Итак, зачем же нам оптимизировать сайт? Этот вопрос можно назвать уже практически риторическим, потому что ответ на него знают почти все web-мастера. Цель любого качественного сайта в 90% случаев сводится в первую очередь к привлечению на него посетителей. Привлекать их можно по-разному, но одним из основных источников посетителей были есть и еще долго останутся поисковые системы. Чем сайт выше в поисковой выдаче по популярным запросам, тем больше людей на него перейдет и, соответственно, тем более популярным он будет. Это понятно почти всем и не требует особых разъяснений. Основные вопросы начинаются, когда владелец сайта задумывается: «КАК сделать, чтобы мой сайт был высоко в поисковой выдаче?». В данном случае появляется нешуточная конкуренция, поскольку каждый web-мастер(владелец сайта) хочет чтобы его детище получило место под солнцем. Многие готовы даже вкладывать в это большие деньги. Из-за высокой конкуренции в сайте должны быть идеально выверены все детали, иначе при прочих равных условиях(например, финансовых вложениях, возрасте сайта, и.т.д.) конкурент получит небольшое, но преимущество, которое поможет ему обойти вас в поисковой выдаче. В этой серии статей мы остановимся на внутренних факторах оптимизации сайта (тех, которые под силу реализовать любому веб-мастеру без дополнительных затрат).
Ниже я составил список самых важных факторов внутренней оптимизации, которые можно настроить в Joomla(важность уменьшается с каждым следующим фактором):
1) Контент – фактор не относящийся к Joomla напрямую, но имеющий высший приоритет важности. Об этом уже много сказано, но я повторю: чем более интересной, качественной и полезной будет информация вашего сайта, тем больше он получит посетителей. Так или иначе. Seo-оптимизация контента также существует, но сейчас она не относится к теме нашей статьи, поскольку зависит в большей степени от искусства автора, пишущего статью, нежели от Joomla.
2) Заголовок страницы (Title) – Очень важная часть внутренней оптимизации. Именно заголовок показывается жирными буквами в результатах выдачи и именно на него в первую очередь обращают внимание пользователи. Joomla создает заголовок страницы согласно заголовку статьи, но есть и тонкости. О них расскажу чуть позже.
3) Описание (Description) – как и заголовок играет важную роль во внутренней оптимизации страницы. Также важно потому, что некоторые поисковые системы, например Google, показывают описание в результатах выдачи под заголовком. При наличии правильно составленного описания количество посетителей, которые перейдут на сайт с Google может возрасти.
4) Url-адрес ссылки страницы – также одна из важных вещей внутренней оптимизации. Если ссылка написана латинскими или русскими буквами, поисковые системы уделяют этому внимание, повышая сайт в результатах выдачи.
5) Внутренняя перелинковка сайта – страницы сайта должны быть связаны между собой ссылками, и чем шире будет эта связь, тем лучше это скажется на результатах выдачи.
6) Ключевые слова страницы (keywords) – сегодня считается, что эта часть описания страницы практически не влияет на результаты выдачи, но все же некоторая польза от них есть (примечание: речь идет о meta name = «keywords», не о ключевых словах в тексте).
Примерно так выглядит общий список факторов внутренней оптимизации сайта. Конечно, у каждого веб-мастера или seo-оптимизатора есть свои факторы, но те, которые я перечислил, являются общеизвестными и пренебрегать ими нельзя.
Теперь рассмотрим, что позволяют нам стандартные средства Joomla в плане внутренней оптимизации. Скажу сразу позволяют они многое, но далеко не все. Теперь по порядку.
Первое, что нужно понять: Joomla и расширения Joomla – совершенно разные вещи. Joomla не предназначена для seo-оптимизации сторонних расширений. Она может работать лишь с тем, что входит в стандартную версию. Поэтому, если мы говорим про оптимизацию, например, VirtueMart, Community Builder, и других расширений Joomla, то должны понимать, что придется использовать дополнительное расширение оптимизации, т.к. Joomla не позволяет делать это встроенными средствами. О дополнительных расширениях мы поговорим в следующих статьях серии, а сейчас я расскажу что же все-таки можно сделать встроенными средствами Joomla.
Seo-оптимизация Joomla. Встроенные инструменты.
Итак, мы решили оптимизировать наш Joomla-сайт. Первое, что мы должны сделать – переименовать файл «htaccess.txt», находящийся в корневой директории Joomla, в «.htaccess». Подробно описывать смысл этой процедуры не буду(долго и достаточно сложно), просто скажу, что так надо. Если все же кому-то интересно что такое этот htaccess и с чем его едят, то, как говориться, Welcome to Google, там есть исчерпывающая информация. Переименовать файл как обычную папку в Windows не получится. Поэтому для переименования рекомендую использовать либо расширенный редактор(например, Notepad++), либо какой-нибудь файловый менеджер (например, Total Commander). После того, как файл переименован, нужно зайти в настройки Joomla ( «Сайт» –> «Общие настройки»). Здесь, справа, мы можем видеть раздел «Установки Search Engine Optimization» который позволяет настроить seo-оптимизацию Joomla встроенными средствами.
Важно!!!
Если ваш сайт уже проиндексирован поисковыми системами, изменение этих настроек приведет к потере всех проиндексированных страниц и внешних ссылок сайта. Будьте предельно осторожны!!!
Что тут есть:
– Включить SEO – включает механизм seo-оптимизации Joomla, точнее дружественные SEF-ссылки(ссылки, которые могут включать слова, а не только код аля index.php?=….) – активируем;
– Использовать mod_rewrite – опять же, долго вдаваться в подробности, просто активируем;
– Добавить суффикс к URL – если активировано, в конце url-адреса страницы будет добавлено «.html». Поисковые системы любят такое окончание, так что рекомендуется включить.
Таким образом, мы включаем все три опции и жмем кнопку «Сохранить». Всё, seo-оптимизация Joomla активирована. Но радоваться пока рано. Впереди еще много работы.
После активации seo-оптимизации Joomla мы может заметить некоторые перемены во внешнем виде ссылок на страницы сайта, но не все нас устраивает. Особенно адреса страниц, включающие в себя даты. Это происходит потому, что не заданы так называемые «алиасы» (или «псевдонимы») страниц. Можно заметить, что у каждой страницы, категории, пункта меню Joomla в настройках есть опция «псевдоним»
Именно эта опция отвечает за внешний вид ссылки страницы, категории, пункта меню.
Если оставить это поле пустым, или заполнить не латинскими буквами, то в ссылке будет указанна дата создания данного элемента Joomla, так что по ходу разработки сайта, рекомендую постепенно заполнять псевдонимы. Если же поле заполнено латинскими буквами, то оно и станет текстом ссылки, например, если мы создали новый пункт меню и в поле «псевдоним» ввели «seojooomla», то адрес ссылки этого пункта меню будет «http://site.ru/seojoomla.html». Заполнив таким образом все псевдонимы, мы получим сайт с красивыми дружественными ссылками.
Также стоит отметить, что:
1) каждый псевдоним должен быть уникален, т.к. не может быть двух страниц с одинаковыми адресами;
2) желательно, чтобы псевдоним содержал в себе ключевые слова, характеризующие содержимое, статьи, категории, или пункта меню, для которых он создается. Это положительно скажется на результатах выдачи данной страницы поисковыми системами;
3) после индексации сайта крайне нежелательно изменять псевдоним, иначе страница, за которую он отвечает, временно вылетит из индекса поисковых систем.
Встроенные возможности Joomla по работе с описанием и ключевыми словами странницы весьма скудны и существуют только для материалов:
При создании материала можно задать для него описание и ключевые слова. Данные функции для пунктов меню, разделов и категорий, пока, к сожалению, отсутствуют. Но они есть в дополнительных seo-компонентах для Joomla.
И последнее, внутренняя перелинковка сайта. С этим у Joomla с одной стороны нет проблем, но с другой, все делается в полуавтоматическом режиме. Для внутренней перелинковки в Joomla есть специальный модуль, под названием «Похожие материалы».
Суть его буквально описана в самом модуле:
Этот модуль отображает другие материалы, которые похожи на текущий отображаемый материал. Они связаны по ключевым словам в мета-данных. По всем ключевым словам текущего материала выполняется поиск по ключевым словам других опубликованных материалов. Например, у вас есть один материал «Breeding Parrots» и другой «Hand Raising Black Cockatoos». Если вы вставите ключевое слово «parrot» в обоих материалах, то модуль похожих материалов будет показывать в списке «Breeding Parrots» когда выполняется показ «Hand Raising Black Cockatoos» и наоборот.
Как можно понять из описания, модуль выводит похожие материалы, производя тем самым внутреннюю перелинковку сайта, но:
1) все делается вручную, т.е. ключевые слова обязательны для каждого материала. Это, с одной стороны, хорошо, но с другой трудоемко;
2) модуль это не плагин, ему нужно выделять специальную позицию, и, если мы хотим вывести похожие статьи под текстом текущей, в том месте должна быть соответствующая позиция модуля.
Для вывода похожих материалов как, например, в конце этой статьи существуют более удобные, сторонние расширения Joomla,позволяющие полностью автоматизировать процесс. О них будет рассказано в следующих статьях.
Таким образом, мы видим, что в Joomla есть средства seo-оптимизации. Хотя они и не идеальны, пользоваться ими нужно, поскольку если делать сайт, то делать качественно.