Перевод всей документации выполнил Сергей Агарков. Если возникли какие-либо вопросы или предложения по качеству перевода, обращайтесь:
капитан Агарков
Домашний телефон +7-(421)-626-8486 ўс 13:00 до 0:30 по москве.
Предисловие переводчика ГЛАВА 1 - Введение Введение____________________________________________________ Справочное руководство по языку________________________ Организация главы______________________________________ Формат описания элементов языка________________________ Условные обозначения и символы_________________________ ГЛАВА 2 - Формат Исходного Текста Программы Формат оператора____________________________________________ Метки операторов и описаний____________________________ Завершение структуры___________________________________ Зарезервированные слова________________________________ Специальные символы____________________________________ Глобальные, Локальные, Статические и Динамические Дан- ные__________________________________________________ Формат программы____________________________________________ PROGRAM (объявляет программу)__________________________ MEMBER (идентифицирует принадлежность модуля-члена_____ MAP (объявляет прототипы процедур и/или функций)_______ MODULE (описывает файл модуля-члена)___________________ Прототипы процедур и функций___________________________ PROCEDURE (объявляет процедуру)________________________ FUNCTION (объявляет функцию)___________________________ CODE (начинает выполняемые операторы)__________________ ROUTINE (объявляет локальную подпрограмму)_____________ END (завершение структуры)_____________________________ Директивы компилятора_______________________________________ BEGIN (начинает структуру кода)________________________ COMPILE (определяет текст, подлежащий копиляции)_______ EJECT (начать новую страницу листинга)_________________ EMBED (вложенная секция исходного кода)________________ INCLUDE ([при]компилировать текст из другого файла)____ LIST (включает исходный текст в листинг компилятора)___ OMIT (указывает текст не подлежащий компиляции)________ SECTION (определяет секцию исходного кода)_____________ SUBTITLE (печатает ПОДзаголово модуля)_________________ TITLE (печатает заголовок модуля)______________________ ГЛАВА 3 - Описание переменных Операторы описания__________________________________________ BYTE (однобайтное целое без знака)_____________________ SHORT (двухбайтное целое со знаком)____________________ USHORT (двухбайтное целое без знака)___________________ LONG (четырехбайтное челое со знаком)__________________ ULONG (четырехбайтное целое без знака)_________________ SREAL (четырехбайтное вещественное со знаком)__________ REAL (восьмибайтное вещественное со знаком)____________ DECIMAL (упакованное десятичное фикс. длины со знаком)_ PDECIMAL (то же, что и DECIMAL)________________________ STRING (строка фиксированной длины)____________________ CSTRING (строка фикс. длины, завершающаяся нулем)______ PSTRING (строка со встроенным байтом длины)____________ DATE (четырехбайтная дата)_____________________________ TIME (четырехбайтное время)____________________________ GROUP (составная структура данных)_____________________ LIKE (определяемые пользователеме типы данных)_________ Неявные переменные__________________________________________ Шаблоны форматов____________________________________________ Отображение чисел и валюты_____________________________ Научная нотация (экспоненциальный формат)______________ Форматы даты___________________________________________ Форматы времени________________________________________ Форматы "по образцу"___________________________________ Key-in Template Pictures___________________________ Форматы строк__________________________________________ Атрибуты переменных_________________________________________ PRE (префикс метки)____________________________________ DIM (размерность массива)______________________________ Массивы как параметры процедур и функций_______________ EXTERNAL (переменная описана вне программы)____________ NAME (внешнее имя переменной)__________________________ OVER (разделяет место в памяти с другой переменной)____ Директивы компилятора_______________________________________ EQUATE (назначить метку)_______________________________ SIZE (размер памяти в байтах)__________________________ ГЛАВА 4 - Выражения Выражения___________________________________________________ Числовые константы_____________________________________ Числовые выражения_____________________________________ Арифметические операторы_______________________________ Строковые константы____________________________________ Оператор конкатенации__________________________________ Строковые выражения____________________________________ Логические операторы___________________________________ Логические ввыражения__________________________________ ГЛАВА 5 - Операторы присваивания Операторы присваивания______________________________________ Простые операторы присваивания_________________________ Операторы присваивания-операции________________________ CLEAR (очистить переменную)____________________________ Правила преобразования данных_______________________________ ГЛАВА 6 - Управляющие операторы Управление программой_______________________________________ Последовательность выполнения операторов_______________ Вызовы процедур________________________________________ Управляющие структуры_______________________________________ CASE (структура условного выполнения)__________________ EXECUTE (структура выбора оператора)___________________ IF (структура условного выполнения)____________________ LOOP (итерационная структура, цикл)____________________ Управляющие операторы_______________________________________ BREAK (немедленное завершение цикла)___________________ CHAIN (выполнить другую программу)_____________________ CYCLE (перейти в начало цикла)_________________________ DO (вызвать подпрограмму)______________________________ EXIT (выйти из подпрограммы)___________________________ GOTO (перейти к метке)_________________________________ HALT (выйти в DOS)_____________________________________ NOTIFY (обработка критических ошибок)__________________ RESTART (перезапуск программы)_________________________ RETURN (вернуться в точку вызова)______________________ RUN (выполнить команду ДОС)____________________________ RUNSMALL (выполнить команду ДОС)_______________________ SHUTDOWN (определить процедуру завершения)_____________ STOP (приостановить выполнение программы)______________ ГЛАВА 7 - Доступ к монитору и клавиатуре Видеопроцедуры______________________________________________ BLANK (очистить прямоугольник на экране)_______________ Коды цветовых стилей (видеоатрибуты)___________________ PAINT (закрасить прямоугольник на экране)______________ SCROLL (прокрутить прямоугольную область экрана)_______ SETBLINK (разрешить мигание)___________________________ SETCOLOR (установить видеоатрибуты)____________________ SETCURSOR (включить курсор)____________________________ SETGRAPHIC (установить графический режим)______________ SETMOUSE (позиционировать курсор мышки)________________ SETNOBLINK (запретить мигание)_________________________ SETTEXT (установить размер экрана в текстовом режиме)__ SHOW (показать на экране)______________________________ TYPE (вывести строку на экран)_________________________ Видеофункции________________________________________________ BACKCOLOR (возвращает цвет фона)_______________________ COLOR (возвращает код цветового стиля)_________________ FORECOLOR (возвращает цвет переднего плана)____________ GRAPHIC (возвращает текущий видеорежим)________________ LOOK (считать символ(Ы) с экрана)______________________ MAKECOLOR (формирует код цветового стиля)______________ MOUSECOL (X-координата мышки)__________________________ MOUSEROW (Y-координата мышки)__________________________ Процедуры клавиатуры ALIAS (установить альтернативный код клавиши)__________ ASK (получить один символ)_____________________________ PRESS (поместить символ в буфер клавиатуры)____________ SETKEYCODE (задать код клавиши)________________________ Функции клавиатуры__________________________________________ ENTRY (возвращает введенное с клавиатуры)______________ KEYBOARD (возвращает ожидающее нажатие на клавишу)_____ KEYCODE (код клавиши завершения поля)__________________ ГЛАВА 8 - Screen-структуры Экраны Кларион______________________________________________ Что такое SCREEN_______________________________________ Equate-метки полей_____________________________________ Equate-метки меню______________________________________ Screen-структуры____________________________________________ SCREEN (описывает screen-структуру)____________________ AT (задает коорлинаты экрана)__________________________ CENTER (размещение в центре физического экрана)________ CUA (использовать SAA/CUA-подобный интерфейс пользователя_________________________________________ EXPAND (задает размножаемую строку)____________________ GRAPHIC (задает графический режим)_____________________ SHADOW (автоматически ставить тень под окном)__________ ZOOM, FADE, WIPE, FALL (методы открытия экрана)________ Размещение полей на экране__________________________________ ROW (строка и столбец)_________________________________ COL (столбец в текущей строке)_________________________ Поля экрана_________________________________________________ BUTTON (поле-кнопка)___________________________________ CHECK (поле отметки (чекбокс)__________________________ ENTRY (поле для ввода)_________________________________ IMAGE (поле-рисунок)___________________________________ LIST (список (листбокс)________________________________ OPTION (меню опций)____________________________________ PAINT (закраска участка экрана)________________________ PAUSE (поле ожидания нажатия на клавишу)_______________ POINT (указатель структуры REPEAT)_____________________ PROMPT (строка подсказки для нижеследующего поля)______ RADIO (поле-радиокнопка)_______________________________ REPEAT (структура-повторение)__________________________ STRING (экранная переменная)___________________________ TEXT (область для ввода текста)________________________ Атрибуты полей______________________________________________ ALRT (установить клавишу завершения поля)______________ CAP (первые буквы слов делать заглавными)______________ COLOR (задать цвета вывода)____________________________ COLS (задает столбцы в листбоксе)______________________ ESC (куда перейти при нажатии ESC)_____________________ EVERY (расстояние между элементами REPEAT)_____________ FILL (переменная, получающая значение из листбокса)____ FROM (очередь для просмотра через LIST)________________ FIX (заголовки листбокса)______________________________ HIDE (скрыть содержимое поля)__________________________ HLP (идентификатор окна помощи для данного поля)_______ HSCROLL,VSCROLL,HVSCROLL (полосы прокрутки для LIST)___ IMM (немедленное исполнение)___________________________ INDEX (индексная переменная для REPEAT)________________ INS (ввод - в режиме вставки)__________________________ LFT (выравнивание влево)_______________________________ MAX (переменная счетчик строк в REPEAT)________________ MSG (вывод сообщения на экран)_________________________ NAME (имя графического файла для вывода)_______________ OVR (ввод - в режиме замены)___________________________ REQ (поле не может быть пустым или нулевым)____________ REUSE (использовать ранее установленную палитру)_______ SKIP (пропустить это поле)_____________________________ TRN (прозрачное изображение)___________________________ UPR (ввод преобразовывать в верхний регистр)___________ USE (связать переменную с полем)_______________________ Структуры "выпадающее меню" (Pull-Down)_____________________ PULLDOWN (описание выпадающего меню)___________________ SINGLE,DOUBLE,FULL,HALF (виды рамок для меню)__________ LOCAL (позиция, в которой открывается PullDown)________ Поля в PULLDOWN_____________________________________________ ITEM (элемент PULLDOWN)________________________________ MENU (подменю в PULLDOWN)______________________________ Атрибуты полей в PULLDOWN___________________________________ KEY (клавиша быстрого выбора)__________________________ RIGHT (позиция для MENU)_______________________________ TOGGLE (элемент-переключатель)_________________________ ГЛАВА 9 - Команды обработки экранов Процедуры работы с экраном__________________________________ ACCEPT (обработчик полей экрана)_______________________ ALERT (установка клавиши завершения поля)______________ BEEP (звуковой сигнал динамиком)_______________________ CLOSE (закрыть текущий экран)__________________________ DISABLE (затемнить поле и запретить ввод в него)_______ DISPLAY (вывести USE-переменные на экран)______________ ENABLE (разрешить использование затемненного ранее поля)________________________________________________ ERASE (очистить поле и его USE-переменную)_____________ GETSTYLES (считать цветовые стили из файла)____________ HELP (доступ к окну подсказки)_________________________ IDLE (периодически вызываемая процедура)_______________ LOADSYMBOLS (загрузка псевдографики)___________________ OPEN (открыть экран для обработки)_____________________ SELECT (выбрать поле для обработки)____________________ SETAREA (установить размер виртуального экрана)________ SETMSG (задать строку сообщений экрана)________________ SETSTYLES (установить коды цветовых стилей)____________ SHOWIMAGE (показать .PCX или .GIF)_____________________ UPDATE (обновить USE-переменные полей экрана)__________ USESYMBOLS (символы, используемые под псевдографику)___ Функции работы с экраном____________________________________ CHOICE (относительная позиция элемента)________________ COL (номер столбца)____________________________________ COLS (число столбцов)__________________________________ CONTENTS (содержимое USE-переменной)___________________ FIELD (последнее завершенное поле)_____________________ FIELDS (количество полей на экране)____________________ REFER (было обращение к полю или нет)__________________ ROW (номер строки)_____________________________________ ROWS (количество строк)________________________________ SELECTED (выбранно для обработки поле)_________________ STYLES (внутренний массив кодов цветовых стилей)_______ ГЛАВА 10 - Отчеты Структура отчетов___________________________________________ REPORT (описывает структуру отчета)____________________ APPEND (дописывать выводимое в конец файла)____________ DEVICE (устройство, на которое выводить отчет)_________ LENGTH (строк на странице)_____________________________ LINE (переменная - счетчик строк)______________________ PAGE (переменная - счетчик страниц)____________________ PRINTER (логическая поддержка принтера)________________ WIDTH (максимально возможная ширина страницы)__________ Элементы отчета_____________________________________________ HEADER (заголовок страницы)____________________________ DETAIL (тело отчета)___________________________________ FOOTER (подножие страницы)_____________________________ Атрибуты элементов отчета___________________________________ ALLOW (контроль висячей строки)________________________ ALONE (структуру DETAIL печатать без заголока/подножия) FIXED (структура постоянной длины)_____________________ SEPARATE (промежуток между структурами)________________ Размещение полей____________________________________________ ROW (строка)___________________________________________ COL (столбец)__________________________________________ SUPPRESS (если строка пустая, то не печатать ее)_______ Поля в отчете_______________________________________________ CONTROL (управляющие коды для принтера)________________ STRING (переменная отчета)_____________________________ TEXT (многострочное поле отчета)_______________________ Атрибуты полей______________________________________________ CLIP (отсечь хвостовые пробелы)________________________ LFT, RHT, CENT (методы выравнивания полей)_____________ UPR, LWR, CAP (методы капитализации слов)______________ USE (связать переменную с полем)_______________________ WRAP (разрешить перенос слов)__________________________ Команды отчета______________________________________________ OPEN (открыть отчет для обработки)_____________________ CLOSE (закрыть текущий отчет)__________________________ PRINT (напечатать элемент отчета)______________________ ROWS (количество строк)________________________________ Переполнение страницы__________________________________ Шаблоны управляющих кодов принтера_____________________ ГЛАВА 11 - Файлы данных Структура файла данных______________________________________ FILE (описание структуры файла данных)_________________ CREATE (разрешить создание файла)______________________ DRIVER (тип файола данных)_____________________________ ENCRYPT (шифровать файл данных)________________________ OWNER (пароль для шифрования)__________________________ RECLAIM (использовать место из-под удаленных записей)__ Операторы структуры файла___________________________________ INDEX (статический индекс файла)_______________________ KEY (динамический индес файла)_________________________ MEMO (текстовое поле)__________________________________ RECORD (структура записи)______________________________ Атрибуты для INDEX, KEY и MEMO______________________________ BINARY (MEMO содержит двоичные данные)_________________ DUP (разрешить повторяющиеся значения ключевых полей)__ NOCASE (индекс - не чувствителен к регистру)___________ OPT (отбрасывать пустые)_______________________________ Команды работы с файлами____________________________________ BUILD (построить ключи и/или индексы)__________________ CLOSE (закрыть файл)___________________________________ COPY (копировать файл)_________________________________ CREATE (создать пустой файл)___________________________ EMPTY (очистить файл данных)___________________________ FLUSH (сбросить буфера ДОС на диск)____________________ LOCK (монопольный доступ к файлу)______________________ OPEN (открыть файл)____________________________________ PACK (физически стереть удаленные записи)______________ REMOVE (стереть файл)__________________________________ RENAME (переименовать файл)____________________________ SHARE (открыть файл в совместном режиме)_______________ STREAM (разрешить буферизацию через ДОС)_______________ UNLOCK (разблокировать заблокированный файл)___________ Команды работы с записями___________________________________ ADD (добавить запись)__________________________________ APPEND (дописать запись в конец файла)_________________ DELETE (удалить запись)________________________________ GET (считать запись по прямому доступу)________________ HOLD (монопольный доступ к записи)_____________________ NEXT (прочитать следующую запись последовательности)___ PREVIOUS (--/-- предыдущую запись последовательности)__ PUT (записать запись обратно в файл)___________________ RELEASE (освободить захваченную запись)________________ RESET (сброс указателя текущей записи)_________________ SET (инициировать последовательность обработки файла)__ SKIP (пропустить записи в последовательности)__________ Функции работы с файлом_____________________________________ BOF (начало файла)_____________________________________ BYTES (размер файла в байтах)__________________________ DUPLICATE (проверить на дублирование ключевых полей)___ EOF (конец файла)______________________________________ POINTER (относительный номер записи)___________________ POSITION (номер записи в последовательности)___________ RECORDS (количество записей)___________________________ SEND (полсать сообщение файловому драйверу)____________ Обработка транзакций________________________________________ COMMIT (закончить успешно проведенную транзакцию)______ LOGOUT (начать транзакцию)_____________________________ ROLLBACK (завершить ошибочную транзакцию)______________ ГЛАВА 12 - Очереди Структура очереди___________________________________________ QUEUE (описывает QUEUE-структуру)______________________ Процедуры работы с очередями________________________________ ADD (добавить элемент)_________________________________ DELETE (удалить элемент)_______________________________ FREE (удалить очередь)_________________________________ GET (получить элемент)_________________________________ PUT (перезаписать элемент)_____________________________ SORT (отсортировать очередь)___________________________ Функции работы с очередями__________________________________ POINTER (указатель на последний элемент)_______________ RECORDS (количество элементов)_________________________ ГЛАВА 13 - Вспомогательные процедуры и функции Математические функции______________________________________ ABS (абсолютное значение)______________________________ INRANGE (принадлежность числа диапазону)_______________ INT (отсечь дробную часть)_____________________________ LOGE (натуральный логарифм)____________________________ LOG10 (десятичный логарифм)____________________________ RANDOM (случайное число)_______________________________ ROUND (округление числа)_______________________________ SORT (квадратный корень)_______________________________ Тригонометрические функции__________________________________ SIN (синус)____________________________________________ COS (косинус)__________________________________________ TAN (тангенс)__________________________________________ ASIN (арксинус)________________________________________ ACOS (арккосинус)______________________________________ ATAN (арктангенс)______________________________________ Строковые функции___________________________________________ ALL (строка из повторяющихся символов)_________________ CENTER (центрирование строки)__________________________ CHR (переводит ASCII-код символа в символ)_____________ CLIP (отсечь хвостовые пробелы)________________________ DEFORMAT (удалить форматирование из цифровой строки)___ FORMAT (форматировать число по шаблону)________________ INSTRING (позиция подстроки в строке)__________________ LEFT (выравнивание строки влево)_______________________ LEN (длина строки)_____________________________________ LOWER (нижний регистр)_________________________________ NUMERIC (в строке только цифры?)_______________________ RIGHT (выравнивание строки вправо)_____________________ SUB (возвращает подстроку строки)______________________ UPPER (верхний регистр)________________________________ VAL (код символа)______________________________________ Битовые функции_____________________________________________ BAND (логическое И)____________________________________ BOR (логическое ИЛИ)___________________________________ BXOR (логическое ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ)______________________ BSHIFT (побитовый сдвиг)_______________________________ Процедуры и функции даты и времени__________________________ Стандартная дата_______________________________________ Стандартное время______________________________________ TODAY (системная дата)_________________________________ SETTODAY (установить системную дату)___________________ CLOCK (системное время)________________________________ SETCLOCK (установить системное время)__________________ DATE (стандартная дата)________________________________ DAY (число)____________________________________________ MONTH (месяц)__________________________________________ YEAR (год)_____________________________________________ AGE (возраст)__________________________________________ Процедуры и функции ДОС_____________________________________ COMMAND (командная строка)_____________________________ MEMORY (доступная память)______________________________ PATH (текущий диск и каталог)__________________________ RUNCODE (код завершения ДОС)___________________________ SETCOMMAND (установить параметры командной строки)_____ SETPATH (изменить текущие диск и/или каталог)__________ Вспомогательные процедуры и функции_________________________ ADDRESS (адрес структуры в памяти)_____________________ ERROR (сообщение об ошибке)____________________________ ERRORCODE (номер кода ошибки)__________________________ ERRORFILE (имя файла, приведшего к ошибке)_____________ IN (читать данные из порта)____________________________ MAXIMUM (максимальное значение индекса массива)________ NAME (имя файла или устройства в ДОС)__________________ OMITTED (проверка на пропущенные параметры)____________ OUT (запись данных в порт)_____________________________ PEEK (читать память по адресу)_________________________ POKE (записать в память по адресу)_____________________ STATUS(состояние принтера/диска/файла/клавиатуры)______ ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение A Коды клавиш в Кларионе______________________________________ Формат кода клавиши в Кларионе_________________________ Таблицы кодов клавиш___________________________________ KEYCODES.EQU___________________________________________ Приложение B Коды ошибок_________________________________________________ ERRORS.EQU_____________________________________________ Приложение C Управление виртуальной памятью______________________________ CLAVM (конфигурация виртуальной памяти)________________ Index___________________________________________________________