В.Ю. Катасонов, д.э.н., проф.,председ. Русского экон. общества им. С.Ф. Шарапова
Ассоциация Украины с ЕС и мятеж евроинтеграторов / 18.04.2014
украденное чиновниками и олигархами вернется не народу Украины, а осядет в США …
Ряд информационных агентств со ссылкой на пресс-службу Госдепа США сообщили на днях короткую новость: США направили на Украину группу сотрудников Федерального бюро расследований (ФБР), министерства юстиции и министерства финансов.
У Украины осталось два потенциальных источника пополнения пустой казны. Цель миссии, как официально заявлено, – оказание содействия властям Киева в возвращении украинских активов за рубежом. Украинскому правительству будет оказана помощь по вопросам «расследования и сбора доказательств, необходимых для возвращения украденных активов, находящихся за рубежом».
Помимо этого в сообщении госдепа говорится, что «29 апреля США и Великобритания проведут многостороннюю встречу с участием украинских чиновников и их коллег из финансовых центров ключевых стран для координации усилий по поиску украденных активов». По мнению экспертов, во встрече примет участие Международный центр по возвращению активов (ICAR), базирующийся в Базеле.
Хотелось бы прокомментировать данную информацию. Вопрос о возвращении украденных активов уже не раз за последние два месяца обсуждался на различных американо-украинских встречах. Причем, судя по всему, данная тема инициировалась преимущественно американской, а не украинской стороной.
Возвращение активов в контексте нынешней ситуации на Украине и вокруг Украины – в первую очередь, не правовой вопрос (восстановление законности в стране и борьба с коррупцией). Это вопрос финансовый. Украина - на грани крупномасштабного дефолта, социальных взрывов и даже голода. Украине нужны деньги для того, чтобы национальная экономика не рухнула окончательно. Но и это не совсем точно. Вашингтон мало волнует, что будет с украинской экономикой и народом страны. Его волнует способность Украины погасить свои долги перед западными кредиторами. Для того, чтобы погашать старые долги Украина на протяжении многих лет набирала новые долги, наблюдался постоянный рост долговой пирамиды и долга. Прежде всего, внешнего. На данный момент внешний долг Украины уже оценивается в 145 млрд. долл. Сегодня новых кредитов никто на Западе Украине давать не желает. А те суммы, которые фигурируют в СМИ и которые исчисляются миллиардами долларов и евро, - не более чем «вербальные интервенции» украинских политиков и западных чиновников из Госдепа США или Европейского союза.
Есть явные признаки того, что скоро банковский сектор Украины рухнет. Национальный банк Украины на полном серьезе обсуждает вариант спасения коммерческих банков по «кипрскому варианту». То есть путем либо конфискации депозитов вкладчиков, либо «добровольно-принудительного» превращения вкладчиков в «инвесторов» («акционеров») банков. За счет данного ресурса нынешние власти Украины рассчитывают мобилизовать несколько миллиардов долларов. Однако даже такое откровенное ограбление может спасти лишь несколько банков, но оно не спасет страну от масштабного дефолта. Для этого нужны суммы, исчисляемые десятками миллиардов долларов.
По большому счету для того, чтобы расплатиться по долгам перед внешними кредиторами у Украины остается всего лишь два собственных источника.
Первый – приватизация государственной собственности, включая природные ресурсы страны.
Второй – внешние активы Украины.
Вот американские ведомства в лице ФБР, министерства юстиции и министерства финансов и решили помочь Киеву задействовать второй источник.
Внешние активы Украины: верхняя и нижняя части айсберга. Внешние активы Украины складываются из нескольких компонентов. Прежде всего, это международные резервы Национального банка Украины. Они постоянно «таяли» с середины 2011 года (тогда они достигли рекордной планки в 38 млрд. долл.). Сегодня их уровень упал ниже 15 млрд. долл., этого запаса может не хватить на погашение взятых ранее государственных долгов и их обслуживание даже до конца текущего года. Есть еще частные внешние активы. Досконально известно (по платежному балансу Украины), что накопленные прямые частные инвестиции Украины за рубежом не дотягивают даже до 10 млрд. долл. Но это лишь прямые инвестиции. А еще есть портфельные инвестиции, займы, кредиты, средства на банковских счетах и наличная иностранная валюта. Всего, на конец прошлого года все виды зарубежных активов составляли более 140 млрд. долл. Как раз сумма, примерно равная величине совокупного внешнего долга Украины. Причем около 70% активов приходилось на наличную валюту и средства на счетах в зарубежных банках - весьма ликвидную форму активов.
Однако официальные зарубежные частные активы Украины – лишь верхняя часть айсберга. Основная часть украинских активов за рубежом сформировалась в результате нелегального вывоза капитала. Это средства высших чиновников-коррупционеров и олигархов Украины. Они вообще не учтены в статистике платежного баланса НБУ.
В прошлом году украинские СМИ опубликовали рейтинг 100 самых богатых граждан Украины (Top-100), составленный на основе достаточно скрупулезных оценок группы украинских экспертов. Так вот, активы 100 самых богатых украинцев в 2012 году достигли 130 миллиардов долларов США, что соответствовало 80% ВВП страны. Публикации рейтингов сопровождались достаточно подробным описанием основных активов украинских олигархов. Бросается в глаза, что у многих олигархов в активах важное место занимают зарубежные предприятия, в которых они участвуют не как портфельные, а прямые инвесторы. Кое-какие данные попадают в открытые источники от Государственной налоговой службы Украины (ГНС), которая ведет реестр крупнейших налогоплательщиков страны и их зарубежных активов. Экспертные оценки по величине и структуре капитала и контролируемых активов участников Top-100 и особенно Top-10 показывают, что внешние активы большинства олигархов превышают внутренние. Но указанные оценки и рейтинги почти не учитывают средства на банковских счетах олигархов. Это уже абсолютная «тень», изучение которой доступно лишь на основе специальных методов, которые располагают правоохранительные органы и спецслужбы.
За последние годы выявлялись неучтенные активы украинских олигархов и чиновников в разных оффшорах. А.Яценюк в своем выступлении в Верховной Раде в конце февраля с.г. в запале разоблачений «режима» В.Януковича заявил, что за годы его президентства из страны было выведено в оффшоры 70 миллиардов долларов. Но о том, сколько было выведено при «режимах» В.Ющенко и Ю.Тимошенко, новоиспеченный премьер умолчал. По оценкам американского аналитического центра Tax Justice Network, за годы «незалежности» из Украины в оффшоры было выведено 167 миллиардов долларов. Заявленная сумма чуть меньше объема валового внутреннего продукта за 2012 год и заметно превышает величину совокупного внешнего долга страны. Вот на внешние активы как потенциальный ресурс решения финансово-экономических проблем Украины нацелилось нынешнее временное правительство и его зарубежные «покровители» из Вашингтона.
Алгоритм возвращения активов. Попробуем проанализировать международный опыт в области возвращения на родину зарубежных активов, которые создавались незаконными или даже преступными методами. В основном речь идет о странах «третьего мира», где уровень коррупции и казнокрадства зашкаливает. В мировой практике были попытки возврата денег известных диктаторов Саддама Хусейна, Муамара Каддафи, Хосни Мубарака, Франсуа Дювалье, Роберта Мугабе и т.д. Формально операции по возвращению активов всегда инициировали пострадавшие страны, а Запад, как правило, поддерживал такие инициативы, оказывал посильное консультативно-информационное и юридическое содействие. Почти всегда кампании и операции подобного рода проходили под лозунгом: «Вернуть награбленные богатства народу».
Имеется определенный алгоритм действий в рамках подобного рода операций:
1. Принятие пострадавшей страной законов, необходимых для проведения операции (операций) по возвращению активов, а также заключение необходимых соглашений с другими странами.
2. Поиск и обнаружение зарубежных активов.
3. «Замораживание» активов.
4. Доказательство незаконного происхождения активов.
5. Представление пострадавшей страной программы использования возвращаемых активов.
6. Перевод активов (перечисление денег) в пострадавшую страну и реализация программы.
Так примерно выглядит последовательность действий в руководствах, разработанных Международным центром по возвращению активов (ICAR), Всемирным банком и другими организациями. На деле до последней фазы дело часто не доходит, либо операция по возвращению активов длится бесконечно долго. Отчасти это обусловлено тем, что действительно бывает сложно распутывать хитроумные схемы выведения активов из пострадавших стран и последующей легализации этих активов в других странах. Отчасти это связано с тем, что Запад, где находятся активы, заинтересован в максимально длительном «замораживании» активов, особенно если речь идет о банковских счетах. Об этой стороне вопроса почти ничего не говорится. А ведь «замороженные» средства, исчисляемые нередко миллиардами долларов, для банка, где находятся такие средства, является царским подарком. Любой банк только может мечтать о том, чтобы открываемыми счетами их клиенты не пользовались. В случае «заморозки» банки получают даже не срочные депозиты (деньги с таких счетов можно снимать лишь по истечении оговоренного срока), а бессрочные счета (деньги на счетах находятся бесконечно долго).
Но даже если специалисты представят необходимые доказательства преступного происхождения зарубежных активов, власти страны, где спрятаны такие активы, не бросятся немедленно «размораживать» активы и возвращать их «народу» обворованной страны. Логика рассуждений страны, «крышующей» незаконные активы, примерно такова: если мы вернем эти активы (деньги), они будут еще раз разворованы. Мы можем их передать пострадавшей стране лишь при наличии необходимого обоснования предполагаемых затрат и механизмов контроля целевого использования денег. Примерно такими формулировками пользуется дядя Сэм для того, что сохранять у себя наворованное.
Поможет ли Вашингтон вернуть зарубежные активы народу Украины? Для того, чтобы оценить вероятность возвращения на Украину хотя бы части тех 70 млрд. долларов, о которых недавно заявил Яценюк, полезно вспомнить истории с бывшим премьер-министром Украины Павлом Лазаренко. Он был арестован за границей, и уже много лет отбывает тюремный срок в США за «отмывание» денег. Федеральный суд США квалифицировал деньги, которые были обнаружены на счетах в банках различных стран, открытых прямо или опосредовано на Лазаренко как преступные, «грязные», т.к. получены в результате коррупции. Оценки сумм таких «грязных» денег, выведенных Лазаренко, достигают 1 млрд. долл., но не по всем счетам еще доказано, что это деньги имеют отношение к бывшему премьер-министру или что эти деньги имеют преступное происхождение. Бесспорными (доказанными) на сегодняшний день являются суммы, равные 250 млн. долл. С момента задержания П.Лазаренко в США прошло уже 15 лет, но до сих пор Украина не получила ни одного доллара из арестованных средств бывшего премьер-министра. Эксперты по-разному объясняют этот странный факт. Некоторые говорят, что деньги уже перечислены в федеральный бюджет США, другие полагают, что они остаются в банках, но для их возвращения на Украину (даже после установления их происхождения) Киев должен начать специальные процедуры затребования этих денег, никакого автоматизма здесь быть не может. Что, мол, во всем виноват сам Киев, который палец о палец не ударил для того, чтобы получить сворованные деньги.
Несколько более оптимистично выглядит опыт сотрудничества с Вашингтоном другой бывшей союзной республики – Казахстана. Ему удалось выцарапать из США 84 млн. долл. при экспертных оценках незаконных активов казахского происхождения в США, исчисляемых многими миллиардами долларов. Как говорится, «гора родила мышь».
Интересную информацию для размышления дает также опыт Ливии. После свержения ее лидера М.Каддафи началась широковещательная кампания по поиску в банках различных стран активов, принадлежащих лично Каддафи, а также его родственникам и ближайшему окружению. СМИ сообщают о различных «находках», которые в совокупности уже исчисляются даже не миллиардами, а десятками миллиардов долларов. Но в Ливию до сих пор не попал ни один цент. Ливийский прецедент интересен тем, что Вашингтон еще во время начала агрессии против Ливии, громогласно заявил, что «активы диктатора должны быть возвращены народу». Когда активы были обнаружены, было заявлено, что ливийский народ задолжал Вашингтону немалые суммы, которые он потратил на установление демократии в этой стране. Речь идет о расходах Вашингтона на проведение военных операций, в ходе которых погибли тысячи мирных граждан Ливии. Некоторые эксперты уверены, что деньги Каддафи и других ливийских граждан просто перечисляются с банковских счетов в федеральный бюджет США.
С учетом имеющегося мирового опыта возвращения незаконных зарубежных активов в страны происхождения этих активов можно предположить, что операция по выявлению зарубежных активов украинского происхождения вряд ли существенно поправит состояние государственного бюджета Украины. Можно предположить, что выявленные средства могут напрямую пойти на погашение долгов Украины перед западными кредиторами.
Как известно, ФБР – одна из многих спецслужб США. Сфера ее действия – преимущественно территория Соединенных Штатов. Нет сомнения, что ФБР обладает достаточно полной информацией о том, кто из украинских клептоманов имеет активы в Америке, в каких банках и в каких объемах. Поэтому долгой «раскачки» не будет. Можно ожидать, что Вашингтон быстро перейдет к третьему шагу описанного выше алгоритма («замораживание» активов).
И последнее. Недавний арест украинского олигарха Дмитрия Фирташа является «черной меткой» всей оффшорной аристократии Украины. Зарубежные счета Д.Фирташа арестованы на том основании, что лежащие на них деньги имеют преступное происхождение. И в дальнейшем они могут пойти на погашение долгов того же Фирташа перед западными банками. А если что-то еще останется, - на погашение государственных внешних долгов Украины перед МВФ и другими «приоритетными» кредиторами. «Народу Украины» вряд ли что-нибудь достанется. Некоторые эксперты справедливо замечают, что арест Д.Фирташа и его зарубежных активов для украинских олигархов и чиновников-коррупционеров стал событием, гораздо более значимым и волнительным, чем даже отделение Крыма от Украины.