XAML   ООП   к алгоритмизации   СУБД   ЯиМП   3GL   4GL   5GL   технологии прогр.

Технология языка XML

Программирование на XAML

  1. Что такое Avalon?
  2. Первая XAML программа
  3. Модель событий XAML

Здесь мы расскажем о технологии программирования с использованием XML-подобного языка для создания пользовательских интерфейсов под названием XAML(eXtensible Application Markup Language). Как Вам, наверное, уже известно, в последних версиях Microsoft Windows 7-10 .NET Framework тесно интегрирован в систему и заметно расширен в функциональности. Одновременно в них произведен переход на 64 битную архитектуру. Поэтому все старые неуправляимые (unmanaged) 32 битные приложения придется перекомпилировать, а в некоторые вносить существенные изменения. Тем более что Microsoft не планирует развивать старый Windows API. Из этого следует, что уже сейчас .NET Framework может стать стандартом де-факто в разработке приложений для Windows, так как это единственный способ сохранения инвестиций в программное обеспечение в долгосрочном периоде. Вместе с тем основные новшества Windows Vista / 7 доступны только из управляемого кода.

C 2004 года открыт публичный доступ к Avalon Community Technology Preview. Теперь можно писать приложения, использующие XAML под уже знакомой Windows XP.

Итак, вот что нам потребуется:

Что такое Avalon?

Avalon - это рабочее название новой графической подсистемы (presentation subsystem) Windows. Он содержит движок отображения и основанный на managed-коде Framework. Avalon унифицирует отображение и манипуляцию документами, мультимедиа-контентом и пользовательским интерфейсом, позволяет разработчикам и дизайнерам создавать богатый и современный GUI.

Ну что скачали? Теперь запускаем инсталлятор November 2004 Avalon CTP. После установки откроется папка, в которой будет лежать файл en_winfx_sdk_ctp.iso - это образ CD. Воспользовавшись программой для записи с поддержкой iso образов, мы получим диск с инсталляций. Вставляем его, и первым делом устанавливаем .Net Framework v2.0 Beta 1, если конечно он у Вас уже не стоит, как было в моём случае. Далее идёт "Avalon" Community Technology Preview, а после него (обратите внимание, что порядок в данном случае важен) Visual C# Express или Visual Basic.NET Express. Потом WinFXT SDK - "Avalon" Community Technology Preview Edition. В заключении, переходим в папку, куда мы инсталлировали November 2004 Avalon CTP (по умолчанию C:\Documents and Settings\ИМЯ_УЧЁТНОЙ_ЗАПИСИ\My Documents\MSDN\Public November 2004 Avalon CTP Release) и запускаем ConfigureAvalonForExpressSKUs.bat. В результате в выбранной Вами среде разработки(Visual C# Express или Visual Basic.NET Express) появятся новые шаблоны проектов. Всё, инсталляция окончена, можно приступать к работе.

Первая XAML программа

Что такое XAML?
Типичное приложение можно рассматривать как набор страниц, содержащих некий процедурный код. Страницы пишутся на новом языке декларативной разметки под кодовым названием "XAML". С помощью XAML-элементов вы управляете разметкой каждой страницы, в том числе выводом текста и изображений, а также вставкой интерактивных компонентов вроде кнопок и текстовых полей. Если коротко, то XAML - это язык, применяемый для декларативного рендеринга пользовательского интерфейса страниц, из которых состоит приложение.

По уже сложившейся традиции первой программой будет пресловутый "Hello World" (Здесь и далее я буду использовать Visual C# Express. Но Вы можете скачать пример и для Visual Basic.Net, в любом случае XAML код для всех сред разработки будет один и тот же).

Итак, запускаем Visual C# Express, выбираем File->New->Project, а в появившемся окне "Avalon Application".

Взглянем на "Solution Explorer", в данный момент нас интересуют только два файла: Window1.xaml и Window1.xaml.cs. (Рис.1) Это чем-то напоминает текущую версию ASP.NET, когда весь графический интерфейс помещается в одном XML файле (в нашем случае Window1.xaml), а код в другом (Window1.xaml.cs). В принципе, уже сейчас можно компилировать проект, но я рекомендую все-таки внести некоторые изменения.

Рисунок 1. Нужные нам файлы.

Откроем файл Window1.xaml. Там содержится код окна, если Вы не знакомы с синтаксисом и основными понятиями XML, то лучше всего сначала прочитать какую-либо статью на эту тему.

Элемент <Window> ,как не трудно догадаться, представляет собой окно, x:Class="AvalonApplication1.Window1 - это указание пространства имён и класса, к которому данное окно принадлежит. Если мы откроем Window1.xaml.cs, то увидим там реализацию данного класса. Далее слудует указание на то, что мы имеем дело с языком XAML и другая служебная информация xmlns="http://schemas.microsoft.com/2003/xaml" xmlns:x="Definition". Атрибут Text - это заголовок окна. Добавим ещё несколько атрибутов Height - высота, Width - ширина, Left и Top соответственно отвечают за положение окна на экране. Об атрибуте ID стоит поговорить отдельно. Он есть практически у всех элементов, фактически это имя элемента, которое мы будем использовать в коде. Вот как будет выглядеть отредактированный нами файл (уберём <Grid>):

<Window x:Class="AvalonApplication1.Window1"
    xmlns="http://schemas.microsoft.com/2003/xaml" xmlns:x="Definition"
    Height="300"
    Width="300"
    Left="100"
    Top="100"
    Text="Hello XAML"
    >   
</Window>

Итак, что мы имеем на данный момент? Пустое окно конечно хорошо, но всегда хочется большего. Первым делом добавим контейнер для всех остальных элементов управления. За это отвечает не только <Canvas>, но в данном примере я предпочёл использовать именно его. У него есть ряд атрибутов, в частности Background задаёт фоновый цвет.

Теперь пришло время поместить что-то на Canvas, например кнопку. За это отвечает элемент Button. Вот как будет выглядеть код формы после всех манипуляций:

<Window x:Class="AvalonApplication1.Window1"
    xmlns="http://schemas.microsoft.com/2003/xaml" xmlns:x="Definition"
    Height="300"
    Width="300"
    Left="100"
    Top="100"
    Text="Hello XAML">   
    <Canvas Background="LightGray">
        <Button 
            ID="buttonHello"
            Canvas.Left="110" 
            Canvas.Top="120">Привет XAML!</Button>
    </Canvas>
</Window>

На рисунке 2 можно видеть, что у нас получилось в итоге.

Рисунок 2. После компиляции.

Модель событий XAML

На данный момент наше приложение не реализует никакой функциональности, ну так давайте создадим обработчик нажатия кнопки. Для этого добавим в элемент Button событие Click, в котором зададим функцию обработчик. Чтобы не писать лишнего сразу приведу код кнопки:

  <Button 
  ID="buttonHello"
  Canvas.Left="110" 
  Canvas.Top="120"
  Click="onButtonClick">
  Привет XAML!</Button>

Теперь откроем Window1.xaml.cs и добавим в класс Window1 функцию onButtonClick

Вот как это должно выглядить:

public partial class Window1 : Window

{

        private void onButtonClick(object sender, EventArgs e)
        {

        }

    }

Думаю, ничего разъяснять тут не надо, параметры стандартны.

Теперь добавим код, чтобы при нажатии на кнопку текст на ней менялся. Делается это очень просто, только свойства Text уже нет, вместо него используется Content:

buttonHello.Content = "Кнопка нажата";

Вот и всё. Таким же способом можно создавать обработчики и для других событий. Особое внимание следует уделить тому, что названия многих свойств и событий не совпадают с используемыми сейчас в Windows.Forms. Изменились и сборки, а соответственно и пространства имён. Хочется уточнить, что все XAML элементы - это классы, которые доступны и обычным образом из кода на C# и Visual Basic. Эти классы содержатся в пространстве имён System.Windows; (в следующих версиях это может измениться) и соответственно в сборке WindowsBase.dll. В обычных же приложениях мы можем комбинировать классы из System.Windows и System.Windows.Forms, применяя то, что наиболее подходит в конкретной ситуации.

XAML   ООП   к алгоритмизации   СУБД   ЯиМП   3GL   4GL   5GL   технологии прогр.