к оглавлению

Упражнения. Синтез и исследование логических схем

Задачи для самостоятельного исследования Задача].

Разработать логические схемы для реализации частично определенных логических функции F 4-х аргументов, заданных таблицами. Каждая комбинация значений аргументов двоичных переменных ABCD отображается числом N, равным: 23D + 22C + 2'В + 2°А. Значения функций при неуказанных комбинациях значений аргументов необходимо доопределить для получения схемы с минимальным числом элементов. Минимизацию логической функции проводить с помощью карт Карно или при помощи логического преобразователя.

Разработку провести на базе следующих типов элементов и схем:

• Элементы 2И, 2ИЛИ, НЕ;

• Элементы 2И-НЕ;

• Элементы 2ИЛИ-НЕ;

• Логические схемы серии 74, содержащие указанные элементы.

Пример: таблица 12.15 соответствует таблице 12.14. Таблица 12.14

N

4

6

7

8

9

11

12

13

14

15

Р

0

1

1

0

1

1

0

0

0

1


Таблица 12.15

N

D

C

B

А

F

4

0

1

0

0

0

6

0

1

1

0

1

7

0

1

1

1

1

8

1

0

0

0

0

9

1

0

0

1

1

11

1

0

1

1

1

12

1

1

0

0

0

13

1

1

0

1

0

14

1

1

1

0

0

15

1

1

1

1

1


Из карты Карно, составленной при помощи таблицы 12.15, следует, что минимальный вариант решения задачи имеет вид:

Electronics Workbench V 5.12

Варианты таблиц к задаче 1:

1

N

1

2

3

4

6

7

8

9

11

12

F

0

0

1

0

1

1

0

1

1

0


2

N

0

2

3

5

6

7

8

9

13

15

F

0

1

0

0

1

1

0

0

1

0


3

N

1

2

3

4

6

7

9

12

13

14

F

0

1

1

0

1

0

0

1

0

1


4

N

0

2

3

5

6

7

8

10

12

13

F

0

1

1

0

0

1

1

1

0

0


5

N

0

1

3

4

6

9

10

11

14

15

F

0

1

0

0

0

1

0

1

1

1


6

N

0

1

2

5

7

10

11

13

14

15

F

0

0

0

1

0

1

0

1

1

1


7

N

1

3

4

5

6

10

11

12

14

15

F

0

0

1

0

0

1

1

1

1

0


8

N

0

2

4

5

6

8

10

11

14

15

F

1

0

0

0

0

1

1

1

0

1


9

N

0

1

3

4

5

6

9

10

11

14

F

0

1

0

1

1

0

1

0

1

0


10

N

0

1

2

4

5

7

10

11

13

15

F

1

0

0

1

1

0

0

0

1

1


11

N

0

1

3

4

6

6

11

12

14

15

F

1

1

0

1

0

0

0

1

1

0


12

N

0

1

2

4

5

7

8

10

14

15

F

1

1

0

0

1

0

1

1

0

0


13

N

1

2

3

4

6

8

9

11

12

13

F

0

0

1

0

0

0

1

1

1

1


14

N

0

2

3

5

7

8

9

12

13

15

F

0

0

0

0

1

1

0

1

1

1


15

N

1

0

4

6

7

8

9

12

13

14

F

0

0

0

1

0

1

1

1

0

1


16

N

0

2

5

6

7

8

9

10

12

13

F

0

1

0

0

0

1

1

1

0

1


17

N

0

2

3

5

6

7

8

9

10

13

F

о

1

о

0

1

1

1

0

1

0


18

N

1

2

3

4

6

7

8

9

12

14

F

0

0

1

0

1

1

0

0

1

1


19

N

0

2

3

5

6

7

8

12

13

15

F

0

1

1

0

0

1

0

0

1

1


20

N

1

2

3

4

6

7

9

11

12

13

F

0

1

1

0

1

0

1

1

0

0


21

N

0

1

2

5

7

8

10

11

14

15

F

1

0

0

0

0

1

1

0

1

1


22

N

0

1

3

4

6

10

11

12

14

15

F

0

0

0

1

0

0

1

1

1

1


23

N

0

2

4

5

7

10

11

13

14

15

F

0

0

0

1

0

1

1

1

0

1


24

N

1

3

4

5

6

9

10

11

14

15

F

1

0

0

0

0

1

1

1

1

0


25

N

0

1

2

4

5

7

8

10

11

15

F

1

0

0

1

1

0

1

1

0

0


26

N

0

1

3

4

5

6

10

11

12

14

F

0

1

0

1

1

0

0

0

1

1


27

N

0

1

2

4

5

7

10

13

14

15

F

1

1

0

0

1

0

0

1

0

1


28

N

0

1

3

4

5

6

9

11

14

15

F

1

1

0

1

0

0

1

1

0

0


29

N

0

2

3

5

6

7

8

9

10

13

F

0

1

0

0

1

1

1

0

1

0


30

N

1

2

3

4

6

7

8

9

12

14

F

0

0

1

0

1

1

0

0

1

1


31

N

0

2

3

5

6

7

8

12

13

15

F

0

1

1

0

0

1

0

0

1

1


32

N

1

2

3

4

6

7

9

11

12

13

F

0

1

1

0

1

0

1

1

0

0


Задача 2.

Разработайте схему пороговой логики, которая вырабатывает сигнал 1, если, по крайней мере, на К входах из N (K<N) появляется сигнал 1 (частным случаем пороговой логики является мажоритарная логическая схема). Решите задачу для случаев:

1

2

3

4

N

4

4

4

4

К

1

2

3

4


В какую схему превращается пороговое устройство, если К=1? K=N? Выполните схему, используя генератор слов, логический пробник, базовые логические элементы 2И-НЕ, 2ИЛИ-НЕ, микросхемы серии 74, содержащие указанные элементы. Задача 3.

У вас имеется логическая схема И с числом входов К. Вы должны убедиться в ее исправности. Простой, но не самый быстрый способ - подать на входы поочередно 2к несовпадающих слов длиной К бит от генератора слов и убедиться, что сигнал на выходе соответствует таблице истинности схемы И. Предложите более компактный тестовый набор, который достоверно выявляет неисправность любого входа или выхода. Подсказка: длина минимальной тестовой последовательности - К+1 входных наборов. Задача 4.

Годится ли тестовая последовательность предыдущей задачи для проверки схемы И-НЕ, с числом входов К = 2, 3, 4, 8? Задача 5.

Запрограммируйте генератор слов на такую последовательность выходных слов, которая была бы пригодна для испытания схем И, И-НЕ, с К=2, 3, 4, 8 входами. Задача 6.

Разработайте последовательность тестовых слов для контроля схем ИЛИ с К входами. (К=2, 3, 4, 8). Число слов должно быть минимальным для достоверного обнаружения любого неисправного входа. В чем отличие тестовой последовательности от решения задачи З? Задача 7.

Годится ли тестовая последовательность предыдущей задачи для проверки схемы ИЛИ-НЕ с числом входов К = 2, 3, 4, 8? Задача 8.

Найдите аналитическое выражение функции, которая реализуется схемой, приведенной на рисунке. Соберите схему, подключите входы D, С, В, А к источнику логических сигналов, а выход — к логическому пробнику. Включите схему и проверьте правильность аналитического выражения.

Electronics Workbench V 5.12

Задача 9.

Вызовите генератор слов и логический анализатор. Запрограммируйте генератор на формирование последовательности четырехразрядных слов, соответствующих числам натурального ряда от 0 до 15. Подключите его выходы к соответствующим входам схемы, приведенной на рисунке (А - младший разряд числа, D - старший). Исследуйте работу схемы в режимах "STEP" и "CYCLE".

Electronics Workbench V 5.12

Нарисуйте временные диаграммы сигналов на выходах всех логических элементов схемы для всех возможных комбинаций входных сигналов. Проверьте правильность выполнения задания с помощью логического анализатора. Задача 10.

Проведите анализ работы схемы, изображенной на рисунке, для чего составьте таблицы реализуемых функций, если сигнал в точке 1 воспринимается элементом ИЛИ а) как логическая 1, б) как логический 0. Выберите необходимые инструменты для проведения экспериментальной проверки схемы и определите, как воспринимается сигнал на неподключенном входе при работе базовых элементов.

Electronics Workbench V 5.12

Задача 11.

Определите, как изменится работа схемы, приведенной в задаче 8, если произошел обрыв во входной цепи одного из элементов И, как показано на рисунке. Изменится ли характер восприятия сигнала на оборванном входе при замене логического элемента И на ИЛИ?

Electronics Workbench V 5.12

Задача 12.

Проведите анализ работы логического устройства, собранного на микросхемах 7404 и 7410, показанного на рисунке. Определите, какую математическую операцию выполняет данное устройство, если комбинации логических уровней на входе рассматривать как числа. Соберите схему, подключите необходимые приборы и проведите экспериментальное исследование работы схемы.

Electronics Workbench V 5.12

Задача 13.

Составьте логическое выражение, описывающее работу схемы, приведенной на рисунке. Определите, какую математическую операцию выполняет данная схема. Преобразуйте схему таким образом, чтобы получить устройство для выполнения той же операции над двумя 4-разрядными числами.

Electronics Workbench V 5.12

Задача 14.

Разработайте схему устройства, которое формирует на выходе сигнал, равный 1 при выполнении условия N1>N2, где N1 и N2 - трехразрядные числа, определяемые комбинациями логических уровней на входах схемы. Выполните задание: а) на элементах И, ИЛИ и НЕ; б) на элементах ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, И, НЕ. Укажите, какая элементная база позволяет получить более простые схемотехнические решения устройств сравнения. Задача 15.

Разработайте схему, формирующую на выходе сигнал F из входных сигналов А, В, С, как показано на рисунке.

Electronics Workbench V 5.12

Соберите схему. При проверке ее работы для формирования входных сигналов используйте: а) источники логических сигналов, б) генератор слов. Задача 16.

Разработайте схему, содержащую минимально возможное число базовых элементов, работа которой описывается временными диаграммами на рисунке (А, В, С - входы, F - выход схемы).

Electronics Workbench V 5.12

Задача 17.

Произведите изменения в приведенной на рисунке схеме, необходимые для того, чтобы она реализовала ту же функцию, что и в задаче 16. Указание: Минимальные изменения требуют введения элемента НЕ в разрыв одной из цепей.

Electronics Workbench V 5.12

Задача 18.

Как можно упростить схему предыдущей задачи, чтобы выполняемая схемой функция не изменилась? Задача 19.

При монтаже схемы, приведенной на Рис. а, была допущена ошибка: вместо элемента исключающее ИЛИ был использован элемент ИЛИ (Рис. б). Найдите комбинации входных сигналов, которые позволяют выявить ошибку монтажника.

Electronics Workbench V 5.12

к оглавлению


Знаете ли Вы, что такое "Большой Взрыв"?
Согласно рупору релятивистской идеологии Википедии "Большой взрыв (англ. Big Bang) - это космологическая модель, описывающая раннее развитие Вселенной, а именно - начало расширения Вселенной, перед которым Вселенная находилась в сингулярном состоянии. Обычно сейчас автоматически сочетают теорию Большого взрыва и модель горячей Вселенной, но эти концепции независимы и исторически существовало также представление о холодной начальной Вселенной вблизи Большого взрыва. Именно сочетание теории Большого взрыва с теорией горячей Вселенной, подкрепляемое существованием реликтового излучения..."
В этой тираде количество нонсенсов (бессмыслиц) больше, чем количество предложений, иначе просто трудно запутать сознание обывателя до такой степени, чтобы он поверил в эту ахинею.
На самом деле взорваться что-либо может только в уже имеющемся пространстве.
Без этого никакого взрыва в принципе быть не может, так как "взрыв" - понятие, применимое только внутри уже имеющегося пространства. А раз так, то есть, если пространство вселенной уже было до БВ, то БВ не может быть началом Вселенной в принципе. Это во-первых.
Во-вторых, Вселенная - это не обычный конечный объект с границами, это сама бесконечность во времени и пространстве. У нее нет начала и конца, а также пространственных границ уже по ее определению: она есть всё (потому и называется Вселенной).
В третьих, фраза "представление о холодной начальной Вселенной вблизи Большого взрыва" тоже есть сплошной нонсенс.
Что могло быть "вблизи Большого взрыва", если самой Вселенной там еще не было? Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.

НОВОСТИ ФОРУМА

Форум Рыцари теории эфира


Рыцари теории эфира
 10.11.2021 - 12:37: ПЕРСОНАЛИИ - Personalias -> WHO IS WHO - КТО ЕСТЬ КТО - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:36: СОВЕСТЬ - Conscience -> РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. КОМУ ЭТО НАДО? - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:36: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от д.м.н. Александра Алексеевича Редько - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:35: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> Биологическая безопасность населения - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:34: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА - War, Politics and Science -> Проблема государственного терроризма - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:34: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА - War, Politics and Science -> ПРАВОСУДИЯ.НЕТ - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:34: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Вадима Глогера, США - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:18: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - New Technologies -> Волновая генетика Петра Гаряева, 5G-контроль и управление - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:18: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:16: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:15: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Екатерины Коваленко - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:13: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Вильгельма Варкентина - Карим_Хайдаров.
Bourabai Research - Технологии XXI века Bourabai Research Institution