Память является важнейшим ресурсом, требующим тщательного управления со стороны мультипрограммной операционной системы. Распределению подлежит вся оперативная память, не занятая операционной системой. Обычно ОС располагается в самых младших адресах, однако может занимать и самые старшие адреса. Функциями ОС по управлению памятью являются: отслеживание свободной и занятой памяти, выделение памяти процессам и освобождение памяти при завершении процессов, вытеснение процессов из оперативной памяти на диск, когда размеры основной памяти не достаточны для размещения в ней всех процессов, и возвращение их в оперативную память, когда в ней освобождается место, а также настройка адресов программы на конкретную область физической памяти.
Для идентификации переменных и команд используются символьные имена (метки), виртуальные адреса и физические адреса (рисунок 5.1).
Символьные имена присваивает пользователь при написании программы на алгоритмическом языке или ассемблере.
Виртуальные адреса вырабатывает транслятор, переводящий программу на машинный язык. Так как во время трансляции в общем случае не известно, в какое место оперативной памяти будет загружена программа, то транслятор присваивает переменным и командам виртуальные (условные) адреса, обычно считая по умолчанию, что программа будет размещена, начиная с нулевого адреса. Совокупность виртуальных адресов процесса называется виртуальным адресным пространством. Каждый процесс имеет собственное виртуальное адресное пространство. Максимальный размер виртуального адресного пространства ограничивается разрядностью адреса, присущей данной архитектуре компьютера, и, как правило, не совпадает с объемом физической памяти, имеющимся в компьютере.
Рис. 8.1. Типы адресов
Физические адреса соответствуют номерам ячеек оперативной памяти, где в действительности расположены или будут расположены переменные и команды. Переход от виртуальных адресов к физическим может осуществляться двумя способами. В первом случае замену виртуальных адресов на физические делает специальная системная программа - перемещающий загрузчик. Перемещающий загрузчик на основании имеющихся у него исходных данных о начальном адресе физической памяти, в которую предстоит загружать программу, и информации, предоставленной транслятором об адресно-зависимых константах программы, выполняет загрузку программы, совмещая ее с заменой виртуальных адресов физическими.
Второй способ заключается в том, что программа загружается в память в неизмененном виде в виртуальных адресах, при этом операционная система фиксирует смещение действительного расположения программного кода относительно виртуального адресного пространства. Во время выполнения программы при каждом обращении к оперативной памяти выполняется преобразование виртуального адреса в физический. Второй способ является более гибким, он допускает перемещение программы во время ее выполнения, в то время как перемещающий загрузчик жестко привязывает программу к первоначально выделенному ей участку памяти. Вместе с тем использование перемещающего загрузчика уменьшает накладные расходы, так как преобразование каждого виртуального адреса происходит только один раз во время загрузки, а во втором случае - каждый раз при обращении по данному адресу.
В некоторых случаях (обычно в специализированных системах), когда заранее точно известно, в какой области оперативной памяти будет выполняться программа, транслятор выдает исполняемый код сразу в физических адресах.
Рис. 5.2. Классификация методов распределения памяти
Все методы управления памятью могут быть разделены на два класса: методы, которые используют перемещение процессов между оперативной памятью и диском, и методы, которые не делают этого (рисунок 5.2). Начнем с последнего, более простого класса методов.
Стратегий таких несколько, наиболее популярны следующие: 1. Стратегия НАИБОЛЕЕ подходящего; 2. Стратегия ПЕРВОГО подходящего; 3. Стратегия НАИМЕНЕЕ подходящего. ОСОБЕННОСТИ ИХ СЛЕДУЮЩИЕ.
1. Отыскивается участок оперативной памяти, наиболее подходящий (соответствующий) по размеру помещаемому фрагменту. Таким образом, остающийся неиспользуемый участок памяти минимален.
2. Находится участок памяти, первый встреченный, в который может помещаться задание. Очевидно, что при использовании этой стратегии, БЫСТРО принимается решение о размещении задания.
3. Задание помещается в самый большой из возможных участков оперативной памяти, пригодных для размещения задания. Это кажется парадоксальным, однако интуитивно ясно, что после помещения программы в большой участок памяти, остаток будет также довольно большой, и в нем можно будет разместить относительно большое новое задание.
Для осуществления подобных стратегий таблицы свободных участков памяти по-разному упорядоченны. Упорядоченность зависит от стратегии размещения: 1. по возрастанию размера участка. 2. по адресам или в случайном порядке. 3. по убыванию размеров свободных участков. Сказанное иллюстрируется диаграммой.
Самым простым способом управления оперативной памятью является разделение ее на несколько разделов фиксированной величины. Это может быть выполнено вручную оператором во время старта системы или во время ее генерации. Очередная задача, поступившая на выполнение, помещается либо в общую очередь (рисунок 5.3,а), либо в очередь к некоторому разделу (рисунок 5.3,б).
Рисунок 5.3. Распределение памяти фиксированными разделами:
а - с общей очередью; б - с отдельными очередями
Подсистема управления памятью в этом случае выполняет следующие задачи:
· сравнивая размер программы, поступившей на выполнение, и свободных разделов, выбирает подходящий раздел,
· осуществляет загрузку программы и настройку адресов.
При очевидном преимуществе - простоте реализации - данный метод имеет существенный недостаток - жесткость. Так как в каждом разделе может выполняться только одна программа, то уровень мультипрограммирования заранее ограничен числом разделов не зависимо от того, какой размер имеют программы. Даже если программа имеет небольшой объем, она будет занимать весь раздел, что приводит к неэффективному использованию памяти. С другой стороны, даже если объем оперативной памяти машины позволяет выполнить некоторую программу, разбиение памяти на разделы не позволяет сделать этого.
В этом случае память машины не делится заранее на разделы. Сначала вся память свободна. Каждой вновь поступающей задаче выделяется необходимая ей память. Если достаточный объем памяти отсутствует, то задача не принимается на выполнение и стоит в очереди. После завершения задачи память освобождается, и на это место может быть загружена другая задача. Таким образом, в произвольный момент времени оперативная память представляет собой случайную последовательность занятых и свободных участков (разделов) произвольного размера. На рисунке 5.4 показано состояние памяти в различные моменты времени при использовании динамического распределения. Так в момент t0 в памяти находится только ОС, а к моменту t1 память разделена между 5 задачами, причем задача П4, завершаясь, покидает память. На освободившееся после задачи П4 место загружается задача П6, поступившая в момент t3.
Рис. 5.4. Распределение памяти динамическими разделами
Задачами операционной системы при реализации данного метода управления памятью является:
· ведение таблиц свободных и занятых областей, в которых указываются начальные адреса и размеры участков памяти,
· при поступлении новой задачи - анализ запроса, просмотр таблицы свободных областей и выбор раздела, размер которого достаточен для размещения поступившей задачи,
· загрузка задачи в выделенный ей раздел и корректировка таблиц свободных и занятых областей,
· после завершения задачи корректировка таблиц свободных и занятых областей.
Программный код не перемещается во время выполнения, то есть может быть проведена единовременная настройка адресов посредством использования перемещающего загрузчика.
Выбор раздела для вновь поступившей задачи может осуществляться по разным правилам, таким, например, как "первый попавшийся раздел достаточного размера", или "раздел, имеющий наименьший достаточный размер", или "раздел, имеющий наибольший достаточный размер". Все эти правила имеют свои преимущества и недостатки.
По сравнению с методом распределения памяти фиксированными разделами данный метод обладает гораздо большей гибкостью, но ему присущ очень серьезный недостаток - фрагментация памяти. Фрагментация - это наличие большого числа несмежных участков свободной памяти очень маленького размера (фрагментов). Настолько маленького, что ни одна из вновь поступающих программ не может поместиться ни в одном из участков, хотя суммарный объем фрагментов может составить значительную величину, намного превышающую требуемый объем памяти.
Одним из методов борьбы с фрагментацией является перемещение всех занятых участков в сторону старших либо в сторону младших адресов, так, чтобы вся свободная память образовывала единую свободную область (рисунок 5.5). В дополнение к функциям, которые выполняет ОС при распределении памяти переменными разделами, в данном случае она должна еще время от времени копировать содержимое разделов из одного места памяти в другое, корректируя таблицы свободных и занятых областей. Эта процедура называется "сжатием". Сжатие может выполняться либо при каждом завершении задачи, либо только тогда, когда для вновь поступившей задачи нет свободного раздела достаточного размера. В первом случае требуется меньше вычислительной работы при корректировке таблиц, а во втором - реже выполняется процедура сжатия. Так как программы перемещаются по оперативной памяти в ходе своего выполнения, то преобразование адресов из виртуальной формы в физическую должно выполняться динамическим способом.
Рис. 5.5. Распределение памяти перемещаемыми разделами
Хотя процедура сжатия и приводит к более эффективному использованию памяти, она может потребовать значительного времени, что часто перевешивает преимущества данного метода.
Уже достаточно давно пользователи столкнулись с проблемой размещения в памяти программ, размер которых превышал имеющуюся в наличии свободную память. Решением было разбиение программы на части, называемые оверлеями. 0-ой оверлей начинал выполняться первым. Когда он заканчивал свое выполнение, он вызывал другой оверлей. Все оверлеи хранились на диске и перемещались между памятью и диском средствами операционной системы. Однако разбиение программы на части и планирование их загрузки в оперативную память должен был осуществлять программист.
Развитие методов организации вычислительного процесса в этом направлении привело к появлению метода, известного под названием виртуальная память. Виртуальным называется ресурс, который пользователю или пользовательской программе представляется обладающим свойствами, которыми он в действительности не обладает. Так, например, пользователю может быть предоставлена виртуальная оперативная память, размер которой превосходит всю имеющуюся в системе реальную оперативную память. Пользователь пишет программы так, как будто в его распоряжении имеется однородная оперативная память большого объема, но в действительности все данные, используемые программой, хранятся на одном или нескольких разнородных запоминающих устройствах, обычно на дисках, и при необходимости частями отображаются в реальную память.
Таким образом, виртуальная память - это совокупность программно-аппаратных средств, позволяющих пользователям писать программы, размер которых превосходит имеющуюся оперативную память; для этого виртуальная память решает следующие задачи:
· размещает данные в запоминающих устройствах разного типа, например, часть программы в оперативной памяти, а часть на диске;
· перемещает по мере необходимости данные между запоминающими устройствами разного типа, например, подгружает нужную часть программы с диска в оперативную память;
· преобразует виртуальные адреса в физические.
Все эти действия выполняются автоматически, без участия программиста, то есть механизм виртуальной памяти является прозрачным по отношению к пользователю.
Наиболее распространенными реализациями виртуальной памяти является страничное, сегментное и странично-сегментное распределение памяти, а также свопинг.
На рисунке 5.6 показана схема страничного распределения памяти. Виртуальное адресное пространство каждого процесса делится на части одинакового, фиксированного для данной системы размера, называемые виртуальными страницами. В общем случае размер виртуального адресного пространства не является кратным размеру страницы, поэтому последняя страница каждого процесса дополняется фиктивной областью.
Вся оперативная память машины также делится на части такого же размера, называемые физическими страницами (или блоками).
Размер страницы обычно выбирается равным степени двойки: 512, 1024 и т.д., это позволяет упростить механизм преобразования адресов.
При загрузке процесса часть его виртуальных страниц помещается в оперативную память, а остальные - на диск. Смежные виртуальные страницы не обязательно располагаются в смежных физических страницах. При загрузке операционная система создает для каждого процесса информационную структуру - таблицу страниц, в которой устанавливается соответствие между номерами виртуальных и физических страниц для страниц, загруженных в оперативную память, или делается отметка о том, что виртуальная страница выгружена на диск. Кроме того, в таблице страниц содержится управляющая информация, такая как признак модификации страницы, признак невыгружаемости (выгрузка некоторых страниц может быть запрещена), признак обращения к странице (используется для подсчета числа обращений за определенный период времени) и другие данные, формируемые и используемые механизмом виртуальной памяти.
При активизации очередного процесса в специальный регистр процессора загружается адрес таблицы страниц данного процесса.
При каждом обращении к памяти происходит чтение из таблицы страниц информации о виртуальной странице, к которой произошло обращение. Если данная виртуальная страница находится в оперативной памяти, то выполняется преобразование виртуального адреса в физический. Если же нужная виртуальная страница в данный момент выгружена на диск, то происходит так называемое страничное прерывание. Выполняющийся процесс переводится в состояние ожидания, и активизируется другой процесс из очереди готовых. Параллельно программа обработки страничного прерывания находит на диске требуемую виртуальную страницу и пытается загрузить ее в оперативную память. Если в памяти имеется свободная физическая страница, то загрузка выполняется немедленно, если же свободных страниц нет, то решается вопрос, какую страницу следует выгрузить из оперативной памяти.
В данной ситуации может быть использовано много разных критериев выбора, наиболее популярные из них следующие:
· дольше всего не использовавшаяся страница,
· первая попавшаяся страница,
· страница, к которой в последнее время было меньше всего обращений.
Рис. 5.6. Страничное распределение памяти
В некоторых системах используется понятие рабочего множества страниц. Рабочее множество определяется для каждого процесса и представляет собой перечень наиболее часто используемых страниц, которые должны постоянно находиться в оперативной памяти и поэтому не подлежат выгрузке.
После того, как выбрана страница, которая должна покинуть оперативную память, анализируется ее признак модификации (из таблицы страниц). Если выталкиваемая страница с момента загрузки была модифицирована, то ее новая версия должна быть переписана на диск. Если нет, то она может быть просто уничтожена, то есть соответствующая физическая страница объявляется свободной.
Рассмотрим механизм преобразования виртуального адреса в физический при страничной организации памяти (рисунок 5.7).
Виртуальный адрес при страничном распределении может быть представлен в виде пары (p, s), где p - номер виртуальной страницы процесса (нумерация страниц начинается с 0), а s - смещение в пределах виртуальной страницы. Учитывая, что размер страницы равен 2 в степени к, смещение s может быть получено простым отделением k младших разрядов в двоичной записи виртуального адреса. Оставшиеся старшие разряды представляют собой двоичную запись номера страницы p.
Рис. 5.7. Механизм преобразования виртуального адреса в
физический
при страничной организации памяти
При каждом обращении к оперативной памяти аппаратными средствами выполняются следующие действия:
-на основании начального адреса таблицы страниц (содержимое регистра адреса таблицы страниц), номера виртуальной страницы (старшие разряды виртуального адреса) и длины записи в таблице страниц (системная константа) определяется адрес нужной записи в таблице,
из этой записи извлекается номер физической страницы,
- к номеру физической страницы присоединяется смещение (младшие разряды виртуального адреса).
Использование в пункте (3) того факта, что размер страницы равен степени 2, позволяет применить операцию конкатенации (присоединения) вместо более длительной операции сложения, что уменьшает время получения физического адреса, а значит повышает производительность компьютера.
На производительность системы со страничной организацией памяти влияют временные затраты, связанные с обработкой страничных прерываний и преобразованием виртуального адреса в физический. При часто возникающих страничных прерываниях система может тратить большую часть времени впустую, на свопинг страниц. Чтобы уменьшить частоту страничных прерываний, следовало бы увеличивать размер страницы. Кроме того, увеличение размера страницы уменьшает размер таблицы страниц, а значит уменьшает затраты памяти. С другой стороны, если страница велика, значит велика и фиктивная область в последней виртуальной странице каждой программы. В среднем на каждой программе теряется половина объема страницы, что в сумме при большой странице может составить существенную величину. Время преобразования виртуального адреса в физический в значительной степени определяется временем доступа к таблице страниц. В связи с этим таблицу страниц стремятся размещать в "быстрых" запоминающих устройствах. Это может быть, например, набор специальных регистров или память, использующая для уменьшения времени доступа ассоциативный поиск и кэширование данных.
Страничное распределение памяти может быть реализовано в упрощенном варианте, без выгрузки страниц на диск. В этом случае все виртуальные страницы всех процессов постоянно находятся в оперативной памяти. Такой вариант страничной организации хотя и не предоставляет пользователю виртуальной памяти, но почти исключает фрагментацию за счет того, что программа может загружаться в несмежные области, а также того, что при загрузке виртуальных страниц никогда не образуется остатков.
При страничной организации виртуальное адресное пространство процесса делится механически на равные части. Это не позволяет дифференцировать способы доступа к разным частям программы (сегментам), а это свойство часто бывает очень полезным. Например, можно запретить обращаться с операциями записи и чтения в кодовый сегмент программы, а для сегмента данных разрешить только чтение. Кроме того, разбиение программы на "осмысленные" части делает принципиально возможным разделение одного сегмента несколькими процессами. Например, если два процесса используют одну и ту же математическую подпрограмму, то в оперативную память может быть загружена только одна копия этой подпрограммы.
Рассмотрим, каким образом сегментное распределение памяти реализует эти возможности (рисунок 5.8). Виртуальное адресное пространство процесса делится на сегменты, размер которых определяется программистом с учетом смыслового значения содержащейся в них информации. Отдельный сегмент может представлять собой подпрограмму, массив данных и т.п. Иногда сегментация программы выполняется по умолчанию компилятором.
При загрузке процесса часть сегментов помещается в оперативную память (при этом для каждого из этих сегментов операционная система подыскивает подходящий участок свободной памяти), а часть сегментов размещается в дисковой памяти. Сегменты одной программы могут занимать в оперативной памяти несмежные участки. Во время загрузки система создает таблицу сегментов процесса (аналогичную таблице страниц), в которой для каждого сегмента указывается начальный физический адрес сегмента в оперативной памяти, размер сегмента, правила доступа, признак модификации, признак обращения к данному сегменту за последний интервал времени и некоторая другая информация. Если виртуальные адресные пространства нескольких процессов включают один и тот же сегмент, то в таблицах сегментов этих процессов делаются ссылки на один и тот же участок оперативной памяти, в который данный сегмент загружается в единственном экземпляре.
Рис. 5.8. Распределение памяти сегментами
Система с сегментной организацией функционирует аналогично системе со страничной организацией: время от времени происходят прерывания, связанные с отсутствием нужных сегментов в памяти, при необходимости освобождения памяти некоторые сегменты выгружаются, при каждом обращении к оперативной памяти выполняется преобразование виртуального адреса в физический. Кроме того, при обращении к памяти проверяется, разрешен ли доступ требуемого типа к данному сегменту.
Виртуальный адрес при сегментной организации памяти может быть представлен парой (g, s), где g - номер сегмента, а s - смещение в сегменте. Физический адрес получается путем сложения начального физического адреса сегмента, найденного в таблице сегментов по номеру g, и смещения s.
Недостатком данного метода распределения памяти является фрагментация на уровне сегментов и более медленное по сравнению со страничной организацией преобразование адреса.
Как видно из названия, данный метод представляет собой комбинацию страничного и сегментного распределения памяти и, вследствие этого, сочетает в себе достоинства обоих подходов. Виртуальное пространство процесса делится на сегменты, а каждый сегмент в свою очередь делится на виртуальные страницы, которые нумеруются в пределах сегмента. Оперативная память делится на физические страницы. Загрузка процесса выполняется операционной системой постранично, при этом часть страниц размещается в оперативной памяти, а часть на диске. Для каждого сегмента создается своя таблица страниц, структура которой полностью совпадает со структурой таблицы страниц, используемой при страничном распределении. Для каждого процесса создается таблица сегментов, в которой указываются адреса таблиц страниц для всех сегментов данного процесса. Адрес таблицы сегментов загружается в специальный регистр процессора, когда активизируется соответствующий процесс. На рисунке 2.15 показана схема преобразования виртуального адреса в физический для данного метода.
Рис. 5.9. Схема преобразования виртуального адреса в
физический для
сегментно-страничной организации памяти
В современных ОС чаще всего используются следующие стратегии управления виртуальной памятью:
– Стратегия вталкивания. Цель стратегии – определить, в какой момент следует переписать страницу или сегмент из вторичной памяти в первичную. Вталкивание по запросу (по требованию) предполагает, что система ждёт ссылки на страницу или сегмент от выполняющегося процесса и только после появления ссылки начинает переписывать данную страницу или сегмент в первичную память. Вталкивание с упреждением (опережением) предполагает, что система пытается заблаговременно определить, к каким страницам или сегментам будет обращаться процесс. Если вероятность обращения высока и в первичной памяти имеется свободное место, то соответствующие страницы или сегменты будут переписываться в основную память ещё до того, как к ним будет явно производиться обращение.
– Стратегия размещения. Цель стратегии – определить, в какое место первичной памяти помещать поступающую страницу или сегмент. В системах со страничной организацией решение о размещении принимается достаточно тривиально, поскольку поступающая страница может быть помещена в любой свободный страничный кадр. Системы с сегментной организацией требуют стратегий размещения, аналогичных тем, которые применяются в системах мультипрограммирования с переменными разделами.
– Стратегия замещения (выталкивания). Цель стратегии – решить, какую страницу или сегмент следует удалить из первичной памяти, чтобы освободить место для помещения поступающей страницы или сегмента, если первичная память полностью занята.
Принцип оптимальности говорит о том, что для обеспечения оптимальных скоростных характеристик и эффективного использования ресурсов следует заменять ту страницу, к которой в дальнейшем не будет новых обращений в течение наиболее длительного времени. Можно, конечно, продемонстрировать, что подобная стратегия действительно оптимальна, однако реализовать ее, естественно, нельзя, поскольку мы не умеем предсказывать будущее.
В связи с этим для обеспечения высоких скоростных характеристик и эффективного использования ресурсов мы попытаемся наиболее близко подойти к принципу оптимальности, применяя различные методы выталкивания страниц, приближающиеся к оптимальному.
Если вам нужно иметь стратегию выталкивания страниц, которая характеризовалась бы малыми издержками и не являлась бы дискриминационной по отношению к каким-либо конкретным пользователям, то можно пойти по очень простому пути – выбирать случайную страницу. В этом случае все страницы, находящиеся в основной памяти, могут быть выбраны для выталкивания с равной вероятностью, в том числе даже следующая страница к которой будет производиться обращение (и которую, естественно, удалять из памяти наиболее нецелесообразно). Поскольку подобная стратегия по сути как бы рассчитана на “слепое” везение, в реальных системах она применяется редко.
При выталкивании страниц по принципу FIFO мы присваиваем каждой странице в момент поступления в основную память временную метку. Когда появляется необходимость удалять из основной памяти какую-нибудь страницу, мы выбираем ту, которая находилась в памяти дольше других. Интуитивный аргумент в пользу подобной стратегии кажется весьма весомым, а именно: у данной страницы уже были возможности “использовать свой шанс”, и пора дать подобные возможности и другой странице. К сожалению, стратегия FIFO с достаточно большой вероятностью будет приводить к замещению активно используемых страниц, поскольку тот факт, что страница находится в основной памяти в течение длительного времени, вполне может означать, что она постоянно в работе. Например, для крупных систем разделения времени стандартна ситуация, когда многие пользователи во время ввода и отработки своих программ совместно используют одну копию текстового редактора. Если в подобной системе выталкивать страницы по принципу FIFO, это может привести к удалению из памяти какой-либо интенсивно используемой странице редактора. А это будет безусловно нецелесообразно, поскольку её почти немедленно придется снова переписывать в основную память.
Эта стратегия предусматривает, что для выталкивания следует выбирать ту страницу, которая не использовалась дольше других. Здесь мы исходим из эвристического правила, говорящего о том, что недавнее прошлое – хороший ориентир для прогнозирования ближайшего будущего. Стратегия LRU требует, чтобы при каждом обращении к странице ее временная метка обновлялась. Это может быть сопряжено с существенными издержками, и поэтому стратегия LRU, хотя она и кажется весьма привлекательной, в современных системах реализуется редко. Чаще применяются близкие к LRU стратегии, для которых характерны меньшие издержки.
Разработчики операционных систем должны всегда с большой осторожностью применять эвристические правила и рассуждения. Например, при реализации стратегии LRU может быть так, что страница, к которой дольше всего не было обращений, в действительности станет следующей используемой страницей, если программа к этому моменту очередной раз пройдет большой цикл, охватывающий несколько страниц. Таким образом, выталкивая страницу, к которой дольше всего не было обращений, мы можем оказаться вынужденными почти немедленно возвращать её обратно.
Одной из близких к LRU стратегий является стратегия, согласно которой выталкивается наименее часто (наименее интенсивно) использовавшаяся страница (LFU). Здесь мы контролируем интенсивность использования каждой страницы. Выталкивается та страница, которая наименее интенсивно используется или обращения к которой наименее часты. Подобный подход опять-таки кажется интуитивно оправданным, однако в то же время велика вероятность того, что удаляемая страница будет выбрана нерационально. Например, наименее интенсивно используемой может оказаться та страница, которую только что переписали в основную память и к которой успели обратиться только один раз, в то время как к другим страницам могли уже обращаться более одного раза. Теперь работающий по принципу LFU механизм вытолкнет эту страницу, а она скорее всего сразу же будет использоваться.
Таким образом, практически любой метод выталкивания страниц, по-видимому, не исключает опасности принятия нерациональных решений. Это действительно так просто потому, что мы не можем достаточно точно прогнозировать будущее. В связи с этим необходима такая стратегия выталкивания страниц, которая обеспечивала бы принятие рациональных решений в большинстве случаев и в то же время не требовала больших накладных расходов.
Один из распространенных алгоритмов, близких к стратегии LRU и характеризующихся малыми задержками,– это алгоритм выталкивания страницы, не использовавшейся в последнее время (NUR) к страницам, которая в последнее время не использовались, вряд ли будут обращения и в ближайшем будущем, так что их можно заменять на вновь поступающие страницы.
Поскольку желательно заменять ту страницу, которая в период нахождения в основной памяти не изменялась, реализация стратегии предусматривает введение двух аппаратных битов – признаков на страницу. Это
а) бит-признак обращения
б) бит-признак модификации
Бит-признак модификации часто называют так же “признаком записи” в страницу. Стратегия NUR реализуется следующим образом. Первоначально биты-признаки обращения и модификации для всех страниц устанавливаются в 0. При обращении к какой-либо странице её бит-признак обращения устанавливается в 1, а в случае изменения содержимого страницы устанавливается в 1 её бит-признак модификации. Когда нужно выбрать страницу для выталкивания, прежде всего мы пытаемся найти такую страницу, к которой не было обращений (поскольку мы стремимся приблизиться к алгоритму LRU). В противном случае у нас не будет другого выхода, как вытолкнуть страницу, к которой были обращения. Если к странице обращения были, мы проверяем, подверглась ли она изменению или нет. Если нет, мы заменяем ее из тех соображений, что это связано с меньшими затратами, чем в случае замены модифицированной страницы, которую необходимо будет физически переписывать во внешнюю память. В противном случае нам придется заменять модифицированную страницу.
В много абонентских системах основная память, естественно, работает активно, так что рано или поздно у большинства страниц бит-признак обращения будет установлен в 1, и мы не сможем отличать те страницы, которые вытолкнуть наиболее целесообразно. Один из широко распространенных способов решения этой проблемы заключается в том, что все биты-признаки обращений периодически сбрасываются в 0, с тем чтобы механизм выталкивания оказался в исходном состоянии, а затем снова разрешается установка этих битов-признаков в 1 обычным образом при обращениях. Правда, в этом случае существует опасность того, что могут быть вытолкнуты даже активные страницы, однако только в течение короткого периода после сброса битов-признаков, поскольку почти немедленно биты-признаки обращений для этих страниц будут снова установлены в 1.
Описанный выше алгоритм NUR предусматривает существование четырех групп страниц:
Группа 1 |
обращений не было |
модификаций не было |
Группа 2 |
обращений не было |
модификация была |
Группа 3 |
обращения были |
модификаций не было |
Группа 4 |
обращения были |
модификация была |
Страницы групп с меньшими номерами следует выталкивать в первую очередь, а с большими – в последнюю. Отметим, что группа 2 означает на первый взгляд нереальную ситуацию, она включает страницы, к которым как бы не было обращений, но они оказались модифицированными. В действительности это просто результат того, что биты-признаки обращения (но не биты-признаки модификации) периодически сбрасываются, т.е. подобная ситуация вполне возможна.
В системах с разделением времени часто используется стратегия BIFO (Biased FIFO), при которой каждому активному заданию i выделен набор из n(i) страниц, таких, что n(i)¹n(j) при i¹j. В пределах каждой группы из n(i) страниц применяется стратегия FIFO. Через каждые t единиц времени значение n(i) для всех i изменяются. Таким образом, в каждый момент времени операционная система покровительствует одному или нескольким заданиям.
Рабочее множество – это подмножество страниц, к которым процесс активно обращается.
Для обеспечения эффективного выполнения программы необходимо, чтобы её рабочее множество находилось в первичной памяти. В противном случае может возникнуть режим чрезмерно интенсивной подкачки страниц, так называемое пробуксовывание, поскольку программа будет многократно подкачивать одни и те же страницы из внешней памяти. Новые процессы можно инициировать только в случае, если в ОП имеется свободное место для размещения их рабочих множеств. В данном методе выталкивается та страница, которая не входит в рабочее множество.