ЛУКРЕЦИЙ, ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР
(Titus Lucretius Carus)
(~ 99–55 до н.э.)
Тит Лукреций Кар — древнеримский философ-материалист, поэт. Биография Лукреция почти неизвестна.
Он прожил всего 37 лет, но оставил след на тысячелетия.Философское образование, по всей вероятности, получил в эпикурейской школе Неаполя. Написал философскую поэму, которая полностью дошла до нас. После гибели Лукреция ее отредактировал и опубликовал Квинт Цицерон (брат знаменитого оратора, политического деятеля в философа). Позже она была озаглавлена “О природе вещей”. В поэме Лукреция, этом важнейшем литературном памятнике античного материализма, наиболее полно и аргументированно изложено атомистическое учение. Эпикура, опирающееся в свою очередь на идеи Демокрита. Поэтическая поэма Лукреция неоднократно издавалась в русском переводе (лучшее издание — АН СССР 1946 г., перевод Ф. А. Петровского).
Поэма “О природе вещей” представляет собой наиболее полное из сохранившихся до наших дней изложений физической теории Эпикура. В своей поэме Лукреций утверждал основные принципы атомизма и эфира как основы материи, и опровергал конкурирующие теории Гераклита, Эмпедокла и Анаксагора; демонстрировал атомарную структуру и смертность души; описывал механизмы чувственного восприятия, мышления и определенных телесных функций; он также описывал здесь сотворение и функционирование мира и небесных тел, эволюцию жизни и человеческого общества.
Лукреций является одним из первопроходцев в области латинского стихосложения. Он развил латинский гекзаметр эпического поэта Энния (239–169 до н.э.), у него же воспринял некоторые архаические обороты речи и традиционную фразеологию героической поэзии.
Несмотря на скудость достоверных сведений о судьбе Лукреция, его жизнь и творчество интересовали не только современников. Цицерон, в письме брату Квинту, написанном в феврале 54 до н.э., упоминает его поэму "О природе вещей" и признает в ней “многие проблески гения, но также и немалое искусство”. Античные комментаторы признавали влияние Лукреция на Вергилия. Позднейшие поэты античности, выражавшие восхищение Лукрецием, как это делали Овидий (43 до н.э.–17 н.э.) и Стаций (ок. 45–96 н.э.), тем не менее в качестве поэтического образца избирали Вергилия. История безумия и самоубийства Лукреция легла в основу поэмы Теннисона Лукреций
(Lucretius, 1868); вне всякого сомнения, поэма О природе вещей оказала влияние на Гете и Вольтера, ее воздействие прослеживается в современной европейской литературе (особенно в английской – от Э.Спенсера до А.Э.Хаусмана).В шести книгах поэмы Лукреций последовательно освещает космологические воззрения, в т.ч. учение об атомах и пустоте как первоначалах, о спонтанном отклонении атома, концепцию множественности миров, опровергает идеи провидения и участия богов в создании Вселенной, критикует представления о бессмертии души и переселении душ и называет страх перед смертью ничтожным. Душа материальна, поэтому погибает вместе с телом, и смерть для нее – лишь избавление от страданий. В пятой книге Лукреций воздает хвалу Эпикуру как
герою-благодетелю, освободившему людей от суеверий, страха перед богами и смертью и тем самым указавшем людям истинный путь к счастью. В поэме также содержится концепция развития природы и человеческой культуры, в основе которой лежит понятие “нужды”, что полемически направлено против идей о провиденциальном руководстве со стороны богов.Идеи Лукреция оказали значительное влияние на развитие материалистических философских учений эпохи Возрождения и Нового времени.