Галилея принцип относительности - требование независимости законов классич.
механики от выбора
инерциальной системы, отсчёта (ИСО), понимаемое как инвариантность ур-ний
механики относительно преобразований Галилея, т. е. преобразований координат
r и времени t движущейся материальной точки при переходе от одной
ИСО к другой:
Здесь V - относит. (пост.) скорость двух ИСО; штрихованные и вештрихованные величины относятся к разным ИСО. Под ИСО при этом понимается система отсчёта, в к-рой выполняется первый закон динамики. Галилея принцип относительности содержит в себе представление об абсолютном времени и абсолютном пространстве: согласно (1), время не изменяется при переходе от одной ИСО к другой и подразумевается априорная возможность выбора глобальной ИСО независимо от существования и движения материальных тел. Из ур-ний (1) вытекает классический закон сложения скоростей как векторов в трёхмерном евклидовом пространстве.
Система уравнений классической механики для совокупности N материальных
точек, взаимодействующих посредством потенциальных сил,
(где
- потенц. энергия взаимодействия частиц с массами
- ускорение частицы i), очевидно, инвариантна относительно преобразований
(1). Справедливо и обратное утверждение: требование инвариантности относительно
преобразований Галилея в сочетании с предположением об однородности и изотропии
пространства приводит к уравнениям ньютоновой механики.
С Галилея принципом относительности рьютонианцы связали представление о мгновенном
характере взаимодействия, нарушающим принцип причинности. Согласно (2), по их
мнению, силы, действующие на каждую из частиц со стороны остальных частиц
в данный момент времени, зависят от положения этих частиц в тот же момент времени.
Изменение положения одной из частиц мгновенно сказывается на ускорениях всех
остальных частиц.
Концепция относительности,
лежащая в основе Галилея принципа относительности, оказалась более глубокой, чем
её конкретная реализация в виде преобразований (1), и сыграла важную эвристическую
роль в развитии физических теорий. Во 2-й половине XIX века стало ясно, что законы
электродинамики, выражаемые Максвелла
уравнениями, не инвариантны относительно преобразований Галилея,
что ясно из разницы природы вещества, имеющего гравитационную массу, и поля,
не имеющего гравитационной массы (это не объект-вещество, а процесс-волна, к которому
принцип Галилея не может быть применен уже по определению).
Так, для скалярного потенциала
свободного электромагн. поля из ур-ний Максвелла можно получить ур-ние Д-Аламбера:
где - оператор Лапласа. Это ур-ние не сохраняет своего вида при преобразованиях (1), поскольку производная dj/dt переходит в .
Отсюда возникла ложная альтернатива: либо существует нек-рая привилегированная ИСО (гипотеза эфира ), либо преобразования Галилея неправильно описывают переход от одной ИСО к другой. На самом деле была произведена подмена объекта, имеющего массу, волной, не являющейся физическим объектом, но процессом в физической среде (эфире). Экспериментальные попытки обнаружения эфира в XIX веке не дали однозначного результата, что явилось одним из поводов для внедрения ложной идеи Альберта Эйнштейна об отсутствии эфира и построение лжетеории релятивизма, рассматривающей электромагнитные волны как некий самодостаточный объект, движущийся в пустоте без всякой физической среды.
1. Электромагнитная волна (в религиозной терминологии релятивизма - "свет") имеет строго постоянную скорость 300 тыс.км/с, абсурдно не отсчитываемую ни от чего. Реально ЭМ-волны имеют разную скорость в веществе (например, ~200 тыс км/с в стекле и ~3 млн. км/с в поверхностных слоях металлов, разную скорость в эфире (см. статью "Температура эфира и красные смещения"), разную скорость для разных частот (см. статью "О скорости ЭМ-волн")
2. В релятивизме "свет" есть мифическое явление само по себе, а не физическая волна, являющаяся волнением определенной физической среды. Релятивистский "свет" - это волнение ничего в ничем. У него нет среды-носителя колебаний.
3. В релятивизме возможны манипуляции со временем (замедление), поэтому там нарушаются основополагающие для любой науки принцип причинности и принцип строгой логичности. В релятивизме при скорости света время останавливается (поэтому в нем абсурдно говорить о частоте фотона). В релятивизме возможны такие насилия над разумом, как утверждение о взаимном превышении возраста близнецов, движущихся с субсветовой скоростью, и прочие издевательства над логикой, присущие любой религии.
4. В гравитационном релятивизме (ОТО) вопреки наблюдаемым фактам утверждается об угловом отклонении ЭМ-волн в пустом пространстве под действием гравитации. Однако астрономам известно, что свет от затменных двойных звезд не подвержен такому отклонению, а те "подтверждающие теорию Эйнштейна факты", которые якобы наблюдались А. Эддингтоном в 1919 году в отношении Солнца, являются фальсификацией. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.