Полосы равного наклона - чередующиеся тёмные и светлые полосы (интерференционные полосы), возникающие при падении
света на плоскопараллельную пластину в результате интерференции лучей, отражённых
от верхней и нижней её поверхностей и выходящих параллельно друг другу. Монохроматич.
свет с длиной волныот
точечного источника S (рис.), находящегося в среде с показателем преломления
п, падает на пластину толщиной h и с показателем преломления
при
отражении луча SA от верхней и нижней граней образуются параллельные
лучи AD и СЕ. Оптич. разность хода между такими лучами
а соответствующая разность фаз
С учётом сдвига фаз на
при отражении
т.
е.
при постоянстве h и разность
фаз
определяется
наклоном лучей относительно пластины: при равном наклоне p разность фаз
постоянна. Чтобы лучи AD и СЕ интерферировали, необходимо их совмещение,
что достигается для параллельных лучей в бесконечности. Наблюдаются они при
аккомодации глаз на бесконечность или с помощью линзы, в фокусе к-рой помещают
экран. Разность фаз
не
связана с положением источника света: лучи, испущенные соседней точкой источника
и отражённые под тем же углом
будут
иметь ту же разность фаз, а при проецировании на экран попадут в ту же точку.
Поэтому при использовании протяжённого источника полосы оказываются столь же
отчётливыми, как и с точечным источником. Если оптич. ось пучка света нормальна
к пластинке (
=
0), то П. р. н. приобретают вид концентрич. колец, что используется в частности
в интерферометре Фабри - Перо, полосы на выходе к-рого - пример
П. р. н. Благодаря большому отношению
у интерферометра Фабри - Перо небольшие изменения
ведут к большому изменению
,
что позволяет использовать интерферометр Фабри - Перо как спектральный прибор
высокой разрешающей силы либо как частотный фильтр в открытом резонаторе.
А. П. Гагарин
Дело в том, что в его постановке и выводах произведена подмена, аналогичная подмене в школьной шуточной задачке на сообразительность, в которой спрашивается:
- Cколько яблок на березе, если на одной ветке их 5, на другой ветке - 10 и так далее
При этом внимание учеников намеренно отвлекается от того основополагающего факта, что на березе яблоки не растут, в принципе.
В эксперименте Майкельсона ставится вопрос о движении эфира относительно покоящегося в лабораторной системе интерферометра. Однако, если мы ищем эфир, как базовую материю, из которой состоит всё вещество интерферометра, лаборатории, да и Земли в целом, то, естественно, эфир тоже будет неподвижен, так как земное вещество есть всего навсего определенным образом структурированный эфир, и никак не может двигаться относительно самого себя.
Удивительно, что этот цирковой трюк овладел на 120 лет умами физиков на полном серьезе, хотя его прототипы есть в сказках-небылицах всех народов всех времен, включая барона Мюнхаузена, вытащившего себя за волосы из болота, и призванных показать детям возможные жульничества и тем защитить их во взрослой жизни. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.
|
![]() |