Радионавигация - определение местоположения движущегося объекта (морских и воздушных судов, наземного транспорта и космич.
аппаратов) с помощью радиотехн. устройств, расположенных на объекте и в окружающем
пространстве в точках с известными координатами. В более узком смысле под Р.
понимают определение к--л. параметра движения, напр. скорости или направления
движения. В более широком смысле Р. включает и элементы управления движением,
напр. выбор курса.
Для Р. могут использоваться 3 независимых навигац.
параметра: дальность, радиальная скорость и угол, определяемые относительно
заданной системы координат. Опорными точками системы координат являются радионавигац.
станции, расположенные на поверхности Земли (с постоянными и известными координатами)
или на ИСЗ, кораблях и самолётах, координаты к-рых изменяются, но точно известны
в любой момент времени. Геом. место точек, соответствующее одинаковым значениям
навигац. параметра в пространстве, наз. поверхностью положения, а на плоскости
- линией положения. Пересечение трёх поверхностей или двух линий положения определяет
координаты объекта. В зависимости от измеряемых навигац. параметров могут использоваться
3 осн. метода определения координат.
Дальномерный метод. Параметром является расстояние
Л между опорной точкой и объектом, поверхностью положения - сфера радиусом R и центром в опорной точке. Координаты объекта (х, у, z)определяются
при решении системы трёх ур-ний:
где xi, yi, zi - известные координаты трёх (i = 1, 2, 3) опорных точек, а Ri
- измеренные расстояния от объекта до опорной точки.
Для измерения расстояния передатчик объекта посылает
радиоимпульс запроса, на опорной точке его принимают и переизлучают. Измерив
интервал времени Т между моментами посылки запроса и приёмом переизлучённого
импульса, определяют R = с·0,5·T, где с - скорость
распространения радиоволн. Недостаток этого метода - огранич. пропускная способность
навигац. системы, к-рая не может одноврем. отвечать на запросы неск. объектов,
устраняется при установке в опорных точках и на каждом объекте высокостабильных
син-хронизиров. эталонов времени (см. Квантовые стандарты частоты ).В
этом случае передатчики опорных точек в условленные моменты времени излучают
радиоимпульсы, к-рые принимают на объектах и определяют интервал времени, прошедший
с условного момента до момента приёма радиоимпульса. Осн. недостаток беззапросного
метода - необходимость поддерживать чрезвычайно высокую точность синхронизации
всех часов навигац. системы, т. к. каждая икс расхождения шкал времени объекта
и опорных точек даёт ошибку в определении расстояния DR == сDT
! 300 м. Для исключения сдвига шкалы времени DT объекта относительно
шкалы единого времени опорных точек применяют псевдодальномерный метод, заключающийся
в измерении параметра Ri до четырёх (i = 1, 2, 3, 4)
опорных точек. Решение системы четырёх ур-ний
позволяет определить три неизвестные координаты
объекта при неизвестном сдвиге шкал DT.
Радиально-скоростной (доплеровский) метод. Параметром
является радиальная скорость объекта относительно опорной точки, зависящая от
координат и относительной скорости объекта:
При известных параметрах опорных точек и собств.
скорости объекта независимые измерения радиальных скоростей относительно трёх
опорных точек позволяют определить координаты объекта. Измеряя доплеров-ское
смещение F излучаемого передатчиком сигнала с частотой /, находят радиальную
скорость (см.
Доплера эффект ).Ошибку в определении F, возникающую из-за отклонения
частоты эталона на объекте от частоты излучения передатчиков в опорных точках,
можно исключить, применяя псевдодоплеровский метод, при к-ром измеряется дополнительный
навигац. параметр по четвёртой опорной точке (так же, как и в псев-додальномерном
методе).
Угломерный метод. Параметром является угол между
направлениями на разл. опорные точки. Определение направления на источники радиоизлучения
осуществляется методами радиопеленгации.
Наряду с тремя осн. методами при построении радионавигац.
систем широко применяют комбиниров. методы типа дальномерно-доплеровского, дальномер-но-угломерного
и т. п. Нек-рые навигац. задачи решаются радиолокац. методами (см. Радиолокация), а при использовании в качестве опорных точек небесных тел - радиоастр. методами
(см. Радиоастрономия).
Помимо метода определения координат объекта важной характеристикой любой радионавигац. системы является диапазон рабочих частот. В условиях Земли рабочая длина волны определяет потенц. дальность действия навигац. системы, под к-рой понимается макс. расстояние, на к-ром обеспечивается заданная точность измерений. Она будет ограничиваться случайными изменениями скорости распространения радиоволн (дальномерный и доплеровский метод) и направлением их прихода (угломерный метод). Учитывая условия распространения радиоволн, для ближней Р. применяют ультракороткие волны, а для глобальной Р. (в пределах всей Земли) - сверхдлинные волны. Спутниковые системы Р. работают только в УКВ-диапазоне (см. Распространение радиоволн).
В. С. Ямпольский