Сигнал в теории информации - физ. процесс, значения параметров
к-рого отображают передаваемое сообщение. Сигнал, с одной стороны, определяется
физ. природой канала, по к-рому происходит его распространение (акустич.,
эл--магн. и т. д.), с другой - параметрами, несущими сообщение,- информационными
параметрами сигнала. Отображение сообщения в сигнале осуществляется путём модуляции
(рис.), обратный процесс, извлекающий сообщение из сигнала, наз. демодуляцией.
Генератор носителя порождает процесс (наз. носителем), описываемый функцией времени t:
Величины а, b, с,... представляют собой в отсутствие модуляции пост. параметры. В модуляторе эти информац. параметры изменяются в зависимости от поступившего сообщения. Так, если сообщение - число, то приращение информац. параметров пропорц. этому числу.
Если в качестве носителя выбрано гармонич. колебание, , то информац. параметрами являются амплитуда А , частота со и начальная фаза Носитель f(t), т. о., может быть подвергнут амплитудной (AM), частотной (ЧМ) и фазовой (ФМ) модуляции. AM широко применяется в телефонии, ЧМ - в телевидении, ФМ - в системах телеуправления и радиосвязи.
Если носителем является последовательность импульсов определ. формы, напр. прямоугольной, то информац. параметрами будут амплитуда, полярность, длительность, частота следования.
При передаче по каналу сигнала S(t)взаимодействует с помехой Z(t) - физ. процессом, вносящим дополнительные по сравнению с модуляцией изменения в значении его информац. параметров.
Принятый сигнал отличается от S(t)., называемого полезным сигналом, здесь - нек-рый оператор. В частном случае, когда оператор вырождается в сумму, Y = S + Z, помеха наз. аддитивной. Возможны и более сложные случаи - мультипликативная помеха, замирание сигнала и т. д. Развиты теория и методы фильтрации, обнаружения, выделения полезного сигнала на фоне помех.
л. н. Ефимов
Дело в том, что в его постановке и выводах произведена подмена, аналогичная подмене в школьной шуточной задачке на сообразительность, в которой спрашивается:
- Cколько яблок на березе, если на одной ветке их 5, на другой ветке - 10 и так далее
При этом внимание учеников намеренно отвлекается от того основополагающего факта, что на березе яблоки не растут, в принципе.
В эксперименте Майкельсона ставится вопрос о движении эфира относительно покоящегося в лабораторной системе интерферометра. Однако, если мы ищем эфир, как базовую материю, из которой состоит всё вещество интерферометра, лаборатории, да и Земли в целом, то, естественно, эфир тоже будет неподвижен, так как земное вещество есть всего навсего определенным образом структурированный эфир, и никак не может двигаться относительно самого себя.
Удивительно, что этот цирковой трюк овладел на 120 лет умами физиков на полном серьезе, хотя его прототипы есть в сказках-небылицах всех народов всех времен, включая барона Мюнхаузена, вытащившего себя за волосы из болота, и призванных показать детям возможные жульничества и тем защитить их во взрослой жизни. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.