Основы теории иерархий   Кибернетика   ТПОИ   ДМ   Логика   ОКМ   Homo ludens   Homo vulgaris  

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ИЕРАРХИЙ. Иерархии в природе, обществе, технике и познании

Когнитивные иерархии

  1. Иерархические уровни информации
  2. Иерархия моделей
  3. Когнитивные уровни животных и человека
  4. Азы иерархического анализа

Информационные иерархии в отличие от физических иерархий охватывают не только существующий физический мир, имеющий место лишь в точке времени «ноль», «сейчас», но и ко всей бесконечной временной последовательности — от бесконечно прошлого до бесконечно будущего. То есть как память о минувших событиях, запечатлённую в каких-то физических формах настоящего, так и модели физического мира, способные прогнозировать будущее. Естественно, информационные законы охватывают не только прошлое и будущее, но и определяют движение настоящего, то есть физической реальности, из прошлого в будущее, то есть все физические, химические, биологические, общественные и технические процессы.

В философии, считатющейся классической, до сих пор существует вполне слабоумная дилемма:

«Что первично: физическая материя или информация?»

Последняя называется в зависимости от степени развития философа, то духом, то сознанием, то идеей (Богом).

Эта дилемма имеет название «Первого вопроса философии», в зависимости от решения которого в пользу одной из этих альтернатив, все философы делятся на материалистов, признающих примат физической материи над духом (информацией) и на идеалистов, признающих примат духа (информации) над материей. Первые обычно придерживаются эволюционной парадигиы, считая, что все формы материи, включая самые сверхсложные, появились самоэволюционно за конечное время, путём слепых проб и ошибок самой природы, случая. Вторые обычно придерживаются креационистской парадигмы, считая, что все формы материи возникли за конечное время по определенному плану некоего Создателя, существовавшего до самой материальной природы и имевшего план по созданию физического мира.

Слабоумие этой дилеммы проявляется в том, что, как заведомо антропоцентричные идеалисты, представляющие физический мир через призму человеческих отношений и их конечности во времени и пространстве, так и материалисты,  представляющие не только механическую часть физического мира, но и бесконечно более сложные биологические процессы, как  продолжение самодостаточной конечной механики.

Оба этих подхода входят в противоречие с логикой и фактами. На самом деле физическая вселенная и физическая материя, существующая в ней несотворимы, бесконечны и вечны, ибо иное означало бы логический нонсенс и нарушение причинности.

В реальности информация и, соответственно,  все ее формы — от самых простых до самых сложных, - есть, так же, как и энергия, неотъемлемый атрибут физической материи. То есть нет информации без материи и нет материи без информации; нет энергии без материи и нет материи без энергии.

Это так, ибо любой, самый простой физический процесс, его элементарный шаг подразумевает информационный обмен между компонентами процесса.

Это со всей очевидностью показал на примере движения молекул газа еще в 1873 году великий немецкий физик Людвиг Больцман. Именно он дал определение исторически первой известной людям информационной мере — энтропии как мере разнообразия, свободы перемещения молекул.

Реально, информация и ее меры (что, вообще-то, не одно и то же) представляет собой иерархию различных форм. Давайте рассмотрим их.

Иерархические уровни информации

Вопреки антропоцентрическому мифу, представляющему информацию как исключительную привилегию мыслящих, живых существ, либо технических созданий человеческого интеллекта, информация, является таким же неотъемлемым, общим атрибутом физической материи, как и энергия. Первым это показал на примере поведения обычной газовой среды великий немецкий ученый Людвиг Больцман, который был исторически первым, кто показал, что энтропия - известная по проявлениям, но неизвестная по сути физическая характеристика газовых сред, есть количественно-статистическая мера информации.

Информация, вопреки расхожим представлениям, пропагандируемым последователями Клода Шеннона, не является простым и "плоским" явлением, каким его представляют многие. Она имеет иерархическую, многоуровневую структуру.

Сегодня видятся такие, возрастающие посложности, и вытекающие один из другого ее уровни
(уровни информационных мер по К.А. Хайдарову, 1983):

  1. комбинаторная, морфологическая информация, информация памяти - информация, представляемая мерой разнообразия вариантов, пространство выбора. Примерами служат единицы комбинаторной информации: буква, знак, двоичный разряд, байт, килобайт, мегабайт...
  2. статистическая информация - энтропия Больцмана (Шеннона), негэнтропия Бриллюэна - информация представляемая статистическими мерами, возникающими при повторении измерения, принятия решений на выборках. Примеры единиц такой информации: бит, нит, килобит...
  3. лексическая информация - информация, представляемая структурами своих носителей - лексем, являющихся альтернативами при принятии решений, классификации, распознавании альтернатив. Примерами служат слова, термины, операторы языка.
  4. синтаксическая информация - информация, отражающая структуру сообщений: предложений, операторов и пр. Примерами служат предложения естественного языка, законченные конструкции из операторов компьютерных языков, логические утверждения.
  5. семантическая информация - информация, отражающая смысл сигналов, данных, сообщений. Примерами служат модели, создаваемые при анализе информации человеком и транслятором.
  6. прагматическая информация - информация, отражающая меру целевой ценности сообщений, тактическую, текущую полезность как соотнесение внешней по отношению к информации физической меры ценности к объему данных или сигналов, обеспечивающих эту физическую меру. Примерами служат денежная стоимость информационной справки, цена обучения и т.п.
  7. системная информация - информация, отражающая меру системно-критериальной ценности сообщений, стратегическую полезность, выражающуюся как отношение меры существования целевой системы к объему необходимых для этого существования данных.

В принципе на обозначенной выше иерархии уровней информации строятся и меры количества информации со всеми производными от нее физическими мерами, не только такими как энтропия, температура и другие чисто физические меры, но и собственно информационные меры — количественные оценки и логические конструкции в принятии решений, более широко — в процессе познания.

В зависимости от преобладания, доминирования того или иного уровня информации в процессе ее обработки люди делятся на несколько типов (уровней) мышления, познания, данных людям от природы, устройством их мозга, о которых упоминалось в начале этого текста.

Однако, в связи с тем, что современный человек, Homo vulgaris и, соответственно, его мозг, представляет собой гетерозисный гибрид древних гоминид, его мышление также гибридно с обычным преобладаеним того или иного способа мышления. Поэтому результирующая эффективность мышления на самом деле зависит от иерархического объема интеллекта, когда компонентами этого объема являются независимые информационные уровни.  

По этой причине человеческое общество делится на разные исходные, монокомпонентные, преобладающие типы мышления и производные от них комбинированные типы. Поэтому «старшие» уровни рассмотренной ниже интеллектуальной иерархии нельзя рассматривать как некие преимущества над «младшими», но лишь определенные их надстроечной и фукнциональной ролью, как некие специфические особенности мышления.

Основой любого мышления является создание модели внешнего мира. Поэтому классификация используемых моделей имеет первостепенное значение.

Иерархия моделей

Модели могут быть классифицированы по иерархическому признаку моделируемых систем. По мере сложности их информационных потоков целевые системы и их модели можно разделить на следующие уровни.

  1. Пассивные системы - это системы, которые никак не влияют на процесс моделирования и процесс моделирования никак не влияет на целевую систему. Примерами служат косные природные явления: планетная система и процесс ее моделирования, тектонические процессы и их моделирование, химические реакции и их моделирование.
  2. Управляемые системы - системы, в которых происходят реакции на внешнее управляющее воздействие. Примерами служат: внешние устройства компьютера и его аппаратная часть, автомобили и другие транспосртные средства ручного управления, станки, стадо домашних животных, растения, колонии бактерий.
  3. Управляющие системы - системы, которые производят управление какими-либо процессами или объектами и имеющие обратные связи. Примерами служат автоматические системы управления, роботы.
  4. Интеллектуальные системы - распознающие системы с собственной системой принятия решений (инициативного действия), то есть такие системы, как правило, составляют "игровую систему" с другими подобными системами, самостоятельно моделируя ситуацию и отвечая на внешние воздействия соотвественно собственной модели. Примерами служат: система общественных отношений людей и животных, животные биоценозы, информационные системы, состоящие из интеллектуальных средств, таких, как антивирусные программные средства и сетевые программы преодоления комьютерной защиты (компьютерные черви и пр.), моделирование театра военных действий и политических ситуаций.

Естественно, что кроме общей иерархии моделей существует множество других иерархий, определяющих положение, свойства каждой конкретной модели.

Когнитивные уровни животных и человека

"Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати;"
[Покаянный канон]

В зависимости от уровня обработки информации, определяемого как анатомией и физиологией, то есть наследственностью, так и степенью развития информационных способностей в процессе индивидуального и общественного развития животные и человек имеют семь основных иерархических информационных (когнитивных, интеллектуальных) уровней. Они суть следующие.

  1. метаболический, рефлекторный, потребительский уровень - определяется метаболической системой организма, ее установками; характеризуется доминантой потребительских ценностей. Может быть как свободным, то есть реализуемым без внешнего принуждения, так и вынужденным, например в силу дефицита пищи или иного жизненно важного ресурса. Вся деятельность организма на этом уровне посвящена возможностям потребления ресурсов: пищи, вещей, власти и пр. Как правило, реализуется на биохимическом уровне энзимов. Характерен для детского, старческого возраста, а также сугубо подчиненного (рабского) положения особи с постоянным дефицитом ресурсов. Поведение особей с доминантой этого уровня определяется рефлексами.
  2. инстинктивный, сексуальный, игровой уровень - определяется инстинктивным поведением, реализующим цели, установленные инстинктами, заложенными в поведение организма наследственно. Так же, как и метаболический уровень, в основном определяется наследственными свойствами организма, реализуется на гормональном уровне управления поведением животного. Характерен для молодых половозрелых особей.
  3. образный, чувственный, морфологический уровень - определяется параллельным способом обработки сенсорной информации, поступающей в организм из внешней среды. Животное и человек с доминантой данного уровня воспринимают мир в виде чувственных образов, как правило в одношаговом процессе параллельного восприятия внешнего мира, как единой картины, на химическом уровне управления поведением животного реализуется с помощью образоформирующих галлюциногенов. Этому уровню не свойственно заглядывать на шаг и более вперед, но присуща способность распознавать очень сложные картины реальности и ассоциации. Среди людей характерен для гуманитарного склада ума, верующих. Поведение особей с доминантой этого уровня определяется традициями, совестью.
  4. синтаксический, шаблонный уровень - характеризуется последовательным типом обработки информации путем выполнения шаблонных программ, заученных априори. Это животные и люди, выполняющие шаблонные действия в ответ на соответствующие шаблонам внешние воздействия. При отсутствии подходящего шаблона происходит "разрыв", приводящий к сбою в информационной обработке и адекватном ответе на внешнюю ситуацию. Характерен для технического, ремесленнического склада ума. Поведение особей с доминантой этого уровня определяется законами, вырабатываемыми высшими уровнями по отношению к данному. Они и, с некоторыми оговорками, особи нижних уровней являются объектом правоприменения и наказания.
  5. семантический, смысловой уровень - характеризуется тем, что во всяком действии субъект ищет модельный (шаблонный) смысл, являющийся критерием истинности в обработке информации. Характерен для людей схоластическо-спекулятивного, философского, богословского, "научно-теоретического" склада ума, когда высшей целью является нахождение смысла (без понимания того, что смысл есть лишь условный контекст и один из инструментов познания, возникающий при вторичной обработке информации, моделировании). Поведение особей с доминантой этого уровня определяется понятиями, устанавливаемыми высшими по отношению к данному уровнями и необязательно соответствующими формальным законам общества и совести. То есть они могут попирать законность и совесть, считая, что понятия - выше.
  6. прагматический уровень - характеризуется доминантой критерия полезности, выгоды в любом действии субъекта: познании, действиях, общении. Характерен для политического, торгово-игрового, хищного склада ума. Поведение особей с доминантой этого уровня характеризуется игнорированием совести, закона и понятий (то есть неписанных законов), если это выгодно и имитации следования им, если это выгодно.
  7. системный уровень - характеризуется доминантой критерия системной устойчивости, выживания для домена, к которому относится субъект (семья, клан, общество, вид). Поведение особей с доминантой этого уровня определяется системными соображениями, поэтому они при необходимости меняют традиции (установки совести), законы (являются законотворцами), понятия, регулирующие общественную иерархию и стоящие над законом, а также реализуемость интересов целых классов (прагматики).

Естественно, что доминирование одного из когнитивных уровней, хотя и типичный, но лишь частный случай. Все семь уровней являются своеобразными измерениями 7-мерного когнитивного объема, достигающего максимума при развитости всех семи уровней. В реальности у каждого животного и человека доминирует 1 - 2 уровня, с возможным изменением в течение жизни. К примеру, у малолетних детей и глубоких стариков превалирует метаболический уровень; у молодых особей - гормональный, у зрелых особей - 3-й и более высокие уровни. Специфично для травоядных уровни ниже 5, а для хищников - 6-й уровень. Для адекватных вожаков стай характерен 7-й уровень, обеспечивающий системную устойчивость стаи.

Когнитивные иерархические уровни характеризуются естественной вложенностью, когда нижние уровни охватываются высшими, но "не видят" высших в силу качественно большей сложности последних. Это с одной стороны позволяет носителям высших уровней манипулировать, управлять носителями низших, не опасаясь отрицательной обратной связи, сопротивления, а низшие, в силу своей слепоты экстраполируют свои качества на высшие уровни, что искажает их видение мира фатальным образом, заставляя "гоняться за своим хвостом", приписывая свои качества высшим, меря на "свой аршин" тех, кто находится в другом измерении. Для понимания, имеется система отношений "пастырь-овца", где паства слепо следует указаниям пастырей, не понимая, что смысл ее существования - мясокомбинат.

Азы иерархического анализа

Потерявши голову о волосах не плачут;
Снявши голову, по волосам плачут лишь притворно.
[русские пословицы]

Первое действие при анализе любой ситуации - оценить качественную сторону явления, то есть определить его качественные свойства, а только затем - количественные, ибо количество - ничто перед качеством.

Ярким примером этого является школьная шуточная задача на логику и внимание, в которой от учеников требуется быстро подсчитать сколько яблок на ветвях березы, если на первой ветке - 5, на второй - 6, на третьей - 3 и т.д. Ответ лежит не на количественном уровне математики, но выше - на качественном уровне логики: на березе яблоки не растут в принципе!

Именно поэтому в самом начале анализа строят иерархическую, то есть качественную модель - граф, в которой определяется, какое качество стоит выше какого по иерархии. По построении такой модели выясняется какое качество является корневым, главным.

Вот простой пример. Перед вами денежные знаки неизвестной вам страны, на которых вы можете разобрать только цифры и наименование единиц. Пока вами не будет получена информация об отношениях качеств (наименований единиц) невозможно узнать ни ценности каждого дензнака, ни суммы.

Как только выяснится, что 1 бур = 100 пок, можно подсчитать общую сумму и знать цену каждого дензнака внутри самой этой денежной системы.

Другой тривиальный пример - показания цифрового счетчика. Когда мы не знаем основание системы счисления (двоичная, восьмеричная, десятичная...) и то, в каком направлении (справа - налево или слева направо) возрастает цена цифры, то невозможно определить количество, отображаемое счетчиком.

В реальной жизни человеческого общества построение иерархической модели не такое простое дело, как в технике или естествознании, ибо осложняется не только неполнотой информации, но ее умышленным сокрытием, ибо такое сокрытие дает преимущества для манипулирования людьми и сообществом в целом.

Принцип сокрытия управляющей информации, который в криминализованном человеческом обществе высмеивается манипуляторами как "конспирология", "теория заговора", сочиняемая якобы психически ненормальными людьми, реально является общим принципом систем управления, в том числе простых технических устройств, например, электронных усилителей, в которых управляющий входной сигнал маскируют экранированием от выходного "массового" сигнала во избежание "паразитной" обратной связи, мешающей работе усилителя и часто переводящей его в нерабочий режим "самовозбуждения", когда управление, усиление входного сигнала становится невозможным. Этот принцип является необходимым и при управлении животными - скотоводстве, когда конечная цель разведения скота - мясокомбинат, разделка скота скрываются от него для обеспечения управляемости.

Другой проблемой выяснения иерархических отношений в обществе и природе является собственное подчиненное положение анализирующего, когда именно от таких как он скрываются иерархические связи для обеспечения манипулятивного управления обществом. Другим фактором является то, что подчиненный анализирующий субъект практически по определению менее интеллектуален, чем подчиняющий, ибо последний подчиняет в силу своих специфических интеллектуальных способностей ("Как школьнику драться с отборной шпаной?!" - В.В. Высоцкий). При анализе сложных природных явлений по той же причине недостаточности интеллекутальных способностей анализирующего возникает проблема выявления иерархических связей в естественных системах ("Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют и чини Ангельстии взирати;" - Канон покаянный).

Поэтому, только знание основ теории иерархий, умение пользоваться методами иерархического анализа, постоянное взращивание своего интеллекта, логики могут дать шанс увидеть и понять окружающую реальность.

продолжение

Основы теории иерархий   Кибернетика   ТПОИ   ДМ   Логика   ОКМ   Homo ludens   Homo vulgaris  

Знаете ли Вы, что релятивистское объяснение феномену CMB (космическому микроволновому излучению) придумал человек выдающейся фантазии Иосиф Шкловский (помните книжку миллионного тиража "Вселенная, жизнь, разум"?). Он выдвинул совершенно абсурдную идею, заключавшуюся в том, что это есть "реликтовое" излучение, оставшееся после "Большого Взрыва", то есть от момента "рождения" Вселенной. Хотя из простой логики следует, что Вселенная есть всё, а значит, у нее нет ни начала, ни конца... Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.
НОВОСТИ ФОРУМА

Форум Рыцари теории эфира


Рыцари теории эфира
 10.11.2021 - 12:37: ПЕРСОНАЛИИ - Personalias -> WHO IS WHO - КТО ЕСТЬ КТО - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:36: СОВЕСТЬ - Conscience -> РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. КОМУ ЭТО НАДО? - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:36: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от д.м.н. Александра Алексеевича Редько - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:35: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> Биологическая безопасность населения - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:34: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА - War, Politics and Science -> Проблема государственного терроризма - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:34: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА - War, Politics and Science -> ПРАВОСУДИЯ.НЕТ - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:34: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Вадима Глогера, США - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:18: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - New Technologies -> Волновая генетика Петра Гаряева, 5G-контроль и управление - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:18: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:16: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:15: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Екатерины Коваленко - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:13: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Вильгельма Варкентина - Карим_Хайдаров.
Bourabai Research - Технологии XXI века Bourabai Research Institution