Магнитомеханические явления (гиромагнитные явления) - группа явлений, обусловленных взаимосвязью
магнитного момента микрочастиц (напр., электронов в атомах и ионах) с
их собственным угловым (механич.) моментом (спиновым и орбитальным). Спину микрочастицы (электрона, протона, нейтрона и др.) соответствует определ.
магн. момент. Напр., проекция магн. момента электрона на направление магн. поля
Н равна (в системе СГС)
(без учёта релятивистских поправок, см. Магнетизм микрочастиц ),где sz - проекция спина на направление Н (ось ).
Механич. момент атома (иона) складывается из спинового а орбитального моментов
образующих атом микрочастиц. Изменение макроскопич. углового момента системы
микрочастиц (физ. тела) приводит к изменению магн. момента этой системы, и,
наоборот, при изменении магн. момента меняется угловой момент системы частиц
(тела). Одно из М. я.- Барнетта эффект [С. Барнетт (S. Barnett), 1909]
- заключается в возникновении дополнит. магн. момента у ферромагнетика, приведённого
во вращение. Обратное явление - возникновение вращающего момента при намагничивании
[открытое в 1915 А. Эйнштейном (A. Einstein) и В. Й. де Хаазом (W. J. de Haas)]
наз. Эйнштейна - де Хааза эффектом.
Магнитомеханические явления в принципе позволяют
определить т. н. магнита механическое отношение g (гиромагн. отношение),
равное отношению магн. момента к угловому моменту частицы. Из квантовой теории
атома следует, что g=2, если магн. момент атома обусловлен только спиновой
составляющей углового момента электронной оболочки атома, и g=l, если
магн. момент создаётся только орбитальным движением электронов. С помощью эффектов
Барнетта и Эйнштейна - де Хааза было впервые показано, что в 3d-переходных
металлах (Fe, Со, Ni), их сплавах и нек-рых соединениях магн. момент имеет спиновое
происхождение.
Развитие резонансных методов определения гиромагн. отношения привело к тому, что магнитомеханич. методы утратили своё значение и представляют гл. обр. историч. интерес.
Р. З. Левитин
Дело в том, что в его постановке и выводах произведена подмена, аналогичная подмене в школьной шуточной задачке на сообразительность, в которой спрашивается:
- Cколько яблок на березе, если на одной ветке их 5, на другой ветке - 10 и так далее
При этом внимание учеников намеренно отвлекается от того основополагающего факта, что на березе яблоки не растут, в принципе.
В эксперименте Майкельсона ставится вопрос о движении эфира относительно покоящегося в лабораторной системе интерферометра. Однако, если мы ищем эфир, как базовую материю, из которой состоит всё вещество интерферометра, лаборатории, да и Земли в целом, то, естественно, эфир тоже будет неподвижен, так как земное вещество есть всего навсего определенным образом структурированный эфир, и никак не может двигаться относительно самого себя.
Удивительно, что этот цирковой трюк овладел на 120 лет умами физиков на полном серьезе, хотя его прототипы есть в сказках-небылицах всех народов всех времен, включая барона Мюнхаузена, вытащившего себя за волосы из болота, и призванных показать детям возможные жульничества и тем защитить их во взрослой жизни. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.