. Появилась как связующее звено между двумя древними типами культур человеческих сообществ — оседлых земледельцев и кочевых скотоводов, обеспечивающее обмен продуктами производства (торговлю) и ремесленное производство предметов потребления и орудий труда. В связи с появившимися коммуникационными и накопительными преимуществами эта форма культуры стала доминировать над традиционными: скотоводством и земледелием.

Как в сообществах общественных животных, так и в человеческих сообществах, в особенности городских и скотоводческих, возможна полилингвальность, то есть многоязычность внутри сообщества (концелярит, командный язык, профессионально-цеховой и пр.) или в экономических и прочих контактах сообществ, где каждый язык предназначен для своего конкретного применения: внутреннего обмена в сообществе, общения с членами других сообществ и обществ имеющих иные языки.

Это имеет место и в технических информационных системах и сетях, где для каждого специфического случая имеется свой компьютерный язык (машинный, сетевой, высокоуровневый).

Общая иерархия деятельности общества

Иерархическая структура деятельности свойственна любым обществам - от колоний бактерий до человеческого общества, в зачаточном состоянии имеющаяся у стайных и семейных животных, и связана с разделением функций, специализацией деятельности членов общества. Знание этой иерархии позволяет понимать процессы жизнедеятельности различных сообществ, цели, характер и направление различных связей в сообществе, а следовательно прогнозировать их развитие. Имеется 8 основных уровней иерархии деятельности, каждый из которых имеет свои подуровни.

  1. Добывающий, сырьевой уровень деятельности - этот уровень является базовым для любой деятельности, так как для ее осуществления необходимо иметь что-то на входе процесса. Обычно продукт этого уровня называется сырьём, то есть сырым веществом, энергией или информацией, которая необходима для жизнедеятельности общества. Как правило, сырье добывается в природной среде, в качестве которой в отдельных случаях может выступать и само общество, например, сбор статистической информации, налогов, отъем имущества и пр. Исторически добывающий уровень самый древний - он берет начало от деятельности древних охотников и собирателей. Для любых сообществ живых организмов этот уровень основа их метаболизма. Уровень аналогичен физическому уровню природных иерархий и пищевому - в биологических.

    В человеческом обществе и у общественных животных добывающий уровень деятельности делится на три основных подуровня:

    Вещественно-сырьевой подуровень деятельности - это деятельность по добыче вещества, необходимого для жизнедеятельности общества, в окружающем мире, природе. Примерами служат добыча полезных ископаемых, лесозаготовки, морской промысел, сбор диких растений, охота на животных, захватнические войны, грабёж, воровство чужого имущества.

    Энергетическо-сырьевой подуровень деятельности - это деятельность по добыче энергоносителей: древесины, торфа, угля, нефти, газа, урана; различных видов самой энергии: солнечной, ветровой, приливной, гидравлической, геотермальной и пр. От вещественного этот уровень часто отличается лишь энергетическим назначением сырья.
    Информационно-сырьевой подуровень деятельности - это деятельность по сбору информации, в которую входят различные виды разведки, например, геологической, политической, военной, сбор статистических, метео- и научных данных, например, археологических, историчеких, экспериментальных.
  2. Перерабатывающий уровень деятельности - этот уровень является потребителем сырья, предназначен для получения пригодного для его дальнейшего использования в человеческой деятельности или потребления продукта. Примерами являются перерабатывающие отрасли промышленности: металлургическая, нефте-химическая, пищевая, элетроэнергетическая, теплоэнергетическая, учетно-статистическая. В человеческом обществе эта деятельность исторически исходит из домашней деятельности древнего человека. Уровень аналогичен химическому уровню природных иерархий и метаболическому - в живых системах.

    В человеческом обществе перерабавающий уровень деятельности делится на три основных подуровня:

    вещественно-перерабатывающий подуровень - к этому подуровню относятся горнообогатительная, металлургическая, нефте-химическая, деревообрабатывающая, рыбная, пищевая промышленности; все виды деятельности по переработке сырья в готовый продукт или полуфабрикат, пригодный для других производств.
    энергетическо-перерабатывающий, подуровень - к этому подуровню относятся элетроэнергетическая, теплоэнергетическая промышленности, все процессы, деятельность по преобразованию энергии в пригодный для потребления или дальнейшего использования вид.
    информационно-перерабатывающий подуровень - к этому подуровню относятся учетно-статистическая и информационно-аналитическая деятельности, большая часть информатики - практики обработки информации.
  3. Сельскохозяйственная, аграрная деятельность - этот уровень человеческой деятельности является потребителем продуктов сырьевого и перерабатывающего, а также вышестоящих уровней общественной деятельности: воды, энергии, минеральных удобрений, сельхозмашин и пр. Целью этого уровня человеческой деятельности является получение биологического продукта внутри искусственной аграрно-технической среды, созданной в рамках агрикультуры, а не в естественной, дикой природной среде. Уровень аналогичен биологическому уровню природных иерархий. В человеческом обществе этот уровень исторически восходит к древнему земледелию, деятельности оседлых племён, занимавшихся растениеводством.

    В человеческом обществе аграрный уровень деятельности делится на три основных подуровня:

    земледелие - возделывание земель с целью выращивания различных растений, включающее технологии водорегулирования: осушения или увлажнения земель, восстановления плодородия земель путем их специальной обработки: агролесомелиорация. В растениеводстве много отраслей, определяемых способом возделывания и назначением продукта: технические, пищевые, кормовые культуры и пр.
    животноводство - разведение животных для различных целей: производство мяса, молока, шерсти и пр.
    селекция новых пород и видов - генетико-информационная деятельность, преследующая цель создания более производительных видов животных и растений для их последующего использования в производстве сельхозпродуктов.
  4. Промышленная, индустриальная деятельность - этот уровень общественной деятельности является потребителем сырья и продуктов его переработки, а в некоторых случаях - сельхозпродуктов. Его целью является получение инструментария самой промышленности (средств производства - "продуктов типа А"), готовых изделий для потребления ("продуктов типа Б"), а также полуфабрикатов для производств, имеющих иную специализацию. Примерами являются: машиностроение и строительство. Исторически, индустриальный уровень восходит к ремесленничеству и урбанистическому, цивилизационному уровню иерархии общества.

    В человеческом обществе индустриальный уровень деятельности делится на три основных подуровня:

    производство предметов потребления, "тип Б" - это отрасли промышленного производства, производящие предметы потребления: одежду, мебель и другие предметы быта, оргтехнику (компьютеры, телефоны, телевизоры и пр.), исторически относящиеся к "легкой промышленности", жилища (т.е. строительство), внепромышленные транспортные средства (автомобестроение, самолетостроение и пр.).
    производство средств производства, "тип А" - это отрасли промышленного производства, производящие средства производства, то есть инструментарий, позволяющий функционировать промышленности типа Б. К этим отраслям относятся станкостроение, тяжелое машиностроение и другие отрасли, исторически относимые к "тяжелой промышленности".
    производство новых технологий - это отрасли промышленного производства, производящие конструирование средств производства и потребления, то есть новые технологии путем НИОКР. Обычно эти отрасли представлены конструкторскими бюро, ОКБ, отраслевыми НИИ. По специализации они также делятся на три основные направления: материальное, энергетическое и информационное.
  5. Торгово-экономическая деятельность - это общественно-организационный уровень деятельности, который в отличие от предыдущих производительных уровней, создающих какие-то продукты, не производит каких-либо реальных продуктов, но управляет, организует совместную работу производительных сил: обеспечивает обмен, логистику, организацию совместной деятельности всего множества добывающей, перерабатывающей, сельскохозяйственной и индустриально-промышленной деятельности, обеспечивает стимулы в предметных областях деятельности. В развитых обществах в функции этого уровня входит планирование развития производств, конструирование системно-устойчивых моделей общественного прозводства. Этот уровень исторически восходит к купечеству, деятельности кочевых племён, живших торговлей. Уровень соответствует корпоративному уровню в общей общественной иерархии.
  6. Финансовый уровень деятельности - это политико-организационный уровень управления производством, экономикой, а в колониях - и политикой. Применяя деньги и производные от них "ценные бумаги" как инструменты обезличенного средства учета и обмена на более низких уровнях иерархии, финансовая деятельность ускоряет экономические процессы в обществе, управляет ими в интересах финансовых учреждений и их хозяев. В благополучных, независимых странах финансовый уровень соответствует государственному уровню регулирования, а в колониальных, находящихся под внешним управлением - паразитарному, кланово-корпоративному уровню общей общественной иерархии. Этот уровень исторически восходит к ростовщичеству, деятельности кланов менял, живших за счет различных спекуляций, монетарно-вещественного, скрыто-властного и информационного манипулирования людьми и их сообществами всех уровней.
  7. Политический уровень деятельности - это уровень управления обществом в целом и относится к государственному уровню в независимых странах и надгосударственному - в колониях. Он определяет поведение всех слоев общества и общества в целом, а также направление общественной деятельности всех нижних уровней иерархии. В высокоразвитых независимых государствах существует стратегическая политика по устойчивому развитию общества и государства на длительный период; в колониальных странах - лишь тактическая политика по манипулированию массами людей и организаций. Внешняя политика существует в той мере, в какой государства зависимы друг от друга. Исторически политический уровень восходит к традициям вождей и правящих элит человеческого общества, функцией которых являлось управление народными массами, направлением всех и каждого не туда, куда он хочет, а куда надо в интересах элит и их власти над обществом.
  8. Идеологический уровень - это стратегическая надстройка над политическим уровнем, определяющая цели существования общества, меру его вещей. Она всегда существует, но не всегда декларируется. В независимых странах и сообществах она своя, то есть страна, общество или сообщество само определяет свои цели, сформулированные в идеологии. В колониях действует идеология внешней метрополии или управляющей диаспоры, использующей страну и общество в качестве своего хищнического, охотничьего угодья, либо в качестве временнного "хост-хозяина" для паразитизма.

    В связи со спецификой паразитизма - его скрытым по необходимости характером, хост-общество, как правило, в силу отсутствия или пораженности собственной идеологии, не снабжающей его антипаразитарным иммунитетом, не видит факта паразитирования, либо видит, но уже не в состоянии от него избавиться.

  9. Исторически, что не значит - случайно, сложилась иерархия идеологических уровней, определяемых текущим уровнем развития (прогресса или деградации) общества и определяющих варианты его будущего развития (прогресса или деградации).

-

продолжение

Основы теории иерархий   Кибернетика   ТПОИ   ДМ   Логика   ОКМ   Homo ludens   Homo vulgaris  
Знаете ли Вы, что, когда некоторые исследователи, пытающиеся примирить релятивизм и эфирную физику, говорят, например, о том, что космос состоит на 70% из "физического вакуума", а на 30% - из вещества и поля, то они впадают в фундаментальное логическое противоречие. Это противоречие заключается в следующем.

Вещество и поле не есть что-то отдельное от эфира, также как и человеческое тело не есть что-то отдельное от атомов и молекул его составляющих. Оно и есть эти атомы и молекулы, собранные в определенном порядке. Также и вещество не есть что-то отдельное от элементарных частиц, а оно состоит из них как базовой материи. Также и элементарные частицы состоят из частиц эфира как базовой материи нижнего уровня. Таким образом, всё, что есть во вселенной - это есть эфир. Эфира 100%. Из него состоят элементарные частицы, а из них всё остальное. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.

НОВОСТИ ФОРУМАФорум Рыцари теории эфира
Рыцари теории эфира
 15.01.2017 - 21:42: СОВЕСТЬ - Conscience -> РУССКИЙ МИР - Карим_Хайдаров.
15.01.2017 - 09:02: СОВЕСТЬ - Conscience -> КОЛЛАПС МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ - Карим_Хайдаров.
14.01.2017 - 08:41: Беседка - Chatter -> С Новым годом. - Карим_Хайдаров.
13.01.2017 - 00:44: АСТРОФИЗИКА - Astrophysics -> Комета 67Р/Чурюмова-Герасименко и проблема ее происхождения - Евгений_Дмитриев.
12.01.2017 - 16:12: СОВЕСТЬ - Conscience -> Проблема государственного терроризма - Карим_Хайдаров.
12.01.2017 - 07:34: СОВЕСТЬ - Conscience -> Просвещение от академика С.Ю. Глазьева - Карим_Хайдаров.
11.01.2017 - 18:50: Беседка - Chatter -> ФУТУРОЛОГИЯ - прогнозы на будущее - Карим_Хайдаров.
11.01.2017 - 09:58: ЦИТАТЫ ЧУЖИХ ФОРУМОВ - Outside Quotings -> ЗА НАМИ БЛЮДЯТ - гость Владимир_Федотьев.
11.01.2017 - 04:57: СОВЕСТЬ - Conscience -> ПРОБЛЕМА КРИМИНАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ - Карим_Хайдаров.
06.01.2017 - 10:23: СОВЕСТЬ - Conscience -> Просвещение от Андрея Фурсова - Карим_Хайдаров.
10.12.2016 - 06:55: СОВЕСТЬ - Conscience -> Инфоварщина от Сергея Быковского - Карим_Хайдаров.
07.12.2016 - 06:43: СОВЕСТЬ - Conscience -> Просвещение от В.В. Пякина - Карим_Хайдаров.
Bourabai Research Institution home page

Bourabai Research - Технологии XXI века Bourabai Research Institution