ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Н. А. Умов по праву занимает одно из выдающихся мест в истории развития передовой отечественной науки, в рядах борцов за материалистическое направление в развитии физики.
Революционно-освободительная борьба русского народа против царского самодержавия оказала решающее воздействие на формирование материалистического мировоззрения Умова и в конечном итоге определила весь его жизненный путь и характер его мировоззрения.
Огромное идейное влияние на Умова оказали выдающиеся корифеи русской революционно-демократической идеологии - Герцен, Белинский, Чернышевский, Писарев. Много дало Умову его тесное общение и дружба с такими великими учеными-материалистами, как Столетов, Лебедев, Сеченов, Тимирязев, Мечников.
На протяжении всей своей научной деятельности Н. А. Умов выступал как материалист, непримиримый враг идеализма и поповщины.
Вместе со Столетовым, Лебедевым, Сеченовым, Тимирязевым, Мечниковым Умов вел острую и упорную борьбу против реакционеров, протаскивавших в науку поповщину, отстаивал и развивал научно-материалистическое направление в русской физике, основоположником которого был Ломоносов.
Умов выступал не только с резкой критикой официальной мистико-религиозной идеологии господствовавших классов царской России. Своими научными трудами он внес огромный вклад в развитие материалистической физики, отстаивал приоритет великих русских ученых в решении кардинальных вопросов естествознания.
Умов вместе с тем критически использовал достижения научной мысли зарубежных стран. Из учений крупнейших мыслителей Западной Европы Умов воспринимал прогрессивные стороны и отбрасывал реакционные.
Вместе с Сеченовым, Тимирязевым, Мечниковым Умов смело разоблачал реакционных биологов, извращающих и опошляющих учение Дарвина, решительно отстаивал материалистическое ядро дарвинизма. В противовес идеалистическим измышлениям антидарвинистов о божественном творении живого мира и его неизменности, Умов доказывал, что животный и растительный мир является плодом длительного развития самой природы.
В то время как махисты протаскивали в естествознание фидеизм, Умов смело выступал за материализм в физике. В противовес физикам-махистам, стремившимся сделать из новейших достижений естествознания реакционные выводы о "крахе" науки, Умов в своих трудах доказывал, что эти великие открытия являются огромным шагом вперед в развитии материалистической науки, крупным завоеванием научной мысли, увеличивавшей власть человека над силами природы.
Борьба Умова за материализм в новой физике сыграла огромную роль в развитии передовой русской науки. Однако Умов, как и Столетов, Тимирязев, Лебедев, не сумел до конца разоблачить махизм, показать, что он наносил огромный вред пролетарскому революционно-освободительному движению. Эту задачу впервые выполнили только классики марксизма-ленинизма.
Борьба Умова за передовое материалистическое направление в физике не утратила своего значения и в наше время. Как известно, американские физики-идеалисты, идя по стопам махистов, всячески стремятся "опровергнуть" диалектический материализм, "доказать" исчезновение материи, конечность вселенной и т. д. Физики-идеалисты преднамеренно фальсифицируют и искажают крупнейшие открытия науки, протаскивая бога в современное естествознание. Такие буржуазные физики, как Гейзенберг, Комптон, Дирак, Эйнштейн и другие, на все лады воспевают религию, мистику, идеализм и с циничной откровенностью выступают против объективности материального мира, против его познаваемости. Физики-идеалисты приходят к нелепым выводам о "свободе воли" у электрона, об "исчезновении материи", о нереальности существования элементарных физических частиц. Работы Умова наносят прямой удар по всем этим физическим идеалистам.
В своей борьбе против современных физических идеалистов советские ученые опираются на солидную материалистическую традицию в русской физике, одним из выдающихся представителей которой был Умов.
Научное наследство Н. А. Умова вошло в золотой фонд передовой советской науки и поставлено на службу строительства коммунизма.