Трибометрия - система методов и средств измерения сил трения, фрикционного разогрева, износа и несущей
способности трущихся тел, а также определения шероховатости, контактной деформации
при разл. видах трения и изнашивания с обязательной оценкой погрешности измерений.
Измерения и оценки, полученные непосредственно в процессе фрикционного взаимодействия,
позволяют простыми расчётами определить величины коэф. трения, интенсивностей
изнашивания, допустимых нагрузок, скоростей и температур (последнее особо важно
при использовании смазки).
Силу трения измеряют по
углу закручивания вала, по потребляемой мощности, по деформации силоизмерителя
- упругого элемента
(динамометра), воспринимающего нагрузку. Чаще всего используют электрич. силоизмери-тели,
включающие в себя чувствит. элемент, преобразователь, усилитель и регистрирующий
прибор. Обычно применяют тензорезисторные и индуктивные преобразователи, а также
цифровые приборы. Наряду с контактными методами замера скорости и температуры (тахогенераторы,
термопары) получают распространение бесконтактные методы (напр., фотоэлектрический
и инфракрасный).
Трибометрия реализуется, напр.,
с помощью универсальных машин трения, имеющих соответственно общие измерит.
системы и общий привод для неск. испытат. схем. При этом производятся замеры
сил трения, температуры, нагрузки, частоты вращения, а также автоматизированное
управление экспериментом и обработкой его результатов, что позволяет с учётом
стохастич. природы трения учесть виды распределения параметров, оценить их дисперсию,
погрешность при определении фрикционно-износных характеристик. Это важно для
сопоставления результатов испытаний, осуществляемых на разл. машинах, а особенно
при сопоставлении результатов ускоренных испытаний, основанных на моделировании
трения и изнашивания. Испытания, выполняемые на разл. машинах трения, проводятся,
как минимум, в три этапа (т. н. рациональный цикл испытаний): определение области
применения триботехн. материалов (включая смазки) по нагрузке, скорости и температуре
(напр., получение характеристик фрикционной теплостойкости, т. е. зависимости
коэф. трения и интенсивности износа от температуры при разл. давлениях); модельные
испытания на малогабаритных образцах с учётом масштабных коэф. перехода от модели
к натуре и стендовые натурные (или модельные) испытания узла трения в целом.
Литература по трибометрии
Словарь-справочник по трению, износу и смазке деталей машин, 2 изд., К., 1990;
Полимеры в узлах трения машин и приборов. Справочник, под ред. А. В. Чичинадзе, 2 изд., М., 1988;
Браун Э. Д., Евдокимов Ю. А., Чичинадзе А. В., Моделирование трения и изнашивания в машинах, М., 1982;
Крагель-ский И. В., Михин Н. М., Узлы трения машин, М., 1984;
Акустические и электрические методы в триботехнике, Минск, 1987;
Справочник по триботехнике, под ред. М. Хебды, А. В. Чичинадзе, т. 1-3, М--Варшава, 1989-92.
Знаете ли Вы, что такое "усталость света"? Усталость света, анг. tired light - это явление потери энергии квантом электромагнитного излучения при прохождении космических расстояний, то же самое, что эффект красного смещения спектра далеких галактик, обнаруженный Эдвином Хабблом в 1926 г. На самом деле кванты света, проходя миллиарды световых лет, отдают свою энергию эфиру, "пустому пространству", так как он является реальной физической средой - носителем электромагнитных колебаний с ненулевой вязкостью или трением, и, следовательно, колебания в этой среде должны затухать с расходом энергии на трение. Трение это чрезвычайно мало, а потому эффект "старения света" или "красное смещение Хаббла" обнаруживается лишь на межгалактических расстояниях. Таким образом, свет далеких звезд не суммируется со светом ближних. Далекие звезды становятся красными, а совсем далекие уходят в радиодиапазон и перестают быть видимыми вообще. Это реально наблюдаемое явление астрономии глубокого космоса. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.