Окуляр (от лат. oculus - глаз) - часть оптич. системы (зрительной трубы,
микроскопа и т. п.), обращённая к глазу наблюдателя и предназначенная для
увеличения и рассматривания действит. изображения, созданного объективом или объективом совместно с
оборачивающей
системой. Если увеличенное изображение проецируется на экран или фотоматериал,
то иногда используется термин "проекционный О.". Для наблюдения изображения
зрачок глаза наблюдателя необходимо совместить с выходным зрачком О. Благодаря
наличию полевой диафрагмы, расположенной в передней фокальной плоскости
О., наблюдаемое изображение чётко ограничено.
Осн. оптич. характеристики О.: видимое
увеличение (используется преим. для О. микроскопов)
где -
угол, под к-рым наблюдался бы предмет в отсутствие О.,
- угол, под к-рым видно изображение того же предмета; видимое увеличение
О. связано с его фокусным расстоянием f ' соотношением Г = 250/f '
(250 - расстояние наилучшего видения); угловое поле
- угол, под к-рым наблюдатель видит полевую диафрагму О.; угл. поле О.
составляет ~ 20° в О. микроскопов и 90° - 100° у широкоугольных О. зрительных
труб; удаление (расстояние) выходного зрачка от наружной поверхности последней
линзы О. - определяется удобством работы наблюдателя и составляет ~ 7 мм
у О. микроскопов и ~70 мм у О. оружейных прицелов.
Рис. 1. Двухлинзовые положительные окуляры: слева - окуляр Гюйгенса; справа - окуляр Рамсдена.
Кол-во используемых в оптич. системе О. линз зависит от величины угл. поля и соотношения между удалением выходного зрачка и фокусным расстоянием. Простейшие и широко используемые окуляр Гюйгенса и окуляр Рамсдена состоят всего из двух плоско-выпуклых положительных линз (рис. 1). Широкоугольные О. (рис. 2) состоят из 7 - 8 линз.
Рис. 2. Схема многолинзового широкоугольного окуляра.
Допустимые погрешности изготовления линз О. значительно больше, чем у объективов, это позволяет использовать в О. асферические, в осн. парабоидальные, поверхности и т. о. сократить число линз.
А. П. Грамматик.
Дело в том, что в его постановке и выводах произведена подмена, аналогичная подмене в школьной шуточной задачке на сообразительность, в которой спрашивается:
- Cколько яблок на березе, если на одной ветке их 5, на другой ветке - 10 и так далее
При этом внимание учеников намеренно отвлекается от того основополагающего факта, что на березе яблоки не растут, в принципе.
В эксперименте Майкельсона ставится вопрос о движении эфира относительно покоящегося в лабораторной системе интерферометра. Однако, если мы ищем эфир, как базовую материю, из которой состоит всё вещество интерферометра, лаборатории, да и Земли в целом, то, естественно, эфир тоже будет неподвижен, так как земное вещество есть всего навсего определенным образом структурированный эфир, и никак не может двигаться относительно самого себя.
Удивительно, что этот цирковой трюк овладел на 120 лет умами физиков на полном серьезе, хотя его прототипы есть в сказках-небылицах всех народов всех времен, включая барона Мюнхаузена, вытащившего себя за волосы из болота, и призванных показать детям возможные жульничества и тем защитить их во взрослой жизни. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.