В.Ю. Катасонов, д.э.н., проф.,председ. Русского экон. общества им. С.Ф. Шарапова
01.02.2014
Комментарии решения Правительства России о лицензировании
деятельности управляющих компаний.
30 января в Ново-Огарево под председательством Президента России Владимира Путина состоялось заседание президиума Экономического совета, сообщает сайт Кремля. Обсуждались вопросы повышения эффективности работы жилищно-коммунального комплекса страны.
В начале заседания выступил Владимир Путин. «Сегодня поговорим о вещах достаточно прозаических, но чрезвычайно важных для каждой российской семьи. Тема крайне сложная и чувствительная для наших граждан, имею в виду жилищно-коммунальное хозяйство. Мы регулярно возвращаемся к этим проблемам: к сожалению, они не решаются так, как бы нам хотелось, должным образом; подчас и новые проблемы накапливаются. Давайте сегодня обо всём этом поговорим. Рассчитываю, что мы сегодня услышим продуманные, взвешенные предложения по сути преобразований отрасли, по срокам, механизмам их реализации», - отметил Президент.
Важнейший вопрос, по его словам, «это распределение ответственности между муниципальными образованиями, регионами и Федерацией». «Каждый уровень должен нести свою часть ответственности, должен знать, за что отвечает. Ещё раз подчеркну, проблем в ЖКХ немало, и граждане сталкиваются с этими проблемами ежедневно. Сегодня предлагаю сосредоточиться на трёх направлениях», - добавил глава государства.
«Первое. Граждане жалуются на качество услуг управляющих компаний в ЖКХ, нам это хорошо известно, зачастую это качество управления весьма низкое. Правительство недавно приняло решение – мы обсуждали на разных площадках эти вопросы: решение о лицензировании деятельности управляющих компаний. Считаю, абсолютно сбалансированное, верное своевременное решение. Структуры, которые не могут, не способны работать эффективно, они не должны работать вообще, они должны уйти с рынка. Чтобы механизм лицензий заработал, нужно чётко понимать, кто будет выдавать лицензии и как будет контролироваться выполнение условий лицензионных соглашений. Всё это должно делаться максимально, безусловно, прозрачно, по определённым, понятным для всех процедурам, но, разумеется, под жёстким контролем, в том числе со стороны общественных организаций», - продолжил он.
«Второе. Одновременно с повышением качества жилищно-коммунальных услуг следует навести порядок и с платежами. Принят закон об ограничении роста стоимости услуг ЖКХ на долгосрочный период. Нужно, чтобы он заработал на деле, а не остался только декларацией. Поэтому следует установить понятные правила формирования платежей. Они должны быть сквозными для всех регионов и, что принципиально, основаны на объективных экономических показателях – таких, например, как уровень инфляции за предыдущий год», - отметил Путин.
«И, наконец, третье. Износ коммунальной инфраструктуры высокий, это хорошо всем известно, – из-за аварий часто люди страдают. Сейчас, в зимний период, этот вопрос особенно является острым. Ресурсы для модернизации ЖКХ необходимы очень большие, мы это все хорошо знаем. Нужно использовать современные технические решения, новые материалы, чтобы обеспечить надёжность, безопасность и долговечность коммунальной инфраструктуры. Следует расширить источники привлечения средств, прежде всего стимулировать приток частных инвестиций, задействовать механизмы государственно-частного партнёрства», - подчеркнул глава государства.
Он обратил внимание на то, что «добросовестному бизнесу должно быть, безусловно, выгодно участие в модернизации жилищно-коммунального комплекса». «Поэтому условия реализации таких проектов необходимо гарантировать на долгосрочный период, с учётом длительной окупаемости этих проектов. Это касается прежде всего, конечно, тарифных решений. Именно на этом основана, как мы понимаем, экономика этого вида деятельности. При этом важно обеспечить качество проводимых работ именно в определённые сроки, пресечь любые попытки деньги увести куда-то. Хотел бы услышать, конечно, и в этом смысле, и по этому вопросу ваши конкретные предложения, в том числе и по вопросу организации контроля за этой сферой деятельности. Также считаю, что к участию в проектах по модернизации коммунальной инфраструктуры должны допускаться компании, безусловно, исключительно с прозрачной структурой собственности, которые имеют, кроме того, опыт работы на рынке. Мы уже говорили, что даже в этой сфере управляющие, да и некоторые другие структуры зарегистрированы в офшорных зонах, что совершенно, на мой взгляд, нелепая ситуация», - подчеркнул Владимир Путин.
Слова Президента России прокомментировал в интервью «Русской народной линии» известный экономист, д.э.н., профессор МГИМО Валентин Катасонов.
Управляющая компания - это частная компания. ЖКХ - это такая сфера общественной и хозяйственной жизни, которую обычно называют инфраструктурой. В любом учебнике, и даже с либеральной окраской, есть такой тезис, что инфраструктура должна финансироваться и управляться, прежде всего, государством. Поэтому такие эксперименты, как управление ЖКХ частными компаниями, конечно, очень сомнительны. Мы все это прекрасно видим.
С моей точки зрения необходимо не лицензирование управляющих компаний, а создание государственной системы управления ЖКХ. Централизованная система с очень четкой административной ответственностью, это должна быть административно-командная система. СМИ за последние 20 лет нас выдрессировали, что мы уже боимся слов «административно-командная система». А между тем, любая корпорация на Западе имеет гораздо более жесткую командную вертикаль, чем она была даже в СССР. Только за счет этого можно обеспечивать максимальный интегральный результат. В этом смысле это инфраструктурная отрасль, которая обеспечивает жизнь 100% наших граждан. Поэтому здесь надо бороться не с инфляцией, а нужно вводить совершенно иную систему ценообразования. И опять мы тут выходим на серьезные макроэкономические вопросы, потому что ЖКХ - это, прежде всего, энергопотребление. Энергия у нас почему стала дорогой? Потому что нас просто вынуждают соответствовать правилам ВТО, заставляют внутренние тарифы и цены на энергоносители выводить на уровень мировых. Это совершенно неверно. Таким образом, мы разрушим нашу экономику, наше ЖКХ и уничтожим население. Нам предложили сделать «экономическое харакири».
Возвращаясь к аналогии с корпорациями. Советский Союз был гигантской корпорацией. Представьте себе, что некая корпорация дает отдельный автономный статус своим предприятиям и структурным подразделениям. Корпорация развалится моментально, потому что внутренние цены на полуфабрикаты, сырье и т.д. перемещаются внутри неё по чисто условным ценам, которые не имеют никакого отношения к рыночным ценам. И если она (корпорация) выведет все свои внутренние цены на уровень мировых, то тут же развалится. Это совершенно очевидно. Поэтому нужно не индексирование цен и тарифов на услуги ЖКХ с учетом инфляции, а просто радикальное изменение тарифов и цен в соответствии с конечным интегральным результатом. Это, кстати, касается не только ЖКХ. Меня из одного информагентства спрашивали о том, почему закрываются алюминиевые предприятия в Сибири «империя Дерипаски». Ответ понятен. Закрываются потому, что стали неконкурентоспособными из-за того, что пошли на поводу у ВТО. После подписания соглашения мы поднимаем уровень цен и тарифов до мировых.
Далее. Я так понял, что модернизация будет за счет бюджетных средств. Но это типичная форма государственно-частного партнерства. Сегодня идея такого партнерства всячески пропагандируется по той простой причине, что это самая удобная форма казнокрадства. Появляются некие легальные возможности взаимодействия частного капитала с бюджетной системой. Это новый виток коррупции. Может быть, предложенные Путиным частные меры есть искренняя попытка исправить положение, но мы не наведем порядок в нашей экономике, если будем заниматься отдельными деталями.
У нас фундамент экономики находится в плачевном состоянии. Он треснул и разваливается. Поэтому попытка покрасить стены создаст только иллюзию, что стало лучше. А для того, чтобы восстановить фундамент, надо ставить совершенно другие задачи. Если мы восстановим фундамент, то и ЖКХ, и алюминиевая промышленность будут в порядке. А фундамент - это решения по деоффшоризации экономики, прекращение свободного трансграничного перемещения капитала, запрет на свободный переток денег из безналичной формы в наличную, восстановление госмонополии на внешнюю торговлю и так далее. Каждая вторая управляющая компания - это оффшорная компания. Вот это только некоторые пункты программы, которую я называю фундаментом.
Это опять частный случай, который нас провоцирует выходить
на общие вопросы. А мы опять обсуждаем вопросы косметического ремонта.
Релятивисты и позитивисты утверждают, что "мысленный эксперимент" весьма полезный интрумент для проверки теорий (также возникающих в нашем уме) на непротиворечивость. В этом они обманывают людей, так как любая проверка может осуществляться только независимым от объекта проверки источником. Сам заявитель гипотезы не может быть проверкой своего же заявления, так как причина самого этого заявления есть отсутствие видимых для заявителя противоречий в заявлении.
Это мы видим на примере СТО и ОТО, превратившихся в своеобразный вид религии, управляющей наукой и общественным мнением. Никакое количество фактов, противоречащих им, не может преодолеть формулу Эйнштейна: "Если факт не соответствует теории - измените факт" (В другом варианте " - Факт не соответствует теории? - Тем хуже для факта").
Максимально, на что может претендовать "мысленный эксперимент" - это только на внутреннюю непротиворечивость гипотезы в рамках собственной, часто отнюдь не истинной логики заявителя. Соответсвие практике это не проверяет. Настоящая проверка может состояться только в действительном физическом эксперименте.
Эксперимент на то и эксперимент, что он есть не изощрение мысли, а проверка мысли. Непротиворечивая внутри себя мысль не может сама себя проверить. Это доказано Куртом Гёделем.
Понятие "мысленный эксперимент" придумано специально спекулянтами - релятивистами для шулерской подмены реальной проверки мысли на практике (эксперимента) своим "честным словом". Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.