В.Ю. Катасонов, д.э.н., проф.,председ. Русского экон. общества им. С.Ф. Шарапова
В прошлой статье «ВТО и конкурентная борьба: десять основных видов оружия» я кратко описал основные десять видов оружия конкурентной борьбы, которые применяются компаниями на мировых рынках. И это несмотря на то, что подавляющая часть мировой торговли регулируется правилами ВТО. Эти правила не мешают странам-членам ВТО применять самые изощренные средства захвата рынков других стран, входящих в ту же самую организацию. Россия членом ВТО не была, поэтому оружие захвата российского рынка иностранными компаниями применялось на все 100%. Впрочем, то обстоятельство, что Россия не была членом ВТО, давало ей преимущество в плане выбора любых средств обороны и нейтрализации ударов со стороны торговых оккупантов (ВТО – «всемирная торговая оккупация»). Рассмотрим масштабы, способы и результаты использования против Российской Федерации десяти основных видов оружия торговой войны в течение 20 лет ее существования.
Экспортные кредиты, гарантии экспортных кредитов и страхование рисков экспортных сделок по линии ЭКА активно использовалось всеми теми странами, которые стали захватывать российский рынок машин, оборудования и транспортных средств (продвижение этих видов товаров особенно нуждается в поддержке со стороны государственных агентств). За период 1995-2010 гг. импорт товаров, входящих в группу «Машины, оборудование, транспортные средства» в стоимостном выражении вырос с 15,7 млрд. долл. до 101,8 млрд. долл., т.е. в 6,5 раза. За это время доля данной группы товаров в общем объеме импорта РФ увеличилась с 33,6% до 44,5%.
Важная (хотя и не единственная) причина такого роста в том, что западные конкистадоры опирались и продолжают опираться на поддержку своих агентств экспортного кредитования и страхования. Это признал, в частности, председатель правления Росэксимбанка (российский аналог ЭКА) Н. Гаврилов: «…импорт в Россию осуществляется при значительной финансовой поддержке экспортных кредитных агентств торговых партнеров. Более того, Россия занимает первое место по накопленной сумме экспортных кредитов, предоставленных странами ОЭСР своим торговым партнерам» (Н. Гаврилов, И. Беляков. Государственная поддержка промышленного экспорта в России. Вопросы экономики, №3, 2007).
Сводной статистики масштабов государственной поддержки экспортеров, поставляющих машиностроительную продукцию на российский рынок, нет. Однако в годовых отчетах ЭКА отдельных стран немало места уделяется описанию тех проектов, контрактов, сделок, которые связаны с поставками машин и оборудования в Россию. Назовем наиболее известные и мощные зарубежные агентства.
В США это, прежде всего, Экспортно-импортный банк США (US Eximbank). В определенной степени функции ЭКА в США также выполняют Корпорация зарубежных частных инвестиций (Overseas Private Investment Corporation, OPIC) и Агентство по торговле и развитию (US Trade and Development Agency, ТОА). Годовые ассигнования на операции только Экспортно-импортного банка США из федерального бюджета составляют от 10 до 15 млрд. долл. На русскоязычном сайте Банка («Эксимбанк в России») откровенно сформулирована задача его деятельности в России: «По мнению банка, Россия является стратегическим рынком для компаний США, особенно для малых и средних компаний. Банк работает над расширением объемов своей финансовой деятельности с тем, чтобы воспользоваться нынешним экономическим подъемом и ростом в России».
В Западной Европе крупнейшими агентствами являются Euler Hermes (Германия), COFACE (Франция), SACE (Италия), ECGD (Великобритания). Они в большей степени занимаются не кредитной, а страховой и гарантийной поддержкой экспорта. На долю Euler Hermes приходится около 36% страхования экспортных контрактов во всем мире. Российские импортеры и банки, обслуживающие импортные операции, прекрасно знакомы с немецким агентством Euler Hermes. Практически не один контракт на поставку немецкого оборудования в Россию, не обходится без поддержки Euler Hermes.
В Японии (как и в США) имеется свой Экспортно-импортный банк, по линии которого в 1990-е годы выделялись кредиты до 10 млрд. долл. в год (в последние годы масштабы кредитной поддержки японского экспорта существенно сократились).
На фоне всех стран сегодня особенно выделяется Китай, который в последние годы активно наращивает государственную поддержку своего промышленного экспорта. Еще за семь лет до присоединения к ВТО Китай учредил свой Экспортно-импортный банк (в 1994 г.) для выдачи кредитов и гарантий по поставкам машиностроительной продукции на внешний рынок. Позднее было создана Корпорация по страхованию рисков экспортных сделок и кредитов – Sinosure. Вот только некоторые данные, характеризующие размах государственной поддержки экспорта в Китае. В конце 2008 г. в разгар финансово-экономического кризиса Госсовет КНР направил на программу экспортного финансирования 84 млрд. долл. Корпорация Sinosure в 2009 г. выделила на страхование экспортных кредитов более 90 млрд. долл. В начале текущего года китайские и мировые СМИ сообщили, что власти КНР готовятся запустить программу поддержки национальных компаний-экспортеров. Государственная инициатива предусматривает предоставление краткосрочных экспортных кредитов на 240 млрд. долл.
За период нахождения Китая в ВТО (с декабря 2001 г.) рост экспорта машиностроительной продукции из страны еще более ускорился. Если в 2001 г. он был равен 94,9 млрд. долл., то в 2010 г. достиг 933,4 млрд. долл. (почти десятикратный рост). При этом доля машиностроительной продукции в экспорте возросла с 35,7% до 59,2%. Вот одно из последних сообщений в наших СМИ, касающееся китайской экспансии на российский рынок: «Экспансия китайской продукции уже сегодня создала ощутимую угрозу для развития всего машиностроительного комплекса России, считают в ИПЕМ (ИПЕМ – Институт проблем естественных монополий – В.К.). Под угрозой — автомобилестроение, станкостроение, тяжелое машиностроение, приборостроение и электротехническая промышленность» («Китайский экспорт грозит похоронить российскую экономику» /KM.RU, 29.05.2012). Впрочем, для захвата российского рынка китайцы используют не только ЭКА, но и другие виды оружия.
Напомним, что «связанными» называются те кредиты (займы), которые предназначены для закупки хозяйствующими субъектами страны-кредитора товаров, услуг и работ в стране, предоставившей кредиты. Статистики объемов «связанных» иностранных кредитов в Российской Федерации не ведется. Имеются лишь некоторые экспертные оценки. Например, в одной диссертации дается оценка, согласно которой в 1990-е гг. более половины привлеченных правительством РФ внешних займов имели связанный характер (Сапронова Юлия Валерьевна. Связанные иностранные кредиты в экономике России : Дис. … канд. экон. наук : 08.00.10 : Москва, 2003).
Счетная палата РФ несколько раз проводила проверки использования связанных иностранных кредитов, которые получало российское правительство (или по которым оно выступало гарантом). Очевидно, что такие кредиты фактически ставили отечественных товаропроизводителей и подрядчиков в невыгодное положение. Но кроме этого закупки иностранных товаров, услуг и работ за счет таких кредитов осуществлялись по завышенным ценам, причем промышленная продукция была устаревшей и некачественной (см., например, постановления Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 8 сентября 2000 года № 30 (222) «О результатах тематической проверки эффективности использования связанных кредитов правительств иностранных государств , коммерческих банков и фирм , привлеченных под гарантии Правительства Российской Федерации, включая расчеты с федеральным бюджетом пользователя заемных средств»).
Почему-то в нашей экономической литературе внимание акцентируется лишь на «связанных» кредитах, получаемых государством. Но и частные иностранные кредиты, предоставляемые российским компаниям, также нередко оказываются «связанными». Так, по данным Банка России, в 2011 году в банковский сектор РФ поступило из-за границы кредитов на сумму 19,9 млрд. долл., а в частный сектор экономики (кроме банков) – 21,4 млрд. долл. К этой сумме в 41,3 млрд. долл. следует добавить еще, по крайней мере, 10-15 млрд. долл. иностранных кредитов проходит по статье «прямые иностранные инвестиции». Речь идет о кредитах, которые иностранные материнские компании, квалифицируемые как прямые инвесторы, предоставляют своим «дочкам» в России. Даже если предположить, что лишь половина частных иностранных кредитов, поступающих в Россию, носит «связанный» характер, то получается, что закупки за их счет иностранных товаров, услуг и работ составили в прошлом году не менее 25 млрд. долл.
В предыдущей статье я уже говорил, что быстрое развитие торговли производными инструментами, «привязанными» к определенным товарам, дает возможность биржевым спекулянтам эффективно управлять ценами на рынках этих товаров. Речь идет о биржевых товарах. Как раз тех товарах, которые занимают львиную долю российского экспорта. Совокупная доля только трех товаров – сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа за период 1992-2011 гг. в экспорте РФ возросла с 41,0% до 65,5%. В первом квартале 2012 г. этот показатель был еще выше – 67,5% (см. табл.).
1992 | 1997 | 2000 | 2007 | 2011 | 1 квартал 2012 г. | |
Сырая нефть | 17,6 | 17,0 | 24,1 | 34,3 | 34,8 | 34,6 |
Нефтепродукты | 7,0 | 8,4 | 10,4 | 14,7 | 18,3 | 19,0 |
Природный газ | 16,4 | 18,9 | 15,8 | 12,6 | 12,3 | 13,9 |
Прочие товары | 59,0 | 55,7 | 49,7 | 38,3 | 34,5 | 32,5 |
Источник: Росстат
Сегодня не надо быть экономистом, чтобы понимать, насколько жизнь всей страны и каждого отдельного человека в России зависит от конъюнктуры мирового рынка. Но при этом даже далеко не все экономисты понимают то, что колебания цен на этом рынке определяются не реальными спросом и предложением на рынках углеводородного сырья, а зависят от манипуляций крупнейших банков на рынках «бумажных» товаров (т.е. производных инструментов). То, что эти банки сегодня не опускают рынок «черного золота» до смертельно опасного для России уровня, объясняется некоторыми геополитическими и геоэкономическими обстоятельствами (в частности, понижение цен на нефть еще более усилит конкурентные позиции Китая). Но это не значит, что завтра банки этого не сделают.
Это мощное оружие против России. На протяжении двадцати лет российские компании заманивались на западные фондовые биржи. Российскому бизнесу внушалось, что это престижно, что благодаря присутствию на фондовых биржах можно значительно повысить капитализацию («рыночную стоимость») своих компаний, что это обеспечит поступление в компанию дешевых ресурсов от инвесторов и кредиторов. Но хозяева фондовых бирж (все те крупнейшие мировые банки) смотрят на российские компании как на объект поглощения. А для «эффективного поглощения» необходимо, чтобы объект имел минимальную цену. Таким образом, рыночные котировки компаний российского капитала неизбежно должны падать (у крупнейших банков есть достаточно средств для того, чтобы организовать такие падения). А после «поглощения» компании могут в лучшем случае лишь формально проходить по графе «российские компании».
Последний финансовый кризис показал, что котировки акций и долговых бумаг на западных фондовых рынках сильно «просели» (собственно, поэтому кризис и назван «финансовым»). Однако российский фондовый рынок имел несравненно более глубокое падение. Многие крупные (как говорят, — «системообразующие») российские компании оказались на грани дефолта. Лишь благодаря массированным «вливаниям» казенных денег из Стабилизационного фонда они избежали банкротства и их пакеты акций не перешли к западным кредиторам. Создание мировых финансовых кризисов – это также оружие конкурентной борьбы, действие которого основано на том, что фондовые биржи периферии мирового капитализма переживают гораздо более глубокие падения, чем фондовые биржи Лондона или Нью-Йорка. Таков в общих чертах механизм «естественного отбора» на мировом фондовом рынке.
О том, насколько «объективными» являются разнообразные кредитные и инвестиционные рейтинги российских компаний и всей российской экономике, имеется уже достаточно большое количество публикаций. Откровенно заниженные рейтинги удорожают иностранные кредиты, снижают котировки российских компаний на фондовых рынках, вызывают недоверие со стороны торговых партеров российского бизнеса. В результате, например, контракты на поставки импортных товаров в Россию могут предусматривать высокий уровень предоплаты (иногда 100%), повышенные расходы на страхование внешнеторговых контрактов, дорогостоящие (например, аккредитивные) способы расчетов и т.п. России постоянно выставляют «двойки» или «тройки с минусом». Понятно, что отечественный товаропроизводитель и экспортер при таких оценках оказывается не конкурентоспособным.
Мировые СМИ также как и рейтинговые агентства постоянно создают негативный образ России. Причем негативная информация может относиться не только непосредственно к сфере экономики, но и ко всем другим сторонам нашей жизни (коррупция, суды, преступность, экологическая ситуация, бытовые проблемы, социальная напряженность, политические скандалы и т.п.). В результате идут постоянные разговоры о «неблагоприятном инвестиционном климате» в нашей стране. Все это, в конечном счете, отражается на международной конкурентоспособности российских компаний, для которых условия контрактов становятся более жесткими, ставки по кредитам более высокими, страховки и банковские гарантии более дорогими.
Большинство иностранных компаний, завоевывающих российский рынок, представляют различные финансово-промышленные группы (ФПГ). «Пробивная сила» таких компаний оказывается намного выше, чем у компаний-«одиночек». На российский рынок пришли, например, такие гиганты американского бизнеса, как «Боинг» (авиатехника), «Форд», «Дженерал моторз» (автомобили), «Пепсико» (напитки), «Филип Морис» (пищевые продукты, сигареты), «Дюпон» (химические продукты), «Проктер энд Гэмбл» (химические продукты, шины и др.), «Эксон» (масла и нефтепродукты), «Ай-Би-Эм» (компьютеры) и т.д. За каждой из этих корпораций стоит мощный банк, который обеспечивает корпорацию дешевыми кредитами в рамках производственно-коммерческой деятельности, а при необходимости организовывает привлечение крупных синдицированных кредитов для поглощения компаний-конкурентов.
То же самое можно сказать о германских компаниях, пришедших на российский рынок. Кстати, Германия занимает второе место в российском товарном импорте (11,7% в 2010 г.), уступая лишь Китаю (17,0%). Почти за каждой из немецких компаний стоит один из трех банковский гигантов Германии — «Дойче Банк» (Deutsche Bank AG), «Дрезднер Банк» (Dresdner Bank AG) или «Коммерц Банк» (Сommerzbank AG). На указные банки в начале нынешнего столетия приходилось соответственно 1/3, 1/4 и 1/8 акционерного капитала страны (Ильин М.С., А.Г.Тихонов. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России / М.С.Ильин, — М.: Альпина Паблишер, 2002).
О том, что на экономическом пространстве Российской Федерации действуют международные картели, не раз заявляли руководители наших ведомств. Например, глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России призвал антимонопольные органы стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) вместе расследовать международные картели . С такой инициативой Игорь Артемьев выступил на II Международной конференции по конкуренции под эгидой БРИКС в Пекине (см.: «Глава ФАС России призвал антимонопольные органы стран БРИКС вместе расследовать международные картели» // Гарант. Информационно-правовой портал, 8 апреля 2012 г.).
Недавно начальнику управления по борьбе с картелями ФАС А.С. Киневу был задан вопрос: «Александр Юрьевич, встречались ли в вашей практике картельные сговоры, участниками которых выступали иностранные коммерческие организации?» Ответ был следующий: «Да, такие сговоры в нашей практике встречались… В расследовании таких соглашений есть определённые сложности, которые заключаются в том, что со многими зарубежными странами у нас отсутствуют соответствующие международные договоры – об обмене информацией, о доступе к той или иной информации, о проведении совместных проверок. Это уже сфера международных отношений, в которой не все так быстро решается, как хотелось бы». («О совершенствовании мер по противодействию картельным сговорам на рынке. Комментарии ФАС России» // Гарант. Информационно-правовой портал, 14 мая 2012 г.). Ответ весьма осторожный, но из него можно понять, что картели с участием иностранных компаний на российском рынке действуют, и что реальная борьба с ними не ведется.
Для того, чтобы оценить в полной мере силу этого вида оружия против России, необходимы серьезные международные сопоставления, которые бы показали уровень государственной поддержки отдельных отраслей экономики зарубежных стран и России (естественно, нас интересуют те отрасли, продукция которых поступает на наш внутренний рынок). Отчасти, мы уже говорили о государственной поддержке в форме экспортных кредитов, гарантий и страховок специализированных агентств. Это «верхняя часть айсберга». «Нижняя часть айсберга» — поддержка самого производства экспортного товара в виде прямых и косвенных государственных субсидий. Это могут быть налоговые льготы (включая ускоренную амортизацию основных фондов), пониженные цены и тарифы на энергию, воду и коммунальные услуги, бесплатное предоставление в пользование земельных участков под производство, государственные низкопроцентные кредиты на производственные цели и т.п. Насколько нам известно, Министерство экономического развития Российской Федерации таких оценок и сопоставлений при проведении переговоров о присоединении к ВТО не проводило. Недавно Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) подготовил доклад, в котором содержатся кое-какие расчеты подобного рода. В первую очередь речь идет о сопоставлении государственной поддержки отраслей экономики Китая и России. Из доклада следует, что предприятия в Китае получают множество льгот: освобождение от корпоративного подоходного налога, вычеты из налоговой базы до 200% расходов, используемых на НИОКР, льготы для экспортных производств, снижение подоходного налога, налоговые каникулы в первые годы деятельности. Если предприятие экспортирует более 70% своей продукции, то оно освобождается от налога на прибыль. Кроме того, китайское правительство дотирует свои экспортно-ориентированные предприятия за счет поставок электроэнергии и воды по заниженным ценам и пр. По данным ИПЕМ, общая сумма субсидий на поддержку китайской внешнеторговой экспансии достигает 7% китайского ВВП, в то время как в России — немногим более 0,7% (««Китайский экспорт грозит похоронить российскую экономику» /KM.RU, 29.05.2012). Часть субсидирования китайского экспорта обеспечивается за счет специализированных агентств поддержки экспорта (Экспортно-импортный банк, Корпорация по страхованию рисков экспортных сделок и кредитов – Sinosure), о чем мы выше уже говорили. Эта часть, согласно разным источникам, сегодня составляет примерно 3-3,5% ВВП Китая. Стало быть, не менее 3,5% представляет собой государственное субсидирование самого производства. Казалось бы, все это надо учитывать властям России, защищая внутренний рынок от фактического демпинга со стороны нашего восточного соседа. В этой связи директор ИПЕМ Юрий Саакян отмечает: «На сегодняшний день Россия — достаточно крупный торговый партер Китая и фактически единственная развития страна, не использующая антидемпинговых мер против товаров китайского происхождения, — сообщает Юрий Саакян. — Между тем только в течение 2005 г. 18 стран и регионов мира, включая ЕС, США, Индию и Японию, провели против Китая свыше 60 антидемпинговых расследований, под которые подпали порядка тысячи наименований китайской продукции. А США, будучи крупнейшими импортерами китайских товаров, находятся почти в постоянном состоянии торговой войны с Китаем». Итак, наши власти, имея реальные средства обороны против китайского торгово-экономического оружия, отказались от их применения, допуская противника на свою экономическую территорию.
10. Поддержка государством экспансии частных компаний на мировых рынках с помощью военной силы, дипломатических средств и с использованием возможностей спецслужб. Слава Богу, прямого применения военной силы для захвата российских рынков другие страны пока не предпринимали. Что же касается использования возможностей дипломатических и специальных служб других стран для содействия захвату российского рынка компаниями соответствующих стран, то такое содействие не вызывает ни у кого сомнения. «Содействие» осуществляется порой с нарушением норм международного права, российских законов, не говоря уже про этические нормы. Какая-то часть это «содействия» осуществляется легально сотрудниками посольств, курирующих вопросы торгово-экономических отношений с Россией. Однако большая часть такого «содействия» является негласным, базируется на подкупе российских чиновников, вербовке агентов, добывании секретной коммерческой информации с использованием специальных технических средств. Об использовании этого вида оружия нам могли бы поведать представители ФСБ и ФСВР.
Государственный департамент США прибегает и к такому средству, как введение санкций против российских компаний, «перебегающим дорогу» американским экспортерам. Например, летом 2006 года он ввел санкции против ряда наших компаний, поставлявших оружие на внешний рынок (эти компании были обвинены якобы в том, что в 1999 г. осуществляли секретные поставки в Иран материалов, необходимых для создания оружия массового поражения). В данном случае государственный департамент играл против российских поставщиков оружия и расчищал путь на рынки третьих стран американским военным экспортерам.
В заключение следует отметить, что использование компаниями других стран широкого арсенала оружия конкурентной борьбы против России не вызывает никакого удивления. Мировой рынок, прикрываясь красивыми «правилами ВТО», продолжает в XXI веке жить по «законам капиталистических джунглей». Удивляет другое: Россия крайне вяло и непоследовательно применяла средства обороны против всех этих наступательных видов оружия. Она не состояла в рядах клуба ВТО и поэтому была вполне суверенна в выборе средств защиты.
Сегодня наши власти убеждают нас, что присоединение к ВТО – это «совсем не страшно», поскольку за долгие годы переговоров импортные пошлины были понижены почти до того уровня, который соответствует правилам ВТО. Спрашивается: на каком основании они это сделали, фактически без боя сдав внутренний рынок? То, что власти Российской Федерации не использовали (или почти не использовали) достаточно широкий арсенал средств обороны (импортные пошлины, количественные и иные нетарифные ограничения, антидемпинговые расследования и штрафы и т.п.), наводит на очень серьезные размышления.