Дырка электронная - квазичастица (фермион); наряду с электроном проводимости используется для описания электронной системы полупроводников, полуметаллов и металлов.
Термин "Д." применяется в двух близких, но различных смыслах. 1)
Возбуждённое квантовое
состояние многоэлектронной системы, характеризующееся тем, что одно из
одноэлектронных состояний (заполнением к-рых сформировано
многоэлектронное состояние) свободно. Энергия Д. Eд отсчитывается от энергии основного состояния (Eд/O). Если система электронов - вырожденный идеальный газ, то равновесная функция распределения Д. Nд(E) - функция Ферми (см. Ферми-Дирака распределение:)
Здесь Т- темп-pa, EF- ферми-энергия; Eд=EF-E>0; E<EF.
При образовании Д. освободивший место электрон может оказаться
свободным, а может перейти в связанное (локализованное) состояние
(напр., при образовании Д. путём введения в полупроводник акцепторов). Д. также может образоваться не только в свободном состоянии, но и в связанном (напр., на донорах).
2) Свободное при T=0К состояние в разрешённой энергетич. зоне с отрицат. эффективной массой т*
<0. Существование Д. (в этом смысле) обычно обусловлено пересечением
зон в металлах и полуметаллах или попаданием в валентную зону
полупроводника энергетич. уровней акцепторов (состояния с т* <0 расположены вблизи "потолка" валентной зоны). Д. вводят в тех случаях, когда ферми-поверхностъ окружает свободные от электронов состояния (поверхность Ферми заполнена Д.).
Осн. черты динамики Д. (в обоих смыслах): в магн. поле Д. движется как
положительно заряженная частица; с ростом энергии её скорость
уменьшается. Возможность описания движения электронной системы
проводников с помощью Д. обеспечивается тем, что электронный ток
полностью заполненной зоны равен нулю.
Введение Д. помогает понять многие свойства ряда веществ: обратные знаки константы Холла (см. Гальваномагнитные явления), термоэдс (см. Термоэлектрические явления)и др.
Дело в том, что в его постановке и выводах произведена подмена, аналогичная подмене в школьной шуточной задачке на сообразительность, в которой спрашивается:
- Cколько яблок на березе, если на одной ветке их 5, на другой ветке - 10 и так далее
При этом внимание учеников намеренно отвлекается от того основополагающего факта, что на березе яблоки не растут, в принципе.
В эксперименте Майкельсона ставится вопрос о движении эфира относительно покоящегося в лабораторной системе интерферометра. Однако, если мы ищем эфир, как базовую материю, из которой состоит всё вещество интерферометра, лаборатории, да и Земли в целом, то, естественно, эфир тоже будет неподвижен, так как земное вещество есть всего навсего определенным образом структурированный эфир, и никак не может двигаться относительно самого себя.
Удивительно, что этот цирковой трюк овладел на 120 лет умами физиков на полном серьезе, хотя его прототипы есть в сказках-небылицах всех народов всех времен, включая барона Мюнхаузена, вытащившего себя за волосы из болота, и призванных показать детям возможные жульничества и тем защитить их во взрослой жизни. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.