Мира (франц. mire, от mirer - рассматривать на свет, прицеливаться, метить) - испытательная прозрачная или непрозрачная
пластинка, на к-рую нанесён стандартный рисунок; служит для количественного
определения предела разрешения оптич. приборов в угл. секундах
в мм или
в
числе штрихов N на мм.
Рисунки для мир могут иметь разные конфигурации
и характеризоваться разл. контрастностью
образующих их элементов. Часто такими элементами служат тёмные штрихи на светлом
фоне (штриховая M.) или чередующиеся тёмные и светлые сектора (радиальная M.).
Штриховая мира (рис.,a) состоит из 25 элементов, каждый из к-рых включает
четыре группы полос, наклонённых друг к другу под углом 45° (нек-рые элементы
помечены цифрами). Внутри каждого элемента ширина и длина полос одинаковы, но
ширина полос от одного элемента к другому убывает по закону геом. прогрессии
со знаменателем
Ширина полосы а в мм определяется
по ф-ле
, где
- фокусное расстояние в мм того объектива, в фокальной плоскости к-рого устанавливается
M. Кроме того, ширина полосы
или
а = 0,5N. Обычно набор штриховых
M. имеет от 1,56 до 200 штрихов на 1 мм. Наблюдая изображение M., создаваемое
оптич. прибором, определяют, на каком элементе изображения отд. штрихов перестают
различаться (сливаются), что непосредственно даёт предельное разрешение прибора
в числе штрихов N на 1 мм.
Радиальная мира (рис., б)представляет собой
пластинку, на к-рую нанесён рисунок в виде чередующихся тёмных и светлых секторов.
Общее число тёмных и светлых секторов обычно составляет 36, 48, 60, 72, 90,
120 или 180. За величину предела разрешения принимается расстояние между серединами
одноимённых, ещё различаемых штрихов на концентрич. окружности. Если диаметр
такой окружности D, а число одноимённых (светлых или тёмных) секторов
т, то разрешимое расстояние
определяется ф-лой
; в угл. мере предел разрешения определяется по ур-нию
в
штрихах на 1 мм .N =1/d.
Обычно M. применяются для определения разрешающей
способности разл. объективов (фотогр., проекционных и т. п.) и зрительных труб,
а также для испытания разл. оптич. приборов.
Дело в том, что в его постановке и выводах произведена подмена, аналогичная подмене в школьной шуточной задачке на сообразительность, в которой спрашивается:
- Cколько яблок на березе, если на одной ветке их 5, на другой ветке - 10 и так далее
При этом внимание учеников намеренно отвлекается от того основополагающего факта, что на березе яблоки не растут, в принципе.
В эксперименте Майкельсона ставится вопрос о движении эфира относительно покоящегося в лабораторной системе интерферометра. Однако, если мы ищем эфир, как базовую материю, из которой состоит всё вещество интерферометра, лаборатории, да и Земли в целом, то, естественно, эфир тоже будет неподвижен, так как земное вещество есть всего навсего определенным образом структурированный эфир, и никак не может двигаться относительно самого себя.
Удивительно, что этот цирковой трюк овладел на 120 лет умами физиков на полном серьезе, хотя его прототипы есть в сказках-небылицах всех народов всех времен, включая барона Мюнхаузена, вытащившего себя за волосы из болота, и призванных показать детям возможные жульничества и тем защитить их во взрослой жизни. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.
|
![]() |