В.Ю. Катасонов, д.э.н., проф.,председ. Русского экон. общества им. С.Ф. Шарапова
Нам постоянно внушают: присоединение России к ВТО означает присоединение к «цивилизованному сообществу». Мол, нельзя нам больше оставаться «изгоями» «мировой цивилизации». Существуют иллюзии, что ВТО поставила (или завра поставит) крест на конкурентной борьбе, что единые правила торговли обеспечат человечеству «гармонию» и чуть ли не «взаимовыгодное сотрудничество». Однако это все иллюзии, которые пытаются сформировать в сознании простого человека мировые средства массовой информации. На самом деле ВТО не отменяет конкуренцию. В лучшем случае мировым СМИ удается лишь камуфлировать наиболее одиозные формы грызни между конкурентами. Современный мировой рынок – «джунгли капитализма». Русский человек должен это четко осознавать. И оценивать с учетом этого последствия присоединения России к ВТО. В данной статье опишем бегло десять основных видов оружия, которые применяют конкуренты для того, чтобы получить «место под солнцем». Ниже привожу краткую характеристику каждого вида оружия.
1. Экспортные кредитные агентства (ЭКА) – институты государственной поддержки экспорта посредством выдачи кредитов, гарантий и страхования рисков экспортных контрактов. Данное оружие предназначено, прежде всего, для продвижения на мировых рынках промышленной продукции с высокой степенью обработки (добавленной стоимости). Речь идет в первую очередь о машинах, оборудовании, транспортных средствах (продукции машиностроения), торговля которыми традиционно осуществляется с использованием банковского и коммерческого кредита (коммерческий кредит – отсрочка платежа по экспортному контракту). Ряд стран используют ЭКА также для стимулирования экспорта сельскохозяйственной продукции. ЭКА оказывают поддержку в форме: а) государственных экспортных кредитов; б) государственных гарантий частных экспортных кредитов; в) государственного субсидирования процентных ставок по частным экспортным кредитам; г) государственного страхования некоторых видов рисков по экспортным контрактам (прежде всего, политических рисков).
2. «Связанные» международные кредиты – кредиты, которые банки и государственные институты одних стран предоставляют компаниям и государствам других стран на условиях, предусматривающих расходование полученных средств на закупку товаров и услуг в странах-кредиторах. Бывают частично или полностью «связанные» кредиты. Высокую степень «связанности» имеют, в частности кредиты, выдаваемые по линии упомянутых выше ЭКА.
В категорию «связанных» кредитов следует также отнести значительную часть кредитов, выдаваемых международными финансовыми институтами типа Всемирного банка или Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Соглашения о предоставлении кредитов (займов) такими международными финансовыми институтами отдельным странам предусматривают проведение конкурсов (тендеров) на поставку товаров и услуг, необходимых для финансирования соответствующих инвестиционных проектов в этих странах. Правила проведения конкурсов (тендеров) «заточены» под компании западных стран. Например, статистика закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых за счет займов Всемирного банка, показывает, что подавляющая часть контрактов достается американским поставщикам.
3. Товарные биржи. Уже в 19 веке товарные биржи, на которых торговались многие сырьевые товары, стали важным инструментом манипулирования ценами на рынках природных ресурсов и различной сельскохозяйственной продукции. В конце 20 – начале 21 вв. возможности биржи управлять ценами на рынках сырьевых товаров невероятно возросли. Это обусловлено тем, что с 80-х гг. прошлого столетия в мире бурно развиваются рынки так называемых «производных инструментов» (дериватов). Речь идет о разного рода контрактах купли-продажи биржевых товаров в будущем, но целью контрактов является не реальная поставка товаров, а выигрыш за счет разницы между фактической и контрактной ценой на момент поставки товара. Рынки «производных инструментов», «привязанных» к тем или иным биржевым товарам, превратились в своеобразное «казино». Обороты на рынках «бумажных» товаров («бумажная нефть», «бумажное золото» и др.) нередко во много раз (и даже десятков раз) стали превышать физические обороты этих же товаров в международной торговле. Участники рынков «производных инструментов» стали эффективно осуществлять управление ценами на рынках физических товаров: нефти, нефтепродуктов, зерна, руд различных черных и цветных металлов и самих металлов, лесоматериалов, кофе, бананов, какао и т.п. Фактически цены биржевых товаров в мире взяли под свой контроль всего несколько крупнейших международных банков (JP Morgan, Goldman Sachs, Morgan Stanley и др.). Мы, в частности, были не один раз свидетелями того, как цены на «черное золото» на миром рынке за несколько дней повышались или опускались на 20, 30 и более процентов, причем изменения спроса и предложения нефти на рынке физического товара не превышали даже 1 процента.
4. Фондовые биржи – торговые площадки, на которых осуществляется торговля ценными бумагами – акциями и облигациями компаний разных секторов экономики, долговыми государственными бумагами, а также производными финансовыми инструментами (дериватами, «привязанными» не к товарным ценам, а к процентным ставкам по кредитам, валютным курсам и иным финансово-денежным индикаторам). Фондовые биржи в современных условиях находятся под жестким контролем со стороны крупнейших международных банков, которые могут повышать и понижать котировки бумаг, оказывая влияние на конкурентные позиции как отдельных компаний, так и целых государств.
5. Мировые рейтинговые агентства и аудиторские компании. О большой «тройке» рейтинговых агентств («Стандарт энд Пурс», «Фитч», «Мудиз») в последние годы стали говорить очень широко. Вскрылась их важная роль в манипулировании инвестиционными и кредитными рейтингами отдельных компаний и даже целых стран. Доказано, что они внесли серьезную лепту в подготовку условий для разворачивания мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., нынешнего долгового кризиса в Европейском союзе и т.п. Но какое отношение рейтинговые агентства имеют к международной торговле? – Самое непосредственное. Устанавливая рейтинг той или иной компании и даже страны, агентства влияют на конкурентоспособность соответствующей компании и даже всей национальной экономики (от рейтинга зависят условия предоставления кредитов и займов). При необходимости рейтинговые агентства могут разорить ту или иную компанию, «опустить ту или иную страну.
К мировым рейтинговым агентствам тесно примыкают четыре крупнейшие аудиторские компании («большая четверка») – Pricewaterhouse-Coopers, Deloitte, Ernst & Young, KPMG. Их аудиторские заключение также оказывают влияние на конкурентные позиции проверяемых компаний.
Хотя рейтинговые агентства, входящие в «большую тройку», и аудиторские компании, входящие в «большую четверку», называют себя «независимыми организациями», на самом деле это далеко от истины. К сегодняшнему дню имеется достаточно большое количество работ, в которых раскрываются связи членов «большой тройки» и «большой четверки» с ведущими мировыми банками. Последние контролируют рейтинговые агентства и аудиторские фирмы хотя бы потому, что являются крупнейшими их клиентами. Как говорится, «кто платит, тот и заказывает музыку»; в данном случае мировые банкиры «заказывают» рейтинговые оценки и аудиторские заключения.
6. Средства массовой информации (медиахолдинги). Это также мощное средство управления мировыми рынками, влияния на конкурентоспособность отдельных компаний и экономик целых государств. Ни для кого не является секретом, что мировые СМИ последние годы находятся под контролем всего пяти медиамагнатов, имеющих контрольные пакеты в газетах, журналах, теле- и радиокомпаниях, киностудиях, интернет-изданиях. Это:
В свою очередь, указанные холдинги масс-медиа контролируются все теми же банками, которые контролируют уже упоминавшиеся выше мировые рейтинговые агентства и аудиторские компании.
7. Финансово-промышленные группы. Вероятность успеха компании на мировом рынке повышается в том случае, если она находится в составе финансово-промышленной группы (ФПГ). Более века назад в экономике европейских стран и в Северной Америки стали наблюдаться процессы сращивания промышленных, торговых и банковских монополий и образования так называемого «финансового капитала» в форме ФПГ. За более чем столетний период на Западе сложилось несколько сот ФПГ, причем несколько десятков относятся к разряду очень крупных. Компании, экспортирующие товары и услуги и находящиеся в составе ФПГ, обладают таким преимуществом перед конкурентами, как доступ к дешевым кредитам входящего в группу банка (или даже нескольких банков). Например, финансово-промышленная группа Рокфеллеров, которая сложилась еще в начале ХХ века, имела в своем составе нефтяную монополию «Стандарт Ойл Кампани оф Нью Джерси» (предшественница нынешней «ЭкссонМобил»), которая активно захватывала мировой рынок «черного золота», опираясь на поддержку банка «Чейз Манхэттен» (крупнейшего в то время на Уолл-стрит). Сегодня многие ФПГ имеют весьма диверсифицированную структуру и включают промышленные, торговые, строительные, транспортные лизинговые, инвестиционные компании, коммерческие и инвестиционные банки, страховые общества, корпорации в сфере СМИ, частные пенсионные фонды, риэлторские фирмы и т.д.
8. Международные картельные соглашения. Это очень эффективный способ захвата внешних рынков, который основывается на договоренностях нескольких крупных компаний, чаще всего происходящих из разных стран. Сегодня о международных картелях в мировых СМИ упоминается достаточно редко. Но не потому, что их не существует, а потому, что они представляют собой негласные (секретные) соглашения (тайные – потому, что они могут вступать в противоречие с национальными антимонопольными законами, а также правилами ВТО). Предметом соглашения чаще всего являются цены (стороны договариваются о единой цене). Кроме того, это соглашения о разделе рынков (по географии, по видам продукции в рамках одной товарной группы), иногда – о разделе источников сырья. Могут быть и иные тайные договоренности. Захват рынка обычно осуществляется посредством поддержания участниками картеля демпинговых цен. После захвата рынка картелем на нем устанавливаются монопольно высокие цены.
9. Финансово-экономическая поддержка государством компаний-экспортеров товаров и услуг. В данном случае речь идет не о «целевой» поддержке компании в виде экспортных кредитов и гарантий (см. п. 1), а об экономической поддержке общего характера. Во-первых, это предоставление различного рода налоговых льгот (например, частичное или полное освобождение компании от уплаты налогов при разработке и производстве высокотехнологичной продукции). Во-вторых, предоставление компании щедрых государственных заказов (неудивительно, например, что многие крупнейшие поставщики и подрядчики Пентагона одновременно оказываются крупными экспортерами оружия, иных товаров, работ и услуг). В-третьих, предоставление государством на бесплатной или льготной основе материальных ресурсов, необходимых для производства экспортных товаров (земельные участки, лицензии на разработку месторождений, научно-технические разработки и др.).
Уже не приходится говорить о том, что государство может смотреть «сквозь пальцы» на некоторые ведущие компании, которые уводят свои прибыли в оффшоры и не платят в казну никаких налогов. Взять в качестве примера американскую авиастроительную компанию «BOEING» (занимающую сегодня первое место на мировом рынке авиатехники): Несмотря на получение каждый год субсидий в виде денег налогоплательщиков в размере многих миллиардов долларов, выплачиваемых федеральным правительством, Боинг не заплатил ни копейки федерального корпоративного подоходного налога в период между 2008 и 2010 годами.
Крайне важным является также следующий момент, связанный с антимонопольным законодательством в зарубежных странах. В некоторых из них оно уже существует более века, но применяется весьма селективно. Государство применяет антимонопольные нормы в отношении тех компаний и тех сделок, действие которые не выходит за пределы внутреннего (национального) рынка. Если же компании ориентированы на внешний рынок, то государство не только не распространяет на них действие антимонопольных законов, но, наоборот, поощряет процессы монополизации. Это и понятно: чем больше «калибр» компании, тем более уверенно она чувствует себя на арене мирового рынка. Более того: государство поощряет создание не просто крупных компаний в сфере внешнеэкономической деятельности, а транснациональных корпораций (ТНК). Устойчивость и мобильность ТНК намного выше, чем у мононациональных корпораций. В экспорте товаров и услуг некоторых западных стран 90 и более процентов оборота приходится всего на несколько десятков компаний, большинство из которых можно отнести к ТНК. В конце прошлого века, по данным ООН, на 500 крупнейших ТНК приходилось примерно 25% производства мирового ВВП, 1/3 мирового промышленного экспорта, около 80% экспорта высокотехнологичных товаров и управленческих услуг.
10. Поддержка государством экспансии частных компаний на мировых рынках с помощью военной силы, дипломатических средств и с использованием возможностей спецслужб. Не следует забывать, что контроль над многими рынками западные компании получили в результате колониальных военных захватов, а также в результате мировых войн. В послевоенное время за пределами США всегда находилось несколько сот тысяч военнослужащих (во время войны во Вьетнаме их численность даже превысила 1,1 млн. человек). Количество американских военных баз за пределами территории США превышает 700. Вооруженные силы за пределами своих стран решают не только специфические военные задачи, но также задачи, связанные с охраной экономических интересов своих компаний (защита рынков, транспортных путей, источников поставок сырья, зарубежных инвестиций).
Для повышения эффективности работы государственного аппарата по продвижению экономических интересов США на мировой арене при президенте Клинтоне в Белом доме был создан Национальный экономический совет. Он играет важную роль в разработке и реализации внешнеэкономической стратегии страны. Совет возглавляет президент США , в его состав входят руководители 11 ведущих американских государственных учреждений, в том числе: министерства торговли, министерства финансов, министерства сельского хозяйства, государственного департамента, центрального разведывательного управления (ЦРУ) и ряда других ведомств. Государственный департамент США, например, не стесняясь, в своих официальных документах подчеркивает, что благодаря усилиям внешнеполитического ведомства американские корпорации выигрывают тендеры и получают контракты на поставки товаров и строительные работы на миллиарды долларов.
От государственного департамента старается не отставать ЦРУ. Так, по признанию бывшего директора ЦРУ Дж.Вулси, еще в 90-е годы прошлого века американская разведка обеспечивала ведущим компаниям Соединенных Штатов ежегодный выигрыш по зарубежным контрактам на суммы от 10 до 17 млрд. долл. О том, как действуют в интересах американских банков, экспортеров товаров и подрядчиков сотрудники и агенты спецслужб США очень интересно и подробно написал в своей книге «Исповедь экономического убийцы» Джон Перкинс, который сам долгие годы тайно работал в разных странах, продвигая интересы американского бизнеса (книга переведена на русский язык и несколько раз переиздавалась у нас).
В заключение хочу отметить, что, конечно же, список видов оружия конкурентной борьбы в «джунглях капитализма» не исчерпывается перечисленными десятью позициями. Обращает на себя внимание две особенности почти всех видов оружия:
1) использование оружия предполагает ту или иную поддержку частному капиталу со стороны государства; фактически это является проявлением такого общественно-экономического строя, который называется «государственно-монополистический капитализм»;
2) эффективность использования большинства видов оружия зависит в значительной мере от банков, которые обеспечивают соответствующие виды оружия деньгами; успех в современной конкурентной борьбе, в конечном счете, определяется тем, насколько компании, участвующие в торговых войнах, имеют крепкие «тылы» в виде кредитно-банковской системы.
В следующей публикации попытаюсь ответить на два вопроса:
а) в какой мере перечисленные виды оружия применяются уже против России и как это применение отразилось (сможет отразиться после присоединения России к ВТО) на российской экономике и жизни русского человека?
б) насколько Россия сумела подготовиться к вступлению в ВТО посредством создания указанных видов оружия?