ООП   PHP   алгоритмизация   СУБД   WEB   БДИ   ЯиМП   3GL   4GL   5GL   ММТ   ТПОИ   ТП

Системный язык объектно-ориентированного программирования Модула-3

Modula-3 logo
  1. История разработки Модула-3
  2. Возможности языка Модула-3
  3. Свойства языка Модула-3
  4. Примеры кода Модула-3
  5. Некоторые модули, входящие в стандартную библиотеку
  6. Низкоуровневое программирование
  7. Основные реализации
  8. Проекты, использующие Модулу-3
  9. Литература
Модула-3, Modula-3, M3 - системный язык программирования (2GL/3GL), который является продолжением языка Модула-2. Разработан в исследовательском центре System Research Center (SRC) корпорации Digital Equipment Corporation (DEC), совместно с фирмой Olivetti. Разработчики: Лука Карделли (Luca Cardelli), Джим Донахью (Jim Donahue), Мик Джордан (Mick Jordan), Билл Калсоу (Bill Kalsow) и Грег Нельсон (Greg Nelson). Язык пока не получил широкого распространения в промышленности, хотя используется в академических кругах. Во время разработки, на язык было оказано значительное влияние со стороны языка Modula-2+, использовавшегося в то время в SRC для написания ПО для многопроцессорной рабочей станции DEC Firefly. Основными достоинствами являются: ООП, поддержка многопоточности, повышенная надежность программ при апгрейде и расширении, простота синтаксиса. Имеются компиляторы под 20 различных платформ, включая ОС Windows.

Основными особенностями Модулы-3 являются: простота, типобезопасность и возможность применения для написания системного ПО. Модула-3 поддерживает обобщённое программирование, многозадачность, автоматическое управление памятью (сборка мусора), обработку исключений, объектно-ориентированное программирование (включая сокрытие данных и методов). Разработчики языка преследовали цель дополнить Модулу-2 новыми средствами современных языков программирования. В то же время, потенциально опасные и сложные средства, такие как множественное наследование и перегрузка операторов, не были включены в язык.

История разработки Модула-3

Разработка Модулы-3 началась в 1986 году. Морис Уилкс (Maurice Wilkes) написал Никлаусу Вирту некоторые идеи по созданию новой версии Модулы. Уилкс, до этого работавший в DEC, вернулся в Англию и устроился в исследовательский центр Olivetti. Никлаус Вирт в это время был занят разработкой нового языка программирования Oberon, но не отказал Уилксу в помощи. Описание Модулы-3 было закончено в августе 1988 и исправлено в январе 1989 года. Тогда же появились компиляторы от DEC SRC и Olivetti, а также начали появляться компиляторы от сторонних фирм.

В девяностые годы прошлого века Модула-3 получила распространение преимущественно в академической среде, как язык для обучения программированию, и почти не использовалась в промышленности. Причиной этого могла послужить гибель DEC — основного разработчика языка. В то же время корпорацией Critical Mass был предложен коммерческий компилятор CM3 и интегрированная среда разработки Reactor. В 2000 году Critical Mass прекратила свою деятельность. В настоящее время техническую поддержку Модулы-3 предоставляет корпорация Elego Software Solutions GmbH, которая унаследовала от Critical Mass исходные коды компилятора CM3. Интегрированная среда Reactor сейчас переименована в CM3 IDE и распространяется с исходными текстами. В марте 2002 года Elego получила исходные тексты компилятора PM3, до этого разрабатывавшегося в Ecole Polytechnique de Montreal (Политехнической школе Монреаля).

Возможности языка Модула-3

Обработка исключений в блоках TRY … EXCEPT … END и TRY … FINALLY … END. Конструкция EXCEPT реализована подобно конструкции CASE. Modula-3 также поддерживает цикл LOOP … EXIT … END.

Реализована поддержка объектно-ориентированного программирования. Объектным типом является OBJECT. Этот тип отличается от записей (RECORD) тем, что является ссылочным, и позволяет создавать процедуры, связанные с типом (методы), а также, поддерживает перегрузку методов. Все методы являются виртуальными. Например, конструкция:

TYPE A = OBJECT a: INTEGER; METHODS p():=AP END;

определяет объектный тип, содержащий поле a целого типа и метод p. Процедура AP является реализацией метода p и имеет следующий вид:

PROCEDURE AP(self: A) = BEGIN … END AP;

Вызов метода осуществляется так:

o.p();

где o — переменная (объект) типа A.

Конструкция REVEAL обеспечивает простой, но в то же время очень мощный механизм сокрытия деталей реализации объекта от клиентов.

Модула-3 — один из немногих языков, который требует, чтобы программные единицы, импортированные из внешних моделей, строго квалифицировались. Например, если модуль A использует переменную x из модуля B, обращение к этой переменной должно быть записано в такой форме: B.x. Другими словами, Модула-3 не позволяет импортировать все объекты, экспортируемые каким-либо модулем. Благодаря этому, практически невозможно вывести из строя программу, добавив в неё новую функциональность. Большое количество пользователей могут одновременно расширять программу, не боясь, что это приведёт к сбоям. Также, Модула-3 устанавливает различие между объявлением сигнатуры метода (блок METHODS) и его перегрузкой (блок OVERRIDES).

Свойства языка Модула-3

Примеры кода Модула-3

Программа Hello World! может выглядеть так:

MODULE Main;
IMPORT IO;
BEGIN
  IO.Put ("Hello World\n")
END Main.

или так (используется модуль работы с потоком вывода):

MODULE Hello EXPORTS Main;
IMPORT Wr, Stdio;
BEGIN
  Wr.PutText(Stdio.stdout, "Hello, World!\n");
  Wr.Close(Stdio.stdout);
END Hello.

Некоторые модули, входящие в стандартную библиотеку

Аналогично языку C, большинство процедур для написания программ на Модуле-3 реализованы в стандартной библиотеке. Операции ввода-вывода также реализованы в стандартной библиотеке.

Также, в состав стандартной библиотеки входят интерфейсы для работы с числами с плавающей точкой, словарями, списками и т. д.

Низкоуровневое (2GL) программирование на Модуле-3

Модула-3, помимо ссылок, также поддерживает и указатели. Тип ADDRESS является аналогом типа void* в Си. Указатель на переменную целого типа будет выглядеть так:

TYPE IntPtr = UNTRACED REF INTEGER;

Для получения адреса переменной используется встроенная функция ADR(), которая является аналогом операции & в Си. Важно отметить, что сборщик мусора не следит за указателями (об этом говорит слово UNTRACED). Все указатели нужно освобождать вручную, используя встроенную процедуру DISPOSE.

Также, Модула-3 поддерживает все типы данных, имеющиеся в языке Си. Благодаря этому, код на Модуле-3 может свободно компоноваться с кодом на языке Си. Все определения типов содержатся в модуле Ctypes.

Основные реализации

Большинство компиляторов имеют статус Open Source.

Все реализации поддерживают большое количество платформ (более 20). Типы данных бинарно совместимы с типами языка C, что позволяет использовать совместно эти два языка.

Проекты, использующие Модулу-3

официальный сайт Модула-3: www.modula3.org

Литература по Модуле-3

Некоторые из этих книг можно найти в зарубежных интернет-магазинах. Большинство из них доступно бесплатно в сети Интернет.

  1. Greg Nelson, ed. Systems Programming with Modula-3 The definitive reference on the Modula-3 language with interesting articles on object-oriented systems software construction and a documentation of the discussion leading to the final features of the language.
  2. Samuel P. Harbison, Modula-3 Easy to use class textbook.
  3. Robert Sedgewick, Algorithms in Modula-3
  4. Laszlo Boszormenyi & Carsten Weich, Programming in Modula-3: An Introduction in Programming with Style
  5. Renzo Orsini, Agostino Cortesi Programmare in Modula-3 : introduzione alla programmazione imperativa e a oggetti an italian book of the language explaining its main features.
  6. Modula-3 resource page — ресурсы по языку Modula-3 (англ.)
  7. Open CM3 — сайт компилятора CM3 (англ.)
  8. Elego Software Solutions (англ.)
  9. Группа новостей, посвящённая Модуле-3 (англ.)
  10. Тырышкина Е. СРС по языку Модула-3: доклад [pdf] и презентация [ppt].

Бесплатное ПО, заменяющее лицензионные коммерческие пакеты

ООП   PHP   алгоритмизация   СУБД   WEB   БДИ   ЯиМП   3GL   4GL   5GL   ММТ   ТПОИ   ТП   w  

Знаете ли Вы, что метод объектно-ориентированной декомпозиции - это основной метод объектно-ориентированного программирования, описывающий:
- статическую структуру системы в терминах объектов и связей между ними;
- поведение системы в терминах обмена сообщениями между объектами.

Bourabai Research Institution home page

Bourabai Research - Технологии XXI века Bourabai Research Institution