Материя и движение - философские категории, являющиеся мировоззренческими основаниями науки в рамках материалистнч. философских
учений. С точки зрения материалистич. диалектики, материальное единство мира,
представляющего собой движущуюся материю, служит философским основанием единства
системы естественных и технических наук. Ка/кдая из этих наук по-своему конкретизирует
материалистич. представления о M. и д., разрабатывая специфич. модели структуры,
движения и взаимодействия разл. материальных образований, служащих объектами
их изучения, в соответствии с уровнем развития обществ--историч. практики, являющейся
критерием истины, основой и целью познания.
Согласно материалистич. диалектике, материя -
это объективная реальность, данная нам в ощущении. Движение, понимаемое как
"изменение вообще",- способ существования материи - нет движения
без материи, как нет и материи без движения. Материальный мир рассматривается
как сложная многоуровневая развивающаяся система взаимосвязанных материальных
образований, каждое из к-рых, как и весь материальный мир в целом, воплощает
в себе единство устойчивости и изменчивости, дискретности и непрерывности и
др. диалектич. противоположностей. Субординация и координация материальных образований
в рамках всеобщей связи объектов и явлений описывается с помощью представлений
о разл. структурных уровнях, формах движения и видах материи, конкретизируемых
соответствующими частными науками. Всеобщими формами существования материи являются
пространство и время ,выражающие соответственно порядок сосуществования
и смены отд. материальных образований и их состояний.
Конкретные науч. представления о M. и д. меняются
по мере развития обществ--историч. практики. В физике это изменение выражается
в виде смены физ. картин мира. При этом единственное ''свойство'' материи,
с признанием которого связан философский материализм,- свойство быть объективной
реальностью - остаётся неизменным, обеспечивая единство и преемственность развития
науч. знания.
Будучи лидером естествознания как системы наук
о природе, физика вносила и продолжает вносить определяющий вклад в представления
о M. и д.,лежащие в основе др. естеств--науч. дисциплин (химии, биологии, геологии
и т. п.) и получающие в них дальнейшую конкретизацию и развитие.
В физической и вообще научной, в т. ч. философской,
литературе (особенно зарубежной) термин "материя" до сих пор нередко
продолжает употребляться в нефилософском смысле, обозначая вещество ,к-рое
с диалек-тнко-материалистич. точки зрения является лишь одним из видов материи,
не исчерпывая собой всего их многообразия. Нефилософский смысл часто вкладывается
в естеств--науч. литературе и в термин "движение", понимаемое тогда
только как изменение положения в пространстве с течением времени, т. е. только
как механич. движение. Такого рода словоупотребления, хотя и являются нестрогими,
прочно вошли в языковую практику и обычно не вызывают недоразумений. Однако
если философский смысл понятий M. и д. отождествляется с конкретно-науч. представлениями
о них, то это может послужить одним из источников кризисов философских оснований
науки, неоднократно имевших место на протяжении её истории.
Историческое развитие физических представлений
о материи и движении. Первые теоретич. представления о M. и д., ставшие
впоследствии в европ. культурном регионе основой физики как фундам. науки о
природе, были разработаны в рамках античных натурфилософских учений. Все эти
учения трактовали материю как первоматериал, общий субстрат всех природных образований.
Начав с конкретных представлений о материи как субстанциальном первоначале всех
вещей [вола v Фалеса ,
воздух у Анаксимена, огонь
у Гераклита ,
сохраняющем себетождественность в многообразных
процессах изменения природных явлений, др--греч. философия вскоре выработала
представление о качественно неопределённой первичной материи (апейрон Анаксимандра),
определ. модификациями к-рого были античные виды материи - вода, земля, воздух
и огонь. Движение, рассматривавшееся как изменение вообще, первоначально трактовалось
наивно-антропоморфно - как проявление одушевлённости отд. вещей и мира в целом
- Космоса (гилозоизм).
Наиб, развитые философско-физ. представления
о M. и д. античности, категориальные основания к-рых не утратили своего значения
и по сей день, были развиты в учениях Демокрита
, Платона (Пlатwv) и Аристотеля .
Демокрит всесторонне разработал атомистич. принципы учения о M. и д., согласно
к-рым всё многообразие природных вещей и процессов сводилось к разл. сочетаниям
и пространственным перемещениям внутреннебескачеств. непроницаемых и неделимых
первоэлементов материи - атомов, различающихся между собой лишь пространственными
размерами, формой и ориентацией. Материя, как состоящая в конечном счёте из
атомов, имела, т. о., предел структурной делимости, а все виды движения сводились
к одному - механическому.
В натурфилософской части своего учения (диалог
"Тимей") Платон излагает доктрину своеобразного "матом, атомизма".
Четыре античных вида материи образуются у него в результате первонач. оформления
бескачеств, "безвидной" первоматерии (отождествляемой с пространством,
или небытием) посредством двух видов прямоугольных треугольников с соотношениями
сторониз к-рых
затем строятся правильные многогранники:
тетраэдр - "элементарная частица" для огня, октаэдр - для воздуха,
икосаэдр- для воды и куб - для земли. В. Гейзенберг (W. Heisenberg) рассматривал
геом. атомизм Платона как прообраз совр. физ. представлений о симметрии.
В учении Аристотеля бескачеств, первоматерия,
обладающая неопределённым бытием, первоначально оформляется в землю, воду, воздух
и огонь путём попарных сочетаний четырёх осн. качеств - тёплого, холодного,
влажного и сухого. Аристотель также выделил четыре типа движения: по сущности
- возникновение и уничтожение, по кол-ву - рост и уменьшение, по качеству -
превращение и по месту - перемещение, определив движение вообще как переход
из возможности в действительность, и четыре типа причин, ответственных за существование
отд. материальных образований (сущностей),- материальную, формальную, действующую
и целевую. Он впервые ввёл в натурфилософский обиход сам термин "материя"
и отделил физику как один из разделов "второй философии" от собственно
философии (метафизики).
Атомизм Демокрита, развитый Эпикуром (EpfкоurоV),
был возрождён в новое время П. Гассенди (P. Gassendi). Достижения Г. Галилея
(G. Galilei) и его современников [И. Кеплер (J. Kepler), P. Декарт (R. Decartes)]
в области физ. учения о M. и д. подготовили почву для работ И. Ньютона (I. Newton),
начавшего оформление предмета механики в целостную систему понятий, к-рая была
положена в основу механистич. картины мира. В её рамках материя рассматривалась
исключительно как вещество - протяжённая непроницаемая инертная весомая субстанция,
единств, видом движения к-рой было пространственное перемещение. Мерой кол-ва
материи была масса ,служившая одновременно мерой инертности - способности
материальных тел сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения,
к-рое могло быть изменено только в результате воздействия внеш. причины - силы.
По вопросу о структуре материи в рамках механистич. картины мира конкурировали
концепции дискретности (разл. варианты атомизма) и непрерывности, по вопросу
о характере силового взаимодействия между материальными телами, вызывавшего
или изменявшего их движение,- концепции близкодействия и дальнодействия. В первой
из них сила была результатом движения, возникая при соударении непроницаемых
движущихся тел, во второй - внутр. свойством материи, первичным по отношению
к движению, порождаемому ею (противоположность кинетизма и динамизма). В качестве
меры движения фигурировали две величины - кол-во движения (импульс) и "живая
сила" (кинетич. энергия).
Вовлечение в сферу эксперим. физ. исследований
тепловых, световых, электрич. и магн. явлений, так или иначе связанных с механич.
движением, сопровождалось введением представлений о разнообразных силах, вызывающих
эти явления, и о соответствующих видах материи, служащих носителями этих сил.
Так в физику вошли "невесомые материи" (флюиды) - теплород, электрич.
и магн. жидкости и др. По мере развития физики на протяжении 18-19 вв. (волновой
теории света, кинетич. теории теплоты, учения об электричестве и магнетизме)
невесомые материи постепенно исчезали из физ. картины мира, т. к. приписывавшиеся
им явления удавалось объяснить на механич. основе. Дольше всего сохранил своё
существование в физ. картине мира эфир как носитель эл--магн. явлений.
Для него тоже строились механич. модели, противоречившие друг другу. Термин
"материя" к кон. 19 в. закрепился только за "весомой материей"
- веществом.
Открытие электрона, делимости атомов вещества
и их составлеиности из электрически заряж. частиц противоположных знаков, теоретич.
и эксперим. обнаружение эл--магн. природы массы электронов в соединении с трактовкой
электричества и эфира как нематериальных
(невещественных) субстанции, изменения состояния к-рых не всегда удавалось свести
к механич. движению, породили на рубеже 19-20 вв. кризис философских оснований
физики. Он выразился, в частности, в попытках мыслить движение без материи (энергетизм)
и в быстрой смене механистич. картины мира электромагнитной. Вещество, рассматривавшееся
в механистич. картине мира как единств, вид материи, утратило статус "первоматерии",
оказавшись "состоящим из электричества". Физика вышла из кризиса
путём создания новых теорий - теории относительности и квантовой теории, радикально
изменивших классич. физ. представления о M. и д.
Представления о материи и движении в современной
физической картине мира. Совр. физ. картину мира, в рамках к-рой осуществляется
развитие физики в наши дни, можно назвать квантово-релятивистской, т. к. её
основой служат осн. принципы теории относительности (специальной, или частной,
и общей) и квантовой теории (нерелятивистской - квантовой механики, и
релятивистской - квантовой теории поля).
Спец. (частная) теория относительности (см. Относительности,
теория), установив физ. равноправие всех инерциальных систем отсчёта, показала
невозможность обнаружения равномерного и прямолинейного движения относительно
абсолютно покоящегося эфира и тем самым сделала его существование излишним.
Благодаря этому эл--магн. поле стало трактоваться как самостоят, вид материи,
не нуждающийся в носителе. Учтя роль эл--магн. (световых) сигналов, распространяющихся
с максимально возможной в природе скоростью, в процессах измерения пространственных
и временных характеристик материальных объектов, спец. теория относительности
тесно связала между собой вещество и ноле как виды материи с состояниями их
движения.
Общая теория относительности - релятивистская
теория тяготения - установила зависимость метрич. характеристик пространства-времени,
отождествляемых в ней с гравитац. полем, от распределения вещества и эл--магн.
поля и установила законы движения в искривлённом пространстве-времени (см. Тяготение).
Квантовая механика, введя представление о мин.
величине действия как характеристике взаимодействия, показала единство
дискретности и непрерывности (корпускулярно-волновой дуализм)в структуре
элементарных частиц вещества и эл--магн. поля и установила бестраекторный характер
движения микрочастиц.
Квантовая теория поля позволила трактовать как
специфич. вид движения возникновение и уничтожение элементарных частиц, объяснила
их взаимодействие как обмен квантами соответствующих полей, и, углубляя понимание
корпускулярно-волнового дуализма, стала рассматривать вещество и поле на микроуровне
не как отд. виды материи, различающиеся структурой,- соответственно дискретной
(корпускулярной) и непрерывной (волновой) (что имеет место на макроуровне),
а как две диалектически противоположных ипостаси единого квантового поля. В
её рамках введено представление о специфич. форме бытия материи - виртуальных
частицах - и физ. вакууме как специфич. виде материи. Эти представления
придают физ. реализацию философской категории возможности.
Как в нерелятивистской, так и в релятивистской
квантовой теории вероятность является характеристикой способа бытия элементарных
частиц вещества и поля, объективной характеристикой их движения, а не мерой
нашего незнания точных особенностей движения, как это было в классич. физике.
Для теории относительности и квантовой теории
характерно установление явной зависимости нек-рых характеристик физ. объектов
как материальных образований (пространственных, временных, энергетических, импульсных
и др.) от отношения этих объектов к эксперим. средствам познания, используемым
человеком как субъектом-наблюдателем для
их изучения,- системе отсчёта в теории относительности и типу прибора в квантовой
теории. Тем самым квантово-реляти-вистская картина мира отображает в себе не
только характеристики природных объектов, но и объективные (материальные) характеристики
познающего субъекта в процессе использования им систем отсчёта и приборов как
материальных средств познания видов физ. материи и форм их движения. Объективные
характеристики человека как субъекта познания применяются также для обоснования
конкретных численных значений универсальных констант природы (антропология,
принцип в космологии).
Объединит, тенденции, характерные для совр. этапа
развития физики, служат дальнейшей конкретизации физ. представлений о M. и д.
Смыкание физики элементарных частиц и космологии в модели горячей Вселенной
(Большого взрыва) приводит к введению в физику идеи развития. Четыре вида взаимодействия
(эл--магнитное, гравитационное, сильное и слабое), теории к-рых раньше строились
независимо друг от друга, теперь начинают рассматриваться в единстве. На основе
представления о калибровочной симметрии (см. Калибровочная инвариантность)уже удалось построить и экспериментально подтвердить объединённую теорию
эл--магн. и слабого взаимодействий, рассматриваемых в ней как проявления единого
электрослабого взаимодействия. Создание калибровочной теории сильного
взаимодействия (квантовой хромодинамики)вызвало к жизни программы построения
единой калибровочной теории эл--магн., слабого и сильного взаимодействий (великое
объединение взаимодействий) и единой теории всех четырёх видов взаимодействий
(см. Супер гравитация). Реализация этих програ.мм приводит к значит,
увеличению числа могущих существовать элементарных частиц, увеличению размерности
пространства-времени, значительно усложняя и развивая физ. представления о M.
и д.
На более глубоком уровне выяснилось, что элементарные
частицы, участвующие в сильных взаимодействиях, состоят из более фундам. частиц
- кварков. Материя представилась в совр. физике лептонами и кварками (частицами
с полуцелым спином) и квантами полей (фотонами, векторными бозонами, глюонами
и гипотетич. гравитонами), обладающими целым спином и осуществляющими четыре
типа фундам. взаимодействий. В квантовой теории поля уже на ранних стадиях ее
развития выяснилась связь между свойствами частиц (значениями спинов) и квантовыми
законами их движения. Построение калибровочных теорий электрослабых и сильных
взаимодействий впервые в явной форме обнаружило связи между уравнениями движения
фундам. частиц и их взаимодействиями.
Внедрение физ. методов исследования и физ. представлений
о M. и д. в др. естеств. науки активно содействует их внутр. единству. Так,
с помощью нерелятивистской квантовой механики удалось объяснить осн. характеристики
хим. формы движения материи - ат. вес, ат. номер, хим. сродство и валентность
хим. элементов. Физ. химия, хим. физика, квантовая химия, термодинамика необратимых
процессов и процессов самоорганизации тесно смыкают физику и химию. Такие интенсивно
развивающиеся науки, как биофизика, физ--хим. биология, позволяют выявить физ.,
физ--хим. и хим. составляющие биол. формы движения материи.
Вся история физики свидетельствует о непрерывном совершенствовании физ. представлений о M. и д. в прямой зависимости от уровня эксперим. техники и теоре-тич. разработок, демонстрируя неисчерпаемость M. и д. как способа её существования. Развитие представлений о строении материи и законах ее движения обнаруживает тенденцию к установлению все более полной неразрывной связи между строением материи и ее движением.
И. С. Алексеев
Понятие же "физического вакуума" в релятивистской квантовой теории поля подразумевает, что во-первых, он не имеет физической природы, в нем лишь виртуальные частицы у которых нет физической системы отсчета, это "фантомы", во-вторых, "физический вакуум" - это наинизшее состояние поля, "нуль-точка", что противоречит реальным фактам, так как, на самом деле, вся энергия материи содержится в эфире и нет иной энергии и иного носителя полей и вещества кроме самого эфира.
В отличие от лукавого понятия "физический вакуум", как бы совместимого с релятивизмом, понятие "эфир" подразумевает наличие базового уровня всей физической материи, имеющего как собственную систему отсчета (обнаруживаемую экспериментально, например, через фоновое космичекое излучение, - тепловое излучение самого эфира), так и являющимся носителем 100% энергии вселенной, а не "нуль-точкой" или "остаточными", "нулевыми колебаниями пространства". Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.