Вычерчивание прямой
линии осуществляет метод LinеТо, инструкция вызова которого в общем виде выглядит
следующим образом:
Компонент.Canvas.LineTo(x,у)
Метод LinеТо вычерчивает
прямую линию от текущей позиции карандаша в точку с координатами, указанными
при вызове метода.
Начальную точку линии
можно задать, переместив карандаш в нужную точку графической поверхности. Сделать
это можно при помощи метода MoveTo, указав в качестве параметров координаты
нового положения карандаша.
Вид линии (цвет, толщина
и стиль) определяется значениями свойств объекта Реп графической поверхности,
на которой вычерчивается линия.
Довольно часто результаты
расчетов удобно представить в виде графика. Для большей информативности и наглядности
графики изображают на фоне координатных осей и оцифрованной сетки. В листинге
10.2 приведен текст программы, которая на поверхность формы выводит координатные
оси и оцифрованную сетку (рис. 10.4).
Рис. 10.4. Форма
приложения Координатная сетка
Листинг 10.2.
Оси координат и оцифрованная сетка
unit
grid_;
interface
uses
Windows, Messages, SysUtils, Classes,
Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls;
type
TForm1
= class(TForm)
procedure FormPaint(Sender: TObject);
private
{ Private declarations }
public
{ Public declarations }
end;
var
Form1:
TForm1; implementation
{$R
*.DFM}
procedure
TForm1.FormPaint(Sender: TObject);
var
x0,y0:integer;
// координаты начала координатных осей
dx,dy:integer;
// шаг координатной сетки (в пикселах)
h,w:integer;
// высота и ширина области вывода координатной сетки
х,у:integer;
lx,ly:real;
// метки (оцифровка) линий сетки по X и Y
dlx,dly:real;
// шаг меток (оцифровки) линий сетки по X и Y
cross:integer;
// счетчик неоцифрованных линий сетки
dcross:integer;//
количество неоцифрованных линий между оцифрованными
begin
х0:=30; у0:=220; // оси начинаются в точке (40,250)
dx:=40; dy:=40; // шар координатной сетки 40 пикселов
dcross:=1;
// помечать линии сетки X: 1 — каждую;
//
2 — через одну;
//
3 — через две;
dlx:=0.5;
// шаг меток оси X
dly:=1.0;
// шаг меток оси Y, метками будут: 1, 2, 3 и т. д.
h:=200;
w:=300;
with
forml.Canvas do begin
cross:=dcross;
MoveTo(x0,v0);
LineTo(x0,y0-h); // ось X
MoveTo(x0,y0);
LineTo(x0+w, y0); // ось Y
//
засечки, сетка и оцифровка по оси X
x:=x0+dx;
lx:=dlx;
repeat
MoveTo(x,y0-3);LineTo(x,yO+3);
// засечка
cross:=cross-l;
if
cross = 0 then // оцифровка
begin
TextOut(x-8,y0+5,FloatToStr(lx));
cross:=dcross
; end;
Pen.Style:=psDot;
MoveTo(x,y0-3);LineTo(x,y0-h); // линия сетки
Pen.Style:=psSolid;
lx:=lx+dlx;
x:=x+dx;
until
(x>x0+w);
//
засечки, сетка и оцифровка по оси Y
y:=y0-dy;
ly:=dly;
repeat
MoveTo(х0-3,у);LineTo(х0+3,у);
// засечка
TextOut(х0-20,у,FloatToStr(1у));
// оцифровка
Pen.Style:=psDot;
MoveTo(х0+3,у);
LineTo(x0+w,у); // линия сетки
Pen.Style:=psSolid;
y:=y-dy;
ly:=ly+dly; until (y<y0-h);
end;
end;
end.
Особенность приведенной программы заключается в том, что она позволяет задавать шаг сетки и оцифровку. Кроме того, программа дает возможность оцифровывать не каждую линию сетки оси х, а через одну, две, три и т. д. Сделано это для того, чтобы предотвратить возможные наложения изображений чисел оцифровки друг на друга в случае, если эти числа состоят из нескольких цифр.