к оглавлению

Усилители на ОУ с однополярным питанием

На практике широкое распространение получили устройства, в которых ОУ используются с однополярным питанием. В основном это устройства портативного типа с батарейным питанием (плееры, фотоаппараты, малогабаритные измерительные приборы и т.п.), для которых использование двух источников вместо одного является достаточно серьезной проблемой. В таких устройствах ОУ чаще всего включается по схеме рис. 10.48, в которой режим по постоянному току задается с помощью делителя на резисторах Rl, R2, коэффициент деления которого R1/(R1+R2) обычно выбирается равным 0,5, чтобы рабочая точка находилась в середине амплитудной характеристики усилителя. Источник входного сигнала Ui подключается ко входу усилителя через разделительный конденсатор С. Для развязки цепей усилителя по переменному току от источника питания и в общем случае от других устройств, подключенных к этому источнику, используется блокировочный конденсатор СЬ (в данном случае его наличие не обязательно, поскольку источник питания является идеальным генератором напряжения и паразитная связь через его внутреннее сопротивление отсутствует).

Electronics Workbench V 5.12

По постоянному току усилитель охвачен 100-процентной отрицательной обратной связью (элементы обратной связи — конденсатор Cos и резисторы Ro, Ros), т.е. на нулевой частоте его коэффициент усиления близок к 1. В полосе рабочих частот, на которых сопротивлением конденсатора Cos можно пренебречь, коэффициент усиления становится равным 1+Ros/Ro.

Ранее мы уже неоднократно использовали измеритель АЧХ-ФЧХ для измерения ампдитудно-частотных и фазо-частотных характеристик в логарифмическом масштабе (ЛАЧХ и ЛФЧХ). Кроме оперативного визуального анализа, такие характеристики удобны тем, что при этом упрощается анализ многокаскадного усилителя может быть представлен как сумма его сомножителей. Для иллюстрации проведем анализ схемы на рис. 10.48, коэффициент передачи которого в операторной форме может быть записан в виде:

Electronics Workbench V 5.12 (10.10)

где К,(р) — коэффициент передачи входной цепи, образованной разделительным конденсатором С и резисторами Rl, R2; К;(р) — коэффициент передачи собственно усилителя с учетом частотно зависимой отрицательной обратной связи; р — оператор Лапласа.

Коэффициент передачи входной цепи определяется делителем, образованным конденсатором С и параллельно соединенными (по переменному току) резисторами Rl, R2 (входным сопротивлением ОУ пренебрегаем ввиду его большого значения по сравнению с Rl и R2), и равен:

Electronics Workbench V 5.12 (10.11)

Electronics Workbench V 5.12

При выполняющихся на практике условиях Кo>>1 и KoRo>>Ros (К. — коэффициент ОУ без обратной связи) коэффициент передачи

Electronics Workbench V 5.12 (10.12)

Electronics Workbench V 5.12

Логарифмируя обе части выражения (10.10), получим

Electronics Workbench V 5.12 (10.13)

Как следует из (10.13), дальнейший анализ можно вести раздельно для каждой составляющей этого выражения. В частности, построение ЛАЧХ сводится к построению зависимости модуля каждого слагаемого от частоты, а затем к суммированию их ординат. Для упрощения операции суммирования ЛАЧХ каждого звена представляют в виде отрезков сопрягающихся друг с другом прямых. При этом вместо оператора р подставляют jw.

Для уяснения методики построения ЛАЧХ рассмотрим первую составляющую. Прежде всего для этого необходимо ввести замену Electronics Workbench V 5.12

В таком случае выражение (10.11) преобразуется к виду

Electronics Workbench V 5.12

Модуль и аргумент этого выражения соответственно равны:

Electronics Workbench V 5.12 (10.14).

При упрощенном построении ЛАЧХ используются следующие допущения: если

Electronics Workbench V 5.12

и этим членом можно пренебречь. Если Electronics Workbench V 5.12 , то пренебрегаем единицей, так как она значительно меньше члена Electronics Workbench V 5.12 . Соответственно в диапазоне частот, где Electronics Workbench V 5.12 коэффициент усиления (в дБ)

Electronics Workbench V 5.12

Electronics Workbench V 5.12

Таким образом, упрощенная ЛАЧХ может быть представлена в виде двух прямолинейных отрезков (асимптот), которые пересекаются при так называемой сопрягающей частоте, равной 1/Т. Наклон асимптоты (в дБ) можно находить, увеличивая частоту в два (на октаву) или в десять (на декаду) раз, т.е.

Electronics Workbench V 5.12

Electronics Workbench V 5.12

Таким образом, наклон 6 дБ на октаву эквивалентен наклону 20 дБ на декаду.

Как показано в [48], наибольшая ошибка в 3 дБ при замене реальной ЛАЧХ на упрощенную имеет место при сопрягающей частоте. Вне интервала, равного двум-трем октавам вправо и влево, точные и приближенные ЛАЧХ совпадают. При этом ЛФЧХ является кососимметричной относительно точки сопряжения, в которой фазовый угол равен 45° (см. выражения (10.14) после подстановки значения сопрягающей частоты). ФЧХ строится в тех же координатах, что и ЛАЧХ, только по оси ординат откладывают фазовый сдвиг в градусах. В пределах одной декады в ту и другую сторону от частоты сопряжения фазовый сдвиг достигает соответственно 0 и 90' с погрешностью для рассматриваемого случая 5,7' и при дальнейшем изменении частоты остается практически неизменным.

Таким образом, если известно аналитическое выражение передаточной функции и его можно разложить на простые сомножители, то построение ЛАЧХ и ФЧХ не вызывает затруднений. Однако для устройств второго порядка возникают существенные затруднения.

Рассмотрим вторую составляющую выражения (10.13). Для этого в первую очередь произведем в (10.12) замену p=jw, после чего получим

Electronics Workbench V 5.12

Избавимся от мнимого члена в знаменателе, умножив числитель и знаменатель на Electronics Workbench V 5.12

. После несложных преобразований получим

Electronics Workbench V 5.12

откуда получаем выражения для АЧХ и ФЧХ в следующем виде:

Electronics Workbench V 5.12 (10.15)

Далее поступаем аналогично вышеописанному. На низких частотах, когда

Electronics Workbench V 5.12

В области средних и высоких частот Electronics Workbench V 5.12 , в таком случае

Electronics Workbench V 5.12

Electronics Workbench V 5.12

Для суммарной ЛАЧХ необходимо определить еще значение модуля Electronics Workbench V 5.12 в точке сопрягающей частоты, равной, как говорилось выше, 1/Т. После построения расчетной ЛАЧХ ее можно сравнить с результатами моделирования, для чего схема на рис. 10.48 дополняется функциональным генератором и измерителем АЧХ-ФЧХ (рис. 10.49, а). Результаты моделирования приведены на рис. 10.49, б.

Electronics Workbench V 5.12

Заметим, что, кроме АЧХ и ФЧХ, на практике (чаще всего при анализе автоматических систем управления) используется амплитудно-фазовая характеристика в полярных координатах, которая строится следующим образом. При заданной частоте (начинают с самой низкой частоты, например нулевой) по ФЧХ определяют фазовый угол и откладывают его в виде угла от горизонтальной оси или по часовой, если он положительный, или против часовой стрелки, если он отрицательный. На полученном таким образом луче откладывают значение модуля коэффициента передачи для той же частоты, взятой из АЧХ. Затем переходят к построению следующей точки искомой характеристики.

Контрольные вопросы и задания

1. В каких случаях используется однополярное питание ОУ и как задается при этом режим на постоянном токе?

2. Чему равно максимальное выходное напряжение в усилителе на ОУ с однополярным питанием?

3. Какие преимущества дает использование логарифмических АЧХ при анализе усилительных устройств?

4. Используя данные схемы на рис. 10.49, а и формулы (10.14), (10.15), определите, на какой характерной частоте АЧХ на рис. 10.49, б установлена визирная линейка.

к оглавлению


Знаете ли Вы, почему "черные дыры" - фикция?
Согласно релятивистской мифологии, "чёрная дыра - это область в пространстве-времени, гравитационное притяжение которой настолько велико, что покинуть её не могут даже объекты, движущиеся со скоростью света (в том числе и кванты самого света). Граница этой области называется горизонтом событий, а её характерный размер - гравитационным радиусом. В простейшем случае сферически симметричной чёрной дыры он равен радиусу Шварцшильда".
На самом деле миф о черных дырах есть порождение мифа о фотоне - пушечном ядре. Этот миф родился еще в античные времена. Математическое развитие он получил в трудах Исаака Ньютона в виде корпускулярной теории света. Корпускуле света приписывалась масса. Из этого следовало, что при высоких ускорениях свободного падения возможен поворот траектории луча света вспять, по параболе, как это происходит с пушечным ядром в гравитационном поле Земли.
Отсюда родились сказки о "радиусе Шварцшильда", "черных дырах Хокинга" и прочих безудержных фантазиях пропагандистов релятивизма.
Впрочем, эти сказки несколько древнее. В 1795 году математик Пьер Симон Лаплас писал:
"Если бы диаметр светящейся звезды с той же плотностью, что и Земля, в 250 раз превосходил бы диаметр Солнца, то вследствие притяжения звезды ни один из испущенных ею лучей не смог бы дойти до нас; следовательно, не исключено, что самые большие из светящихся тел по этой причине являются невидимыми." [цитата по Брагинский В.Б., Полнарёв А. Г. Удивительная гравитация. - М., Наука, 1985]
Однако, как выяснилось в 20-м веке, фотон не обладает массой и не может взаимодействовать с гравитационным полем как весомое вещество. Фотон - это квантованная электромагнитная волна, то есть даже не объект, а процесс. А процессы не могут иметь веса, так как они не являются вещественными объектами. Это всего-лишь движение некоторой среды. (сравните с аналогами: движение воды, движение воздуха, колебания почвы). Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.

НОВОСТИ ФОРУМА

Форум Рыцари теории эфира


Рыцари теории эфира
 10.11.2021 - 12:37: ПЕРСОНАЛИИ - Personalias -> WHO IS WHO - КТО ЕСТЬ КТО - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:36: СОВЕСТЬ - Conscience -> РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. КОМУ ЭТО НАДО? - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:36: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от д.м.н. Александра Алексеевича Редько - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:35: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> Биологическая безопасность населения - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:34: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА - War, Politics and Science -> Проблема государственного терроризма - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:34: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА - War, Politics and Science -> ПРАВОСУДИЯ.НЕТ - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:34: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Вадима Глогера, США - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:18: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - New Technologies -> Волновая генетика Петра Гаряева, 5G-контроль и управление - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:18: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:16: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:15: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Екатерины Коваленко - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:13: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Вильгельма Варкентина - Карим_Хайдаров.
Bourabai Research - Технологии XXI века Bourabai Research Institution