Пока роль информационных технологий в решении наиболее насущных проблем современности, таких как дефицит питьевой воды, продовольствия, истощение энергоресурсов, сырья, деградации природы незначительна. То, что действительно лежит в основе материальной жизни человечества, к сожалению, мало изменилось за последние полстолетия. Контуры практической термоядерной энергетики пока очень расплывчаты и теряются в отдаленном будущем. А вся современная энергетика, все виды транспорта по-прежнему завязаны на традиционные энергоносители (нефть, газ, уголь, уран, гидроресурсы и др.) и конструктивно мало изменившиеся за последние полвека двигатели и генераторы.
Самые яркие и замечательные инновации в области энергосбережения бледнеют перед непрекращающимся ростом потребления энергоресурсов. Вспомним, как после мирового нефтяного кризиса 1973 года и скачка цен на горючее быстро приобрели популярность небольшие и экономичные автомобили, а в мире и, особенно, в Западной Европе, стала правилом экономия в отоплении и освещении жилья. Но ведь это никак не остановило тенденцию общего роста потребления углеводородов, добыча которых ежегодно неуклонно растет и к 2030 году, по прогнозам аналитиков, увеличится еще на 50%.
Особо хочется подчеркнуть то, что любые технологии, включая самые совершенные, не могут решать глобальные проблемы. Беда в том, что наибольший ущерб биосфере наносят не бедное большинство, а богатое меньшинство населения планеты. Общеизвестно, что душевой ВВП имеет тенденцию роста в основном в индустриально развитых странах, практически не меняясь на протяжении десятилетий в слаборазвитых. Население беднейших стран не стало жить лучше за последние сто лет научно-технического прогресса. Эту проблему невозможно решить без коренных социально-экономических и политических преобразований, что намного сложнее и драматичнее, чем создание и использование новых технологий… Нужно возвысить голос хотя бы о частичном выравнивании доходов между государствами и социальными слоями населения этих государств.
Подлинным бичом для окружающей среды стала присущая человеку и раскручиваемая умелой рекламой психология потребительства. При этом потребительство – это не внешняя форма поведения, а мировоззрение, жизненная позиция. Утолить зуд потребительства невозможно. Каждая новая приобретенная вещь порождает желание обладать вещью еще более редкой и дорогой. Сейчас, как никогда, актуальны взгляды великих мыслителей об умеренности в потреблении. Еще античный философ Эпикур говорил, что большинство людей несчастливо потому, что их терзают непомерные и пустые желания. Истинным наслаждением он считал удовлетворение естественных и необходимых потребностей в пище, питье, отдыхе после работы, в общении с близкими и друзьями и т.д. Простые кушанья, говорил он, доставляют такое же удовольствие, как и дорогая пища, когда человек голоден, а самое изысканное питье – это обычная чистая вода, когда человек чувствует жажду.
Не случайно, во всех мировых религиях стремление к роскоши, как альтернатива духовности, недвусмысленно осуждается. Ведь существуют же и другие области человеческой деятельности, помимо “делания денег” и потребительства: искусство, наука, спорт, религия, туризм, человеческое общение, разнообразные хобби и многое другое. Необходима действенная пропаганда простого, здорового образа жизни, культа скромности, воздержанности в потреблении во всех слоях общества.
|
6 ИЮЛЬ-АВГУСТ 2010 ЕСТЬ ИДЕЯ! |
|
Четвертый ложный стереотип - это убеждение в том, что наилучшим регулятором и стимулятором эффективной экономики является рынок, рыночные отношения. Людям внушили, что рынок, как волшебная палочка решит все экономические проблемы, и все расставит, как должно. Но рынок, рыночные отношения это - не закон всемирного тяготения, когда килограмм в любой стране остается килограммом. Рынок - это не вселенский разум, а стихия, но стихия, управляемая волей и корыстными интересами конкретных людей. В чистом виде рынка не существует. Возможно лишь большее или меньшее к нему приближение.
Во всех развитых странах рынок регулируются, хотя и цивилизованными методами. Известно, что бензин в США почти втрое дешевле, чем в Западной Европе, а рис дешевле, чем в Японии примерно в семь раз. Если открыть японский рынок для риса из США, то собственные рисоводство потерпит крах, а страна лишится продовольственной независимости. Также и потоки нефти потекли бы в Европу, минуя США, чего не происходит. Саудовская Аравия экспортирует в год около 5 миллионов тонн пшеницы, выращенной на песке, но при этом соотношение себестоимость/цена практически не учитывается. Производство зерна развивается на перспективу грядущего обострения продовольственной проблемы в мире.
Каким образом, например, рынок регулирует качество арбузов у нас в Казахстане? И насколько это возможно? Цена на арбузы определяется спросом и размером арбузов (крупные арбузы, как правило, за килограмм дороже). Сахаристость, вкусовые качества, избыток нитратов при этом торговцев, полеводов, похоже, особо не интересуют. Примерно та же картина с яблоками, качество которых очень низкое, что странно для региона - мирового центра происхождения яблони. Рыночная экономика - это не самодостаточная, саморегулирующаяся система. Даже самые правильные антимонопольные законы не работают без жестких государственных мер по поддержанию цивилизованного рынка, учитывающего интересы потребителей . Но главное, что хотелось бы подчеркнуть в контексте рассматриваемой проблемы, это то, что некоторые сферы жизни государства по определению чужды рыночным отношениям, в их числе фундаментальная наука, образование, здравоохранение, оборона страны, судебная и правоохранительная системы и многое другое. С одной стороны рынок объединяет людей производственными отношениями, а с другой, разъединяет их индивидуальными материальными интересами. В сознание людей внедрен синдром повсеместной конкуренции между людьми, борьбы, в которой заслуженно побеждает сильнейший. Понятия взаимопомощи, сотрудничества, товарищества, гуманности - стали для многих анахронизмом и тормозом экономического прогресса. Но о какой пассионарности, о каких грандиозных свершениях и великих победах страны и нации, о каком патриотизме и исторической памяти можно говорить, если “каждый сам за себя”?!
В ряде случаев погоня за прибылью просто кощунственна. Так по данным ВОЗ, из созданных за последние 10 лет наиболее дорогих по разработке и производству 50 лекарственных препаратов, лишь три предназначены для лечения массовых заболеваний, вызывающих наибольшую смертность. Основная масса наиболее эффективных и дорогостоящих лекарств ориентирована на болезни богатых пожилых людей. Иначе говоря, - и это никем не оспаривается, - основная цель фармацевтической промышленности развитых стран – получение максимальной прибыли. Естественно, что, то же самое является императивом любой корпорации в условиях рыночной экономики. Такое целеполагание тесно связано с потребительской психологией, порождает коррупцию и способствует атомизации общества, разъединению людей. И потому, наиболее быстрым и впечатляющим результатом доминанты рыночных отношений после распада СССР явился не рост экономики, а негативные изменения в психологии людей, размывание их мировоззрения. В условиях перехода к рыночной экономике необходима государственная программа по воссозданию и внедрению в общество системы вечных нравственных, духовных ценностей, что невозможно без использования внерыночных механизмов.
профессор С.Т. Нуртазин,
Каз. нац. университет им. аль-Фараби |
|