Информационные иерархии в отличие от физических иерархий охватывают не только существующий физический мир, имеющий место лишь в точке времени «ноль», «сейчас», но и ко всей бесконечной временной последовательности — от бесконечно прошлого до бесконечно будущего. То есть как память о минувших событиях, запечатлённую в каких-то физических формах настоящего, так и модели физического мира, способные прогнозировать будущее. Естественно, информационные законы охватывают не только прошлое и будущее, но и определяют движение настоящего, то есть физической реальности, из прошлого в будущее, то есть все физические, химические, биологические, общественные и технические процессы.
В философии, считатющейся классической, до сих пор существует вполне слабоумная дилемма:
«Что первично: физическая материя или информация?»
Последняя называется в зависимости от степени развития философа, то духом, то сознанием, то идеей (Богом).
Эта дилемма имеет название «Первого вопроса философии», в зависимости от решения которого в пользу одной из этих альтернатив, все философы делятся на материалистов, признающих примат физической материи над духом (информацией) и на идеалистов, признающих примат духа (информации) над материей. Первые обычно придерживаются эволюционной парадигиы, считая, что все формы материи, включая самые сверхсложные, появились самоэволюционно за конечное время, путём слепых проб и ошибок самой природы, случая. Вторые обычно придерживаются креационистской парадигмы, считая, что все формы материи возникли за конечное время по определенному плану некоего Создателя, существовавшего до самой материальной природы и имевшего план по созданию физического мира.
Слабоумие этой дилеммы проявляется в том, что, как заведомо антропоцентричные идеалисты, представляющие физический мир через призму человеческих отношений и их конечности во времени и пространстве, так и материалисты, представляющие не только механическую часть физического мира, но и бесконечно более сложные биологические процессы, как продолжение самодостаточной конечной механики.
Оба этих подхода входят в противоречие с логикой и фактами. На самом деле физическая вселенная и физическая материя, существующая в ней несотворимы, бесконечны и вечны, ибо иное означало бы логический нонсенс и нарушение причинности.
В реальности информация и, соответственно, все ее формы — от самых простых до самых сложных, - есть, так же, как и энергия, неотъемлемый атрибут физической материи. То есть нет информации без материи и нет материи без информации; нет энергии без материи и нет материи без энергии.
Это так, ибо любой, самый простой физический процесс, его элементарный шаг подразумевает информационный обмен между компонентами процесса.
Это со всей очевидностью показал на примере движения молекул газа еще в 1873 году великий немецкий физик Людвиг Больцман. Именно он дал определение исторически первой известной людям информационной мере — энтропии как мере разнообразия, свободы перемещения молекул.
Реально, информация и ее меры (что, вообще-то, не одно и то же) представляет собой иерархию различных форм. Давайте рассмотрим их.
Вопреки антропоцентрическому мифу, представляющему информацию как исключительную привилегию мыслящих, живых существ, либо технических созданий человеческого интеллекта, информация, является таким же неотъемлемым, общим атрибутом физической материи, как и энергия. Первым это показал на примере поведения обычной газовой среды великий немецкий ученый Людвиг Больцман, который был исторически первым, кто показал, что энтропия - известная по проявлениям, но неизвестная по сути физическая характеристика газовых сред, есть количественно-статистическая мера информации.
Информация, вопреки расхожим представлениям, пропагандируемым последователями Клода Шеннона, не является простым и "плоским" явлением, каким его представляют многие. Она имеет иерархическую, многоуровневую структуру.
Сегодня видятся такие, возрастающие посложности, и вытекающие один из
другого ее уровни
(уровни информационных мер по К.А. Хайдарову, 1983):
В принципе на обозначенной выше иерархии уровней информации строятся и меры количества информации со всеми производными от нее физическими мерами, не только такими как энтропия, температура и другие чисто физические меры, но и собственно информационные меры — количественные оценки и логические конструкции в принятии решений, более широко — в процессе познания.
В зависимости от преобладания, доминирования того или иного уровня информации в процессе ее обработки люди делятся на несколько типов (уровней) мышления, познания, данных людям от природы, устройством их мозга, о которых упоминалось в начале этого текста.
Однако, в связи с тем, что современный человек, Homo vulgaris и, соответственно, его мозг, представляет собой гетерозисный гибрид древних гоминид, его мышление также гибридно с обычным преобладаеним того или иного способа мышления. Поэтому результирующая эффективность мышления на самом деле зависит от иерархического объема интеллекта, когда компонентами этого объема являются независимые информационные уровни.
По этой причине человеческое общество делится на разные исходные, монокомпонентные, преобладающие типы мышления и производные от них комбинированные типы. Поэтому «старшие» уровни рассмотренной ниже интеллектуальной иерархии нельзя рассматривать как некие преимущества над «младшими», но лишь определенные их надстроечной и фукнциональной ролью, как некие специфические особенности мышления.
Основой любого мышления является создание модели внешнего мира. Поэтому классификация используемых моделей имеет первостепенное значение.
Модели могут быть классифицированы по иерархическому признаку моделируемых систем. По мере сложности их информационных потоков целевые системы и их модели можно разделить на следующие уровни.
Естественно, что кроме общей иерархии моделей существует множество других иерархий, определяющих положение, свойства каждой конкретной модели.
"Бога человеком невозможно
видети, на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати;"
[Покаянный канон]
В зависимости от уровня обработки информации, определяемого как анатомией и физиологией, то есть наследственностью, так и степенью развития информационных способностей в процессе индивидуального и общественного развития животные и человек имеют семь основных иерархических информационных (когнитивных, интеллектуальных) уровней. Они суть следующие.
Естественно, что доминирование одного из когнитивных уровней, хотя и типичный, но лишь частный случай. Все семь уровней являются своеобразными измерениями 7-мерного когнитивного объема, достигающего максимума при развитости всех семи уровней. В реальности у каждого животного и человека доминирует 1 - 2 уровня, с возможным изменением в течение жизни. К примеру, у малолетних детей и глубоких стариков превалирует метаболический уровень; у молодых особей - гормональный, у зрелых особей - 3-й и более высокие уровни. Специфично для травоядных уровни ниже 5, а для хищников - 6-й уровень. Для адекватных вожаков стай характерен 7-й уровень, обеспечивающий системную устойчивость стаи.
Когнитивные иерархические уровни характеризуются естественной вложенностью, когда нижние уровни охватываются высшими, но "не видят" высших в силу качественно большей сложности последних. Это с одной стороны позволяет носителям высших уровней манипулировать, управлять носителями низших, не опасаясь отрицательной обратной связи, сопротивления, а низшие, в силу своей слепоты экстраполируют свои качества на высшие уровни, что искажает их видение мира фатальным образом, заставляя "гоняться за своим хвостом", приписывая свои качества высшим, меря на "свой аршин" тех, кто находится в другом измерении. Для понимания, имеется система отношений "пастырь-овца", где паства слепо следует указаниям пастырей, не понимая, что смысл ее существования - мясокомбинат.
Потерявши голову о волосах не плачут;
Снявши голову, по волосам плачут лишь притворно.
[русские пословицы]
Первое действие при анализе любой ситуации - оценить качественную сторону явления, то есть определить его качественные свойства, а только затем - количественные, ибо количество - ничто перед качеством.
Ярким примером этого является школьная шуточная задача на логику и внимание, в которой от учеников требуется быстро подсчитать сколько яблок на ветвях березы, если на первой ветке - 5, на второй - 6, на третьей - 3 и т.д. Ответ лежит не на количественном уровне математики, но выше - на качественном уровне логики: на березе яблоки не растут в принципе!
Именно поэтому в самом начале анализа строят иерархическую, то есть качественную модель - граф, в которой определяется, какое качество стоит выше какого по иерархии. По построении такой модели выясняется какое качество является корневым, главным.
Вот простой пример. Перед вами денежные знаки неизвестной вам страны, на которых вы можете разобрать только цифры и наименование единиц. Пока вами не будет получена информация об отношениях качеств (наименований единиц) невозможно узнать ни ценности каждого дензнака, ни суммы.
Как только выяснится, что 1 бур = 100 пок, можно подсчитать общую сумму и знать цену каждого дензнака внутри самой этой денежной системы.
Другой тривиальный пример - показания цифрового счетчика. Когда мы не знаем основание системы счисления (двоичная, восьмеричная, десятичная...) и то, в каком направлении (справа - налево или слева направо) возрастает цена цифры, то невозможно определить количество, отображаемое счетчиком.
В реальной жизни человеческого общества построение иерархической модели не такое простое дело, как в технике или естествознании, ибо осложняется не только неполнотой информации, но ее умышленным сокрытием, ибо такое сокрытие дает преимущества для манипулирования людьми и сообществом в целом.
Принцип сокрытия управляющей информации, который в криминализованном человеческом обществе высмеивается манипуляторами как "конспирология", "теория заговора", сочиняемая якобы психически ненормальными людьми, реально является общим принципом систем управления, в том числе простых технических устройств, например, электронных усилителей, в которых управляющий входной сигнал маскируют экранированием от выходного "массового" сигнала во избежание "паразитной" обратной связи, мешающей работе усилителя и часто переводящей его в нерабочий режим "самовозбуждения", когда управление, усиление входного сигнала становится невозможным. Этот принцип является необходимым и при управлении животными - скотоводстве, когда конечная цель разведения скота - мясокомбинат, разделка скота скрываются от него для обеспечения управляемости.
Другой проблемой выяснения иерархических отношений в обществе и природе является собственное подчиненное положение анализирующего, когда именно от таких как он скрываются иерархические связи для обеспечения манипулятивного управления обществом. Другим фактором является то, что подчиненный анализирующий субъект практически по определению менее интеллектуален, чем подчиняющий, ибо последний подчиняет в силу своих специфических интеллектуальных способностей ("Как школьнику драться с отборной шпаной?!" - В.В. Высоцкий). При анализе сложных природных явлений по той же причине недостаточности интеллекутальных способностей анализирующего возникает проблема выявления иерархических связей в естественных системах ("Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют и чини Ангельстии взирати;" - Канон покаянный).
Поэтому, только знание основ теории иерархий, умение пользоваться методами иерархического анализа, постоянное взращивание своего интеллекта, логики могут дать шанс увидеть и понять окружающую реальность.