Громкость звука - субъективное качество слухового ощущения, позволяющее располагать все звуки
по шкале от тихих до громких. Г. з. зависит гл. обр. от интенсивности звука, но также и от распределения энергии по шкале частот. Единицу Г. з. 1 сон
определяют как громкость тона с частотой 1 кГц и уровнем звукового давления
40 дБ (относительно 2*10-5 Па).
Измерение громкости произвольного
звука основано на способности человека устанавливать равенство громкости двух
звуков или их отношение (во сколько раз один звук громче другого). Для чистых
тонов Г. з. зависит от уровня звукового давления р по закону
, где р0 - порог слышимости, k - постоянная, зависящая
от частоты звука, его длительности и индивидуальных особенностей слушателя;
величина п зависит от р и при р0<р<30 дБ n>2,
при 30 дБ<р<60 дБ п
1,
при р>60 дБ п
0,5.
В определ. пределах при одинаковых частоте и интенсивности двух звуков более
короткий кажется менее громким (явление временной суммации громкости). Постоянная
времени такой суммации прибл. равна 10 мс. Вблизи порога слышимости она больше,
чем при высоких уровнях звукового давления.
Зависимость уровня звукового
давления чистых тонов от частоты при заданной громкости. Каждая кривая объединяет
тоны всех частот, одинаковые по громкости для слушателей в возрасте 18-20 лет
с нормальным слухом (кривые взяты по рекомендациям Международной организации
стандартов, принятых и в СССР).
В практич. задачах Г. з.
принято характеризовать уровнем Г. з., измеряемым в фонах. Уровень Г. з. тона
1 кГц в фонах численно равен уровню звукового давления в дБ. Для произвольного
звука уровень Г. з. определяется подбором равногромкого тона 1кГц с известным
уровнем громкости. Для оценки уровня Г. з. синусоидальных тонов, узкополосных
шумов и нек-рых созвучий удобно пользоваться кривыми равной громкости, принятыми
междунар. стандартом (рис.). Кривые равной громкости используются при построении
шумомеров, предназначенных для измерения уровня громкости шумов.
H. А. Дубровский
Дело в том, что в его постановке и выводах произведена подмена, аналогичная подмене в школьной шуточной задачке на сообразительность, в которой спрашивается:
- Cколько яблок на березе, если на одной ветке их 5, на другой ветке - 10 и так далее
При этом внимание учеников намеренно отвлекается от того основополагающего факта, что на березе яблоки не растут, в принципе.
В эксперименте Майкельсона ставится вопрос о движении эфира относительно покоящегося в лабораторной системе интерферометра. Однако, если мы ищем эфир, как базовую материю, из которой состоит всё вещество интерферометра, лаборатории, да и Земли в целом, то, естественно, эфир тоже будет неподвижен, так как земное вещество есть всего навсего определенным образом структурированный эфир, и никак не может двигаться относительно самого себя.
Удивительно, что этот цирковой трюк овладел на 120 лет умами физиков на полном серьезе, хотя его прототипы есть в сказках-небылицах всех народов всех времен, включая барона Мюнхаузена, вытащившего себя за волосы из болота, и призванных показать детям возможные жульничества и тем защитить их во взрослой жизни. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.
|
![]() |