Рэлея диск - прибор для абсолютного измерения колебательной скорости частиц в акустич. волнах, распространяющихся в газах и жидкостях. Рэлея диск представляет собой тонкую круглую пластинку из лёгкого металла или слюды, подвешенную на длинной тонкой (обычно кварцевой или металлической) нити и снабжённую зеркальцем для измерения его поворота вокруг вертикальной оси. Поворот Рэлея диска вызывается вращающим моментом М, обусловленным действием средних по времени гидродинамич. сил при обтекании его потоком (см. Бернулли уравнение ).Поскольку величина квадратично зависит от скорости потока, Рэлея диск чувствителен как к пост. потокам, так и к знакопеременному полю скоростей в акустич. волне. Действие момента М уравновешивается упругостью нити по отношению к закручиванию.
Величина колебат. скорости v определяется по ф-ле:
где
-
малый угол, на к-рый поворачивается диск и к-рый наблюдают по отклонению
отражённого от зеркальца светового луча, р - плотность среды,
-
угол между нормалью к диску до включения звука и направлением колебат.
скорости, коэф. упругости кручения нити
определяется по периоду Т свободных колебаний и моменту инерции
М диска Рэлея, r - радиус диска, к-рый должен быть много меньше длины
волны звука
.
Диск Рэлея обычно устанавливают под углом
т. к. при этом его чувствительность максимальна. Чувствительные диски Рэлея позволяют
определять малые колебат. скорости v
0,1
см/с. В звуковых полях, где имеют место простые соотношения между
колебат. скоростью, звуковым давлением р и интенсивностью звука
I
(напр., в поле плоской волны), диски Рэлея пользуются для определения
р и
I.
К недостаткам дисков Рэлея как приёмникам звука относится его инерционность.
Диск Рэлея подвержен влиянию пост. потоков, как конвекционных, так и возникающих
в звуковом поле, что снижает точность измерений. Применение дисков Рэлея ограничено
областью звуковых и низких УЗ-частот из-за необходимости соблюдения условия
При измерениях в воде нужно учитывать поправку на присоединённую массу и
на увлечение диска Рэлея потоком.
И. П. Голямина
Дело в том, что в его постановке и выводах произведена подмена, аналогичная подмене в школьной шуточной задачке на сообразительность, в которой спрашивается:
- Cколько яблок на березе, если на одной ветке их 5, на другой ветке - 10 и так далее
При этом внимание учеников намеренно отвлекается от того основополагающего факта, что на березе яблоки не растут, в принципе.
В эксперименте Майкельсона ставится вопрос о движении эфира относительно покоящегося в лабораторной системе интерферометра. Однако, если мы ищем эфир, как базовую материю, из которой состоит всё вещество интерферометра, лаборатории, да и Земли в целом, то, естественно, эфир тоже будет неподвижен, так как земное вещество есть всего навсего определенным образом структурированный эфир, и никак не может двигаться относительно самого себя.
Удивительно, что этот цирковой трюк овладел на 120 лет умами физиков на полном серьезе, хотя его прототипы есть в сказках-небылицах всех народов всех времен, включая барона Мюнхаузена, вытащившего себя за волосы из болота, и призванных показать детям возможные жульничества и тем защитить их во взрослой жизни. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.
|
![]() |