Задачи, решаемые частотно-регулируемым электроприводом условно можно разделить на классы, каждый из которых требует своих особенностей управления.
Наиболее распространённый класс устройств: Простые механизмы, не требующие высокой точности отработки скорости.
Как правило, это обычные привода выполняющие задачу поддержания одного из параметров работы технологической системы в заданных пределах при широком изменении других параметров.
Такие привода регулируются с помощью скалярного изменения частоты и амплитуды напряжения питания двигателя по закону U ≈ FN, где N ≤ 1 при „вентиляторной“ характеристике, а N > 1 при тяговой характеристике.
Особенностью такого регулирования при „вентиляторной“ характеристике является фактическое снижение момента, развиваемого двигателем при низких частотах вращения ротора (при U < Unom / 7), хотя для таких приводов это и не важно. Зато имеется возможность одновременного управления группой приводов.
Другой класс устройств: Механизмы, требовательные к развиваемому двигателем моменту, либо к точности отработки скорости, либо и то и другое одновременно.
Например, в лифтовых (грузоподъёмных) приводах, где двигатель включается на удерживаемый тормозом груз, берёт нагрузку, развивая номинальный момент, и уже после освобождения тормоза начинает движение. Или привода размольных мельниц на горно-обогатительных комбинатах, пылеугольных мельниц на электростанциях и котельных, которые работают в ужасных условиях резко-переменных механических нагрузок и требовательны к поддержанию скорости.
Управление такими приводами осуществляется с помощью регулирования амплитуды и фазы вектора магнитного поля двигателя — безсенсорное векторное регулирование.
Особенности такого регулирования:
Точная отработка скорости с компенсацией скольжения;
Сохранение величины момента при малых частотах вплоть до нулевой скорости;
Плавность работы двигателя и быстрая реакция на скачки нагрузки (при резких перепадах нагрузки практически не происходит изменения скорости вследствие высокой динамики регулирования);
Оптимизация КПД двигателя на низких частотах (за счет регулирования тока намагничивания осуществляется оптимизация режима работы двигателя и снижение потерь в меди).
Третий класс устройств узок, но ответственен: Механизмы особо требовательные к точности отработки скорости и позиционирования.
Например, привода конвейеров, робототехника и т.п.
Управление такими приводами осуществляется векторным регулированием с импульсным датчиком скорости или „прямым управлением потоком“.
Серводвигатель с таким управлением может заменить всю систему дорогостоящих датчиков положения и скорости, капризных конечных выключателей и прочего сложного оборудования, обеспечивая высокую точность по скорости, ускорению и позиционированию.
Микропроцессорная система управления позволяет оптимизировать работу автоматизированного электропривода по более чем 500 параметров.
Например, многие механизмы, особенно с массивным ротором, в диапазоне регулирования могут иметь зоны резонансных частот, при работе в которых происходят явления, вызывающие шумы и вибрации в электроприводе. Путём настройки программных уставок можно запретить регулирование на этих частотах.
Кроме того, преобразователь может обеспечить приводу S-образную разгонную характеристику — разгон без рывков, что особо ценно для конвейеров опасных производств и приятно для скоростных лифтов.
Ещё более ценным свойством преобразователей частоты является удобство встраивания в системы АСУТП, поскольку их микропроцессорные системы управления имеют стандартные коммуникационные порты.
Андрей Ланцов http://e-audit.ru/chrp/