ОБ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ "ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ"
Алексей Алексеевич Тяпкин
От редакции
В данной статье, посвященной памяти Д.Иваненко и продолжающей начатые им историко-научные исследования, говорится о сборнике 1935 года под редакцией Фредерикса и Иваненко, а также о большой роли, которую сыграл этот сборник как в ознакомлении читателей России с фундаментальными работами Лоренца, Пуанкаре и других ученых, так и в истории науки.
Отметим, что в последнее время отдельные историки физики, как например, В.Френкель и близкие ему авторы, в своих публикациях стремятся исказить историю появления этого сборника, умалчивая об участии в его подготовке Д.Иваненко и приписывая все заслуги только одному из редакторов сборника — В.К.Фредериксу. Цель этой фальсификации довольно понятна: скрыть от внимания общественности не только истинные причины появления этой книги, представив ее как усилия Фредерикса исключительно с "благородной" целью "распространения теории относительности в Советском Союзе", но и скрыть тот факт, что именно публикация этой книги, установившая приоритетную роль Лоренца и Пуанкаре в создании механики околосветовых скоростей, послужила основной причиной последующих неприятностей, обрушившихся на профессора Иваненко. Однако, мы располагаем копией письма Дмитрия Дмитриевича Иваненко В.Френкелю, написанного недавно, в годовщину 350-летия Ньютона. В этом письме говорится, в частности, следующее. "Откуда ты взял намеки на сильное участие в этом сборнике Фредерикса? Как раз наоборот. Это фактически моя книга. Я считаю ее одной из самых важных моих историко-научных работ. Когда я прочел статью Пуанкаре 5 июля 1901 г. и большую его статью в математическом журнале, то прямо-таки ахнул, поскольку не только параллельно с Эйнштейном установил теорию, но и впервые расширил на гравитацию! О гравитации у Эйнштейна в 905 г. не было ничего! Немцы неоднократно публиковали эйнштейновские сборники, так и не поместили статей Пуанкаре, даже в недавней публикации, где они добавили статью Вейля кроме Лоренца, Эйнштейна и Минковского. Предложив Фредериксу участвовать в этом сборнике, я даже нажимал на него, который ничего не писал... В конце концов, когда она была готова, как раз в начале 35 г., когда меня арестовали, и я естественно книгой уже не мог заниматься. Потом я увидел обложку этой книги, прибыв в Томск в субботу (в витрине какого-то магазина), в воскресенье, гуляя по городу... Впервые за год в постели! И это все невероятно! Оказалось, что весьма дружеская редакция в Санкт-Петербурге оставила меня и Фредерикса как издателей книги. Фредерикс вероятно вообще не смотрел корректуру. Ведь в этих дополнениях много ошибок. В дальнейшем мне неоднократно приходилось выступать о роли Пуанкаре... и о его приоритете при новом обобщении ньютоновской теории... Надо сказать, что даже и французские авторы плохо осведомлены о важнейших работах Пуанкаре. Как известно, никого в своей статье 1905 г. Эйнштейн вообще не цитирует. Этот факт историки науки неоднократно обсуждали. Пуанкаре же неоднократно ссылался на Лоренца и других, так что эта книга вполне моя."
Релятивисты и позитивисты утверждают, что "мысленный эксперимент" весьма полезный интрумент для проверки теорий (также возникающих в нашем уме) на непротиворечивость. В этом они обманывают людей, так как любая проверка может осуществляться только независимым от объекта проверки источником. Сам заявитель гипотезы не может быть проверкой своего же заявления, так как причина самого этого заявления есть отсутствие видимых для заявителя противоречий в заявлении.
Это мы видим на примере СТО и ОТО, превратившихся в своеобразный вид религии, управляющей наукой и общественным мнением. Никакое количество фактов, противоречащих им, не может преодолеть формулу Эйнштейна: "Если факт не соответствует теории - измените факт" (В другом варианте " - Факт не соответствует теории? - Тем хуже для факта").
Максимально, на что может претендовать "мысленный эксперимент" - это только на внутреннюю непротиворечивость гипотезы в рамках собственной, часто отнюдь не истинной логики заявителя. Соответсвие практике это не проверяет. Настоящая проверка может состояться только в действительном физическом эксперименте.
Эксперимент на то и эксперимент, что он есть не изощрение мысли, а проверка мысли. Непротиворечивая внутри себя мысль не может сама себя проверить. Это доказано Куртом Гёделем.
Понятие "мысленный эксперимент" придумано специально спекулянтами - релятивистами для шулерской подмены реальной проверки мысли на практике (эксперимента) своим "честным словом". Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.