Маскировка звука - явление, заключающееся в ухудшении слышимости одного звука (сигнала) в присутствии др. звуков (помех).
Обычно ухудшение слышимости выражается в повышении порога обнаружения сигнала,
и M. з. можно оценивать количественно числом дБ, на к-рое повышается порог слышимости
в присутствии помехи (порог маскировки). Различают одновременную, прямую последовательную
и обратную M. з. В первом случае тестовой сигнал и помеха (маскер) звучат одновременно,
во втором - сигнал следует за маскером, в третьем - сигнал предшествует маскеру.
Обратная маскировка проявляется только для коротких сигналов.
Если сигнал и помеха широкополосны, то величина
одновременной M. з. в большом динамич. диапазоне пропорциональна уровню интенсивности
помехи. Если сигнал и маскер - тоны одинаковой частоты, то M. з. растёт медленнее
уровня маскера. При различии спектрального состава сигнала и помехи M. з. определяется
гл. обр. составляющими помехи, близкими по спектру к сигналу. Для выявления
частотной избирательности слуха в качестве сигнала и маскера используют чистые
тоны или очень узкополосные шумы. Зависимость от частоты уровня маскера, необходимого
для маскировки слабого сигнала фиксиров. частоты и уровня, характеризует
частотную настройку слуховой системы в области частоты сигнала (рис.). В режиме
прямой последо-ват. маскировки частотная избирательность повышается, что объясняется
проявлением нелинейных свойств улитки уха.
Частотная зависимость уровня маскирующего сигнала
LM, необходимого для маскировки тонального сигнала с частотой
1 кГц и уровнем 20 дБ: 1 - при одновременной маскировке; 2 - при
прямой последовательной маскировке.
При одноврем. маскировке тонального сигнала шумовым,
спектр к-рого ограничен полосой с центр, частотой, соответствующей сигналу,
расширение спектра маскера при постоянной интегральной энергии до нек-рого значения
ширины полосы не влияет на величину M. з. Расширение же вне этой полосы, называемой
критической, приводит к снижению M. з.
Важными особенностями обладает M. з. при бинауральном восприятии звука. Когда сигнал имеет частоту ниже 2 кГц или когда при более высокой частоте он быстро меняется по амплитуде, M. з. зависит от ин-тераурального (междууганого) соотношения фаз несущей (или соответственно огибающей) сигнала и маскера. При одинаковом интерауральном сдвиге фаз сигнала и маскера M. з. максимальна, при различии ин-терауральных сдвигов фаз на 180° M. з. обычно минимальна. Этот эффект, по-видимому, является определяющим для явления, называемого феноменом "кок-тейль-парти" и заключающегося в способности человека следить за сигналом, поступающим от одного источника (собеседника), игнорируя помехи с подобными спектрально-временными характеристиками (др. голоса и т. п.).
H. Г. Бибиков
Когда тот или иной физик использует понятие "физический вакуум", он либо не понимает абсурдности этого термина, либо лукавит, являясь скрытым или явным приверженцем релятивистской идеологии.
Понять абсурдность этого понятия легче всего обратившись к истокам его возникновения. Рождено оно было Полем Дираком в 1930-х, когда стало ясно, что отрицание эфира в чистом виде, как это делал великий математик, но посредственный физик Анри Пуанкаре, уже нельзя. Слишком много фактов противоречит этому.
Для защиты релятивизма Поль Дирак ввел афизическое и алогичное понятие отрицательной энергии, а затем и существование "моря" двух компенсирующих друг друга энергий в вакууме - положительной и отрицательной, а также "моря" компенсирующих друг друга частиц - виртуальных (то есть кажущихся) электронов и позитронов в вакууме.
Однако такая постановка является внутренне противоречивой (виртуальные частицы ненаблюдаемы и их по произволу можно считать в одном случае отсутствующими, а в другом - присутствующими) и противоречащей релятивизму (то есть отрицанию эфира, так как при наличии таких частиц в вакууме релятивизм уже просто невозможен). Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.