ОТ АВТОРА
Русский народ выдвинул из своей среды целую плеяду гениальных ученых, подлинных новаторов в науке - Ломоносова, Лобачевского, Сеченова, Павлова, Менделеева, Столетова, Лебедева, Тимирязева, Мичурина и других. Видное место в этом ряду корифеев передовой отечественной науки занимает выдающийся русский физик, мыслитель-материалист - Николай Алексеевич Умов.
В упорной борьбе с реакционной, мистико-религиозной идеологией господствовавших классов царской России Умов отстоял и развил материалистическую традицию Ломоносова в физике. Своими исследованиями движения и распределения энергии в средах, явлений диффузии, теории квант, принципа относительности он внес большой вклад в развитие материалистического естествознания.
Советский народ бережно хранит в своей памяти образ Н. А. Умова - основоположника учения о движении энергии.
Научная деятельность и творчество Умова составили эпоху в истории естествознания. Между тем роль Умова в развитии материалистического направления в физике не получила до сих пор должного освещения в нашей литературе.
Настоящая книга написана на основе анализа опубликованных произведений Умова, а также целого ряда неизданных его работ, хранящихся в Архиве Академии Наук СССР, рукописном отделе Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина, музее-архиве К. А. Тимирязева в Москве, музее-архиве Д. И. Менделеева при Ленинградском Государственном университете имени А. А. Жданова и других архивах нашей страны. Среди них особую научную ценность представляют рукописи Умова: "Дальнейшее развитие принципа относительности", "Общая теория поля сил. Давление лучей, лучеиспускание", "Опыты с гамма-лучами", "Ток в разряженной газовой среде, круксовы трубки. Рентген", "Метод истолкования теории Планка", "Лекции об электромагнитном поле", "Пракситель и Ломоносов", "Вступительная речь в Московском университете (О законе сохранения и превращения энергии)", "Речь на открытии XII съезда русских естествоиспытателей и врачей в Москве", "Заключительная речь на заседании II менделеевского съезда", отзыв на докторскую диссертацию А, Р. Колли, письма к Д. И. Менделееву, А. Г. Столетову, П. Н. Лебедеву, И. М. Сеченову, И. И. Мечникову, К- А. Тимирязеву, Д. Н. Анучину и другим русским ученым.
Большой интерес представляют неизданные его рукописи на общественно-политические темы - "Три культуры", "В водовороте политики", "Накануне великого воспоминания (к пятидесятилетию реформы 1861 года)", "Политическая миссия XX века", "Война или мир", "К злобе дня", "Деревня под Москвой", "Misericordia - Драма в 5-ти актах", "Впечатления дня", "Мертвая зыбь".
В книге использованы и другие неизданные архивные документальные материалы, в том числе письма к Умову от русских ученых: А. Г. Столетова, П. Н. Лебедева, И. И. Мечникова, И. М. Сеченова, А. О. Ковалевского, а также письма зарубежных физиков: Кельвина (У. Томсона), М. Вина, М. Планка, Э. Видемана, В. Вебера, С. Пелла и других.
Рукопись книги была подвергнута обсуждению на объединенном заседании секторов истории русской философии и философии естествознания, на заседании ученого совета Института философии Академии Наук СССР. Автор выражает свою благодарность товарищам, принявшим участие в обсуждении рукописи, а также научным сотрудникам упомянутых архивов за их помощь в разыскании неизданных работ-автографов Н. А. Умова.
Дело в том, что в его постановке и выводах произведена подмена, аналогичная подмене в школьной шуточной задачке на сообразительность, в которой спрашивается:
- Cколько яблок на березе, если на одной ветке их 5, на другой ветке - 10 и так далее
При этом внимание учеников намеренно отвлекается от того основополагающего факта, что на березе яблоки не растут, в принципе.
В эксперименте Майкельсона ставится вопрос о движении эфира относительно покоящегося в лабораторной системе интерферометра. Однако, если мы ищем эфир, как базовую материю, из которой состоит всё вещество интерферометра, лаборатории, да и Земли в целом, то, естественно, эфир тоже будет неподвижен, так как земное вещество есть всего навсего определенным образом структурированный эфир, и никак не может двигаться относительно самого себя.
Удивительно, что этот цирковой трюк овладел на 120 лет умами физиков на полном серьезе, хотя его прототипы есть в сказках-небылицах всех народов всех времен, включая барона Мюнхаузена, вытащившего себя за волосы из болота, и призванных показать детям возможные жульничества и тем защитить их во взрослой жизни. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.