Эффект Тиндаля - свечение оптически неоднородной среды вследствие рассеяния проходящего через неё света.
Обусловлен дифракцией света на отд. частицах или элементах структурной
неоднородности среды, размер к-рых намного меньше длины волны рассеиваемого
света. Характерен для коллоидных систем (напр., гидрозолей, табачного дыма)
с низкой концентрацией частиц дисперсной фазы, имеющих показатель преломления,
отличный от показателя преломления дисперсионной среды. Обычно наблюдается в
виде светлого конуса на тёмном фоне (конус Тиндаля) при пропускании сфокусированного
светового пучка сбоку через стеклянную кювету с плоскопараллельными стенками,
заполненную коллоидным раствором. Коротковолновая составляющая белого (немонохроматического)
света рассеивается коллоидными частицами сильнее длинноволновой, поэтому образованный
им конус Тиндаля в непоглощающем золе имеет голубой оттенок.
Эффект Тиндаля по существу то же,
что опалесценция. Но традиционно первый термин относят к интенсивному рассеянию
света в ограниченном пространстве по ходу падающего луча, а второй-к слабому
рассеянию света всем объёмом наблюдаемого объекта.
На явление свечения неоднородной
среды при прохождении через неё света впервые обратил внимание M. Фарадей (M.
Faraday, 1857). Дж. Тиндаль (J. Tyndall), по имени к-рого оно получило своё
название, подробно описал его (1868), а Дж. Рэлей (J. Rayleigh) и Г. Ми (G.
Mie) дали ему (соответственно в 1871 и 1908) теоретич. трактовку.
Эффект Тиндаля воспринимается невооружённым
глазом как равномерное и непрерывное свечение нек-рой части объёма рассеивающей
свет системы. На самом деле свет исходит от отд. точек-дифракционных пятен,
хорошо различимых под оптич. микроскопом при достаточно сильном освещении разбавленного
золя. Интенсивность рассеянного в данном направлении света (при пост. параметрах
падающего света) зависит от числа рассеивающих частиц и их размера.
Основанные на T. э. оптич.
методы обнаружения, определения размера и концентрации коллоидных частиц [ультрамикроскопия
(см. Ультрамикроскоп), нефелометрия] широко применяются в науч.
исследованиях и промышл. практике.
Л. А. Шиц
Дело в том, что в его постановке и выводах произведена подмена, аналогичная подмене в школьной шуточной задачке на сообразительность, в которой спрашивается:
- Cколько яблок на березе, если на одной ветке их 5, на другой ветке - 10 и так далее
При этом внимание учеников намеренно отвлекается от того основополагающего факта, что на березе яблоки не растут, в принципе.
В эксперименте Майкельсона ставится вопрос о движении эфира относительно покоящегося в лабораторной системе интерферометра. Однако, если мы ищем эфир, как базовую материю, из которой состоит всё вещество интерферометра, лаборатории, да и Земли в целом, то, естественно, эфир тоже будет неподвижен, так как земное вещество есть всего навсего определенным образом структурированный эфир, и никак не может двигаться относительно самого себя.
Удивительно, что этот цирковой трюк овладел на 120 лет умами физиков на полном серьезе, хотя его прототипы есть в сказках-небылицах всех народов всех времен, включая барона Мюнхаузена, вытащившего себя за волосы из болота, и призванных показать детям возможные жульничества и тем защитить их во взрослой жизни. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.
|
![]() |