Оже-эффект - эмиссия электрона из атома, происходящая в результате безызлучат. перехода при наличии в атоме
вакансии на внутр. электронной оболочке. Эфект обнаружен П. Оже (P. V.
Auger) в 1925 г.
Оже-процесс можно разделить на две стадии.
Первая - ионизация атома внеш. излучением (рентгеновским, быстрыми электронами,
ионами) с образованием вакансии на одной из внутр. оболочек. Такое состояние
атома неустойчиво, и на второй стадии происходит заполнение вакансии электроном
одного из вышележащих уровней энергии атома. Выделяющаяся при этом энергия
может быть испущена в виде кванта характеристич. рентг. излучения, но может
быть передана третьему атомному электрону, к-рый в результате вылетает
из атома, т. е. происходит О--э.
Значения кинетич. энергии
вылетающих электронов (т. н. оже-электронов) не зависят от энергии частиц
внеш. излучения. Значения
характерны для атомов определ. хим. элемента и равны разности энергий возбуждённых
состояний атома:
где
- энергия ионизов. атома с вакансией на внутр. оболочке,
- энергия атома после заполнения вакансии одним из электронов атома,
- пороговая энергия вылета оже-электрона из однократно ионизов. атома.
Значения
для разл. атомов и разл. квантовых переходов в них лежат в пределах от
50 до 3000 эВ. Вследствие конечности времени жизни
возбуждённого состояния атома, ионизованного на первой стадии, существует
разброс значений кинетич. энергий оже-электронов:
В оже-процессе с той или иной вероятностью
могут принять участие электроны разл. атомных оболочек, поэтому энергетич.
спектр вылетающих из атома оже-электронов (оже-спектр) содержит до неск.
десятков перекрывающихся между собой оже-линий.
О--э. происходит не только в изолиров.
атомах, но и в молекулах (число оже-линий значительно возрастает), а также
в твёрдых телах. В последнем случае наряду с переходами между внутр. уровнями
энергии наблюдаются переходы с участием электронов валентной зоны, причём
ширина зоны и плотность состояний в ней влияют на форму оже-линий. Изучение
энергетич. структуры и осуществление хим. анализа вещества -предмет
оже-спектроскопии.
Для обозначения оже-переходов применяют
правило: если первичная вакансия находилась в электронном К-слое,
её заполнение произошло путём перехода электрона из L-слоя, а энергия
была передана электрону М-слоя, то оже-электрон наз. КЛМ-электроном
(так же обозначают и соответствующий переход и оже-линию в спектре). Переходы
с участием электронов валентной зоны обозначают буквой V (напр.,
переход LVV).
Особый случай О--э. представляет собой
процесс, при к-ром вакансия заполняется электроном того же электронного
слоя (т. е. электроном с тем же главным квантовым числом). Такие переходы
(напр., L1L2M) наз. переходами Костера
- Кронига.
В ядерной физике эффект, аналогичный О--э.,
когда энергия возбуждённого ядра передаётся одному из атомных электронов,
носит назв. внутр. конверсии (см. Конверсия внутренняя ).В отличие
от оже-электропов, кинетич. энергия конверсионных электронов составляет
неск. МэВ.
С. Л. Дударев
Дело в том, что в его постановке и выводах произведена подмена, аналогичная подмене в школьной шуточной задачке на сообразительность, в которой спрашивается:
- Cколько яблок на березе, если на одной ветке их 5, на другой ветке - 10 и так далее
При этом внимание учеников намеренно отвлекается от того основополагающего факта, что на березе яблоки не растут, в принципе.
В эксперименте Майкельсона ставится вопрос о движении эфира относительно покоящегося в лабораторной системе интерферометра. Однако, если мы ищем эфир, как базовую материю, из которой состоит всё вещество интерферометра, лаборатории, да и Земли в целом, то, естественно, эфир тоже будет неподвижен, так как земное вещество есть всего навсего определенным образом структурированный эфир, и никак не может двигаться относительно самого себя.
Удивительно, что этот цирковой трюк овладел на 120 лет умами физиков на полном серьезе, хотя его прототипы есть в сказках-небылицах всех народов всех времен, включая барона Мюнхаузена, вытащившего себя за волосы из болота, и призванных показать детям возможные жульничества и тем защитить их во взрослой жизни. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.