Возникновение теории передачи информации связывают обычно с появлением фундаментальной работы американского ученого К. Шеннона "Математическая теория связи" (1948). Однако в теорию информации органически вошли и результаты, полученные другими учеными, например Р. Хартли, впервые предложившим количественную меру информации (1928), акад. В.А. Котельниковым, сформулировавшим важнейшую теорему о возможности представления непрерывной функции совокупностью ее значений в отдельных точках отсчета (1933) и разработавшим оптимальные методы приема сигналов на фоне помех (1946), акад.А.Н. Колмогоровым, внесшим огромный вклад в статистическую теорию колебаний, являющуюся математической основой теории передачи информации (1941).
В последующие годы теория информации получила дальнейшее развитие в трудах советских ученых (А.Н. Колмогорова, А.Я. Хинчина, В.И. Сифорова, Р.Л. Добрушина, М.С. Пинскера, А.Н. Железнова, Л.М. Финка и др.), а также ряда зарубежных ученых (В. Макмиллана, А. Файнстейна, Д. Габора, Р.М. Фано, Ф.М. Вудворта, С. Гольдмана, Л. Бриллюэна и др.).
К теории передачи информации в ее узкой классической постановке относят результаты решения ряда фундаментальных теоретических вопросов, касающихся повышения эффективности функционирования систем связи. Это в первую очередь:
Прикладные результаты приводятся здесь только для пояснения основ теории. При более широкой трактовке теории информации результаты рассмотрения указанных вопросов составляют ее основу.
Если расширение связано с приложением теории в технике связи - рассмотрением проблемы разработки конкретных методов и средств кодирования сообщений, то совокупность излагаемых вопросов называют теорией информации и кодирования или прикладной теорией информации.
Другая точка зрения состоит в том, что глобальной проблемой теории передачи информации следует считать разработку принципов оптимизации системы связи в целом. В этом случае к ней относят все локальные проблемы систем связи, включая, например, проблему оптимального приема и др.
С широкой точкой зрения теория пердачи информации является только узкой специфичной областью теории информации, к которой относят все проблемы и задачи, в формулировку которых входит понятие информации. Ее предметом считают изучение процессов, связанных с получением, передачей, хранением, обработкой и использованием информации. В такой постановке она затрагивает проблемы многих наук (в частности, кибернетики, биологии, психологии, лингвистики, педагогики) на всех трех уровнях (синтактическом, семантическом и прагматическом).
Попытки широкого использования идей теории передачи информации в различных областях науки связаны с тем, что в основе своей эта теория математическая. Основные ее понятия (энтропия, количество информации, пропускная способность) определяются только через вероятности событий, которым может быть приписано самое различное физическое содержание. Подход к исследованиям в других областях науки с позиций использования основных идей теории передачи информации получил название теоретико-информационного подхода. Его применение в ряде случаев позволило получить новые теоретические результаты и ценные практические рекомендации. Однако не редко такой подход приводит к созданию моделей процессов, далеко не адекватных реальной действительности. Поэтому в любых исследованиях, выходящих за рамки чисто технических проблем передачи и хранения сообщений, теорией передачи информации следует пользоваться с большой осторожностью. Особенно это касается моделирования умственной деятельности человека, процессов восприятия и обработки им информации.
Содержание данного раздела ограничивается теорией информации в узкой трактовке, как теории передачи информации, вопросами теории и практики кодирования и некоторыми примерами применения теории передачи информации в областях, смежных с техникой связи.
Прикладная теория передачи информации является одним из фундаментальных курсов при подготовке инженеров - системотехников, специализирующихся в области автоматизированных систем управления. Функционирование таких систем существенным образом связано с получением, подготовкой, передачей, хранением и обработкой информации, поскольку без осуществления этих этапов невозможно принять правильное решение, а, следовательно, и осуществить требуемое управляющее воздействие, которое является конечной целью функционирования системы.