Как и в большинстве интерактивных систем, традиционный интерфейс с пользователем ОС UNIX основан на использовании командных языков. Выражаясь несколько тавтологично, можно сказать, что командный язык - это язык, на котором пользователь взаимодействует с системой в интерактивном режиме. Такой язык называется командным, поскольку каждую строку, вводимую с терминала и отправляемую системе, можно рассматривать как команду пользователя по отношению к системе. Одним из достижений ОС UNIX является то, что командные языки этой операционной системы являются хорошо определенными (не очень хороший русский термин, соответствующий совершенно однозначному английскому термину well-defined) и содержат много средств, приближающих их к языкам программирования.
Если рассматривать категорию командных языков с точки зрения общего направления языков взаимодействия человека с компьютером, то они, естественно, относятся к семейству интерпретируемых языков. Коротко охарактеризуем разницу между компилируемыми и интерпретируемыми компьютерными языками. Язык называется компилируемым, если требует, чтобы любая законченная конструкция языка была настолько замкнутой, чтобы обеспечивала возможность изолированной обработки без потребности привлечения дополнительных языковых конструкций. В противном случае понимание языковой конструкции не гарантируется. Житейским примером компилируемого языка является литературный русский язык. Ни один литературный редактор не примет от вас незаконченное сочинение, в котором имеются ссылки на еще не написанные части. Процесс компиляции (литературного редактирования в нашем примере) требует замкнутости языковых конструкций.
Основным преимуществом интерпретируемых языков является то, что в случае их использования программа пишется "инкрементально" (в пошаговом режиме), т.е. человек принимает решение о своем следующем шаге в зависимости от реакции системы на предыдущий шаг. В принципе, предпочтение компилируемых или интерпретируемых языков является предметом личного вкуса конкретного индивидуума (нам известны крупные авторитеты в области программирования - например, Д.Б. Подшивалов,- которые абсолютно уверены, что любая хорошая программа должна быть сначала написана на бумаге и отлажена за столом).
Особенностью командных языков является то, что в большинстве случаев они не используются для программирования в обычном смысле этого слова, хотя на развитом командном языке можно написать любую программу. По нашему мнению, правильным стилем использования командного языка является его применение в основном для непосредственного взаимодействия с системой с привлечением возможностей составления командных файлов (скриптов или сценариев в терминологии ОС UNIX) для экономии повторяющихся рутинных процедур.
Программы, предназначенные для обработки конструкций командных языков, называются командными интерпретаторами. В отличие от компилируемых языков программирования (таких, как Си или Паскаль), для каждого из которых обычно существует много различных компиляторов, командный язык, как правило, неразрывно связан с соответствующим интерпретатором. Когда ниже мы будем говорить о различных представителях командных языков ОС UNIX, относящихся к семейству shell, то каждый раз под одноименным названием мы будем подразумевать и соответствующий интерпретатор.
Командный интерпретатор, интерпретатор командной строки - компьютерная программа, часть операционной системы, обеспечивающая базовые возможности управления компьютером посредством интерактивного ввода команд через интерфейс командной строки или последовательного исполнения пакетных командных файлов. Как правило его функции сводятся к предоставлению пользователю возможности запускать другие программы, может также содержать некоторые базовые команды ввода-вывода и свой простой скриптовый язык программирования. В операционные системы MS DOS и Windows 95 включен командный интерпретатор command.com, Windows NT включен cmd.exe, в OS/2 командный интерпретатор тоже называется cmd.exe, самый распространенный командный интерпретатор в Linux и FreeBSD - bash, помимо которого есть большое семейство других. Как правило, при низкоуровневой настройке ОС у пользователя есть возможность менять командный интерпретатор, используемый по умолчанию.
К функциям интерпретатора командной строки относятся:
Зачастую интерпретатор командной строки предоставляет возможность использования циклов, операторов условного и безусловного перехода и переменных. Он позволяет писать как несложные сценарии для автоматизации повседневных задач, так и довольно сложные программы.
Пример калькулятора для интерпретатора командной строки windows/MS-DOS.
@echo off :begin Cls Title Калькулятор Color 71 Echo Введите уравнение: Set /P exp= Set /A result=%exp% Title Вычислено Echo Ваше уравнение: %exp% Echo Решение: %result% Pause>nul goto beginКалькулятор, для командной оболочки bash:
#!/usr/bin/env bash echo "Калькулятор" while read -p "Введите выражение: " expr do echo "Результат: $(($expr))" doneПонятия
Оболочка, в своей работе оперирует простыми командами.
Простая команда - это последовательность слов через пробел. Нажатие клавиши Enter при вводе команды или перевод строки при обработке сценария являются для командного интерпретатора признаком завершения команды. Она обрабатывается и выполняется.
Конвейер - это последовательность одной или более команд, разделенных |(& для cmd.exe). Стандартный выходной поток каждой команды, кроме последней, соединяется при помощи программного канала со стандартным входным потоком следующей команды. Каждая команда выполняется как отдельный процесс; интерпретатор ожидает окончания последней команды. Статусом выхода конвейера является статус выхода его последней команды. Вот пример простого конвейера для интерпретатора bash :
$ ls | tee save | wc 15 15 100
command.com Windows:
cmd.exe
PowerShell Unix:
bash
csh
ksh
zsh
Что действительно существенно при интерактивной работе в среде ОС UNIX, это знание и умение пользоваться разнообразными утилитами или внешними командами языка shell. Многие из этих утилит являются не менее сложными программами, чем сам командный интерпретатор (и между прочим, командный интерпретатор языка shell сам является одной из утилит, которую можно вызвать из командной строки). В этом разделе мы коротко обсудим, как устроены внешние команды shell и что нужно сделать, чтобы создать новую внешнюю команду.
Вообще-то, для создания новой команды не нужно делать почти ничего специального, нужно просто следовать правилам программирования на языке Си. Как известно, каждая правильно оформленная Си-программа начинает свое выполнение с функции main. Эта "полусистемная" функция обладает стандартным интерфейсом, являющимся основой организации команд, которые можно вызывать в среде shell. Внешние команды выполняются интерпретатором shell с помощью связки системных вызовов fork и одного из вариантов exec (см. п. 2.1.6). В число параметров системного вызова exec входит набор текстовых строк. Этот набор текстовых строк передается на вход функции main запускаемой программы.
Более точно, функция main получает два параметра - argc (число передаваемых текстовых строк) и argv (указатель на массив указателей на текстовые строки). Программа, претендующая на ее использование в качестве команды shell, должна обладать точно определенным внешним интерфейсом (параметры обычно вводятся с терминала) и должна контролировать и правильно разбирать входные параметры.
Кроме того, чтобы соответствовать стилю shell, такая программа не должна сама переопределять файлы, соответствующие стандартному вводу, стандартному выводу и стандартному выводу ошибок. Тогда команде может обычным образом перенаправляться ввод/вывод, и она может включаться в конвейеры.
Как видно из последнего предложения предыдущего пункта, для обеспечения возможностей перенаправления ввода/вывода и организации конвейера при программировании команд не требуется делать ничего специального. Достаточно просто не трогать три начальные дескриптора файлов и правильно работать с этими файлами, а именно, производить вывод в файл с дескриптором stdout, вводить данные из файла stdin и выводить сообщения об ошибках в файл stderror.
Встроенные команды представляют собой часть программного кода командного интерпретатора. Они выполняются как подпрограммы интерпретатора, и их невозможно заменить или переопределить. Синтаксис и семантика встроенных команд определены в соответствующем командном языке.
Библиотечные команды составляют часть системного программного обеспечения. Это набор выполняемых программ (утилит), поставляемых вместе с операционной системой. Большинство этих программ (таких как vi, emacs, grep, find, make и т.д.) исключительно полезно на практике, но их рассмотрение находится за пределами этого курса (по поводу редакторов vi и emacs и утилиты поддержки целостности программных файлов make существуют отдельные толстые книги).
Пользовательской командой является любая выполняемая программа, организованная в соответствии с требованиями, изложенными в п. 5.2.2. Таким образом, любой пользователь ОС UNIX может неограниченно расширять репертуар внешних команд своего командного языка (например, можно написать собственный командный интерпретатор).
Об этом мы уже говорили. Любой из упоминавшихся вариантов языка shell в принципе можно использовать как язык программирования. Среди пользователей ОС UNIX существует много людей, которые пишут на shell вполне серьезные программы. Однако по нашему мнению правильнее использовать shell для того, для чего он изначально предназначен - для непосредственного интерактивного взаимодействия с системой и для создания не очень сложных командных файлов. Для программирования лучше использовать языки программирования (Си, Си++, Паскаль и т.д.), а не командные языки. Хотя оговоримся, что это личное мнение автора, а выбор способа и стиля программирования является сугубо частным делом каждого программиста.
В этом пункте и далее в данном разделе мы будем более конкретно говорить о командных языках семейства shell. Основное назначение этих языков (их разновидностей существует достаточно много, но мы рассмотрим только три наиболее распространенные варианта - Bourne-shell, C-shell и Korn-shell) состоит в том, чтобы предоставить пользователям удобные средства взаимодействия с системой. Что это означает? Языки не даром называются командными. Они предназначены для того, чтобы дать пользователю возможность выполнять команды, предназначенные для исполнения некоторых действий операционной системы. Существует два вида команд.
Собственные команды shell (такие как cd, echo, exec и т.д.) выполняются непосредственно интерпретатором, т.е. их семантика встроена в соответствующий язык. Имена других команд на самом деле являются именами файлов, содержащих выполняемые программы. В случае вызова такой команды интерпретатор командного языка с использованием соответствующих системных вызовов запускает параллельный процесс, в котором выполняется нужная программа. Конечно, смысл действия подобных команд является достаточно условным, поскольку зависит от конкретного наполнения внешних файлов. Тем не менее, в описании каждого языка содержатся и характеристики "внешних команд" (например, find, grep, cc и т.д.) в расчете на то, что здравомыслящие пользователи (и их администраторы) не будут изменять содержимое соответствующих файлов.
Существенным компонентом командного языка являются средства, позволяющие разнообразными способами комбинировать простые команды, образуя на их основе составные команды. В семействе языков shell возможны следующие средства комбинирования. В одной командной строке (важный термин, означающий единицу информационного взаимодействия с командным интерпретатором) можно указать список команд, которые должны выполняться последовательно, или список команд, которые должны выполняться "параллельно" (т.е. независимо одна от другой).
Очень важной особенностью семейства языков shell являются возможности перенаправления ввода/вывода и организации конвейеров команд. Естественно, эти возможности опираются на базовые средства ОС UNIX (см. п. 2.1.8). Кратко напомним, в чем они состоят. Для каждого пользовательского процесса (а внешние команды shell выполняются в рамках отдельных пользовательских процессов) предопределены три выделенных дескриптора файлов: файла стандартного ввода (standard input), файла стандартного вывода (standard output) и файла стандартного вывода сообщений об ошибках (standard error). Хорошим стилем программирования в среде ОС UNIX является такой, при котором любая программа читает свои вводные данные из файла стандартного ввода, а выводит свои результаты и сообщения об ошибках в файлы стандартного вывода и стандартного вывода сообщений об ошибках соответственно. Поскольку любой порожденный процесс "наследует" все открытые файлы своего предка (см. п. 2.1.7), то при программировании команды рекомендуется не задумываться об источнике вводной информации программы, а также конкретном ресурсе, поддерживающим вывод основных сообщений и сообщений об ошибках. Нужно просто пользоваться стандартными файлами, за конкретное определение которых отвечает процесс-предок (заметим, что по умолчанию все три файла соответствуют вводу и выводу на тот терминал, с которого работает пользователь).
Что обеспечивает такая дисциплина работы? Прежде всего возможность создания программ, "нейтральных" по отношению к источнику своих вводных данных и назначению своих выводных данных. Собственно, на этом и основаны принципы перенаправления ввода/вывода и организации конвейера команд. Все очень просто. Если вы пишете в командной строке конструкцию
com1 par1, par2, ..., parn > file_name ,
то это означает, что для стандартного вывода команды com1 будет использоваться файл с именем file_name. Если вы пишете
file_name < com1 par1, par2, ..., parn ,
то команда com1 будет использовать файл с именем file_name в качестве источника своего стандартного ввода. Если же вы пишете
com1 par1, par2, ..., parn | com2 par1, par2, ..., parm ,
то в качестве стандартного ввода команды com2 будет использоваться стандартный вывод команды com1. (Конечно, при организации такого рода "конвейеров" используются программные каналы, см. п. 3.4.4.)
Конвейер представляет собой простое, но исключительно мощное средство языков семейства shell, поскольку позволяет во время работы динамически создавать "комбинированные" команды. Например, указание в одной командной строке последовательности связанных конвейером команд
ls -l | sort -r
приведет к тому, что подробное содержимое текущего каталога будет отсортировано по именам файлов в обратном порядке и выдано на экран терминала. Если бы не было возможности комбинирования команд, до для достижения такой возможности потребовалось бы внедрение в программу ls возможностей сортировки.
Последнее, что нам следует обсудить в этом пункте, это существо команд семейства языков shell. Различаются три вида команд. Первая разновидность состоит из команд, встроенных в командный интерпретатор, т.е. составляющих часть его программного кода. Эти команды предопределены в командном языке, и их невозможно изменить без переделки интерпретатора. Команды второго вида - это выполняемые программы ОС UNIX. Обычно они пишутся на языке Си по определенным правилам (см. п. 5.2.1). Такие команды включают стандартные утилиты ОС UNIX, состав которых может быть расширен любым пользователем (если, конечно, он еще способен программировать). Наконец, команды третьего вида (так называемые скрипты языка shell) пишутся на самом языке shell. Это то, что традиционно называлось командным файлом, поскольку на самом деле представляет собой отдельный файл, содержащий последовательность строк в синтаксисе командного языка.
Здесь под командным интерпретатором мы будем понимать не соответствующую программу, а отдельный сеанс ее выполнения. Если в случае компилируемых программ следует различать наличие готовой к выполнению программы и факт запуска такой программы, то в случае интерпретируемых программ приходится различать случаи наличия интерпретатора, программы, которая может быть проинтерпретирована, и запуска интерпретатора с предоставлением ему интерпретируемой программы. Основным свойством динамически выполняемой программы (неважно, является ли она предварительно откомпилированной или интерпретируемой) является наличие ее динамического контекста, в частности, набора определенных переменных, содержащих установленные в них значения.
В случае командных интерпретаторов семейства shell имеется два вида динамических контекстов выполнения интерпретируемой программы. Первый вид контекста состоит из предопределенного набора переменных, которые существуют (и обладают значениями) независимо от того, какая программа интерпретируется. В терминологии ОС UNIX этот набор переменных называется окружением или средой сеанса выполнения командной программы. С другой стороны, программа при своем выполнении может определить и установить дополнительные переменные, которые после этого используются точно так же, как и предопределенные переменные. Спецификой командных интерпретаторов семейства shell (связанной с их ориентацией на обеспечение интерфейса с операционной системой) является то, что все переменные shell-программы (сеанса выполнения командного интерпретатора) являются текстовыми, т.е. содержат строки символов.
Любая разновидность языка shell представляет собой развитый компьютерный язык, и объем этого курса не позволяет представить в деталях хотя бы один из них. Однако в следующих подразделах мы постараемся кратко познакомить вас с особенностями трех распространенных вариантов языка shell.
Bourne shell (часто sh по имени исполняемого файла) - ранняя командная оболочка UNIX, разработанная Стивеном Борном из Bell Labs и выпущенная в составе 7-го издания операционной системы UNIX (UNIX Version 7). Данная оболочка является де-факто стандартом и доступна почти в любом дистрибутиве *nix. Существует много командных оболочек, основанных (идейно или напрямую) на Bourne shell. Оболочка была разработана в качестве замены для PWB shell, у которой было такое же имя исполняемого файла - sh.
Среди основных bourne-shell задач были следующие:
Bourne shell когда-то входил в стандартную комплектацию всех систем Unix, хотя исторически в BSD системах было много сценариев, написанных на csh. Сценарии sh, обычно, могут быть запущены на bash или dash в GNU/Linux или других Unix-подобных системах.
Во многих системах Linux, /bin/sh является символической ссылкой или hard link на bash. Тем не менее, для повышения эффективности, некоторые системы Linux (например, Ubuntu) перенаправляют /bin/sh на dash.
Bourne-shell является наиболее распространенным командным языком (и одновременно командным интерпретатором) системы UNIX. Вот основные определения языка Bourne-shell (конечно, мы приводим неформальные определения, хотя язык обладает вполне формализованным синтаксисом):
и т.д.
Командный язык C-shell главным образом отличается от Bourne-shell тем, что его синтаксис приближен к синтаксису языка Си (это, конечно, не означает действительной близости языков). В основном, C-shell включает в себя функциональные возможности Bourne-shell. Если не вдаваться в детали, то реальными отличиями C-shell от Bourne-shell является поддержка протокола (файла истории) и псевдонимов.
В протоколе сохраняются введенные в данном сеансе работы с интерпретатором командные строки. Размер протокола определяется установкой предопределенной переменной history, но последняя введенная командная строка сохраняется всегда. В любом месте текущей командной строки в нее может быть подставлена командная строка (или ее часть) из протокола.
Механизм псевдонимов (alias) позволяет связать с именем полностью (или частично) определенную командную строку и в дальнейшем пользоваться этим именем.
Кроме того, в C-shell по сравнению с Bourne-shell существенно расширен набор предопределенных переменных, а также введены более развитые возможности вычислений (по-прежнему, все значения представляются в текстовой форме).
Если C-shell является синтаксической вариацией командного языка семейства shell по направлению к языку программирования Си, то Korn-shell - это непосредственный последователь Bourne-shell.
Если не углубляться в синтаксические различия, то Korn-shell обеспечивает те же возможности, что и C-shell, включая использование протокола и псевдонимов.
Реально, если не стремиться использовать командный язык как язык программирования (это возможно, но по мнению автора, неоправданно), то можно пользоваться любым вариантом командного языка, не ощущая их различий.
Понятие же "физического вакуума" в релятивистской квантовой теории поля подразумевает, что во-первых, он не имеет физической природы, в нем лишь виртуальные частицы у которых нет физической системы отсчета, это "фантомы", во-вторых, "физический вакуум" - это наинизшее состояние поля, "нуль-точка", что противоречит реальным фактам, так как, на самом деле, вся энергия материи содержится в эфире и нет иной энергии и иного носителя полей и вещества кроме самого эфира.
В отличие от лукавого понятия "физический вакуум", как бы совместимого с релятивизмом, понятие "эфир" подразумевает наличие базового уровня всей физической материи, имеющего как собственную систему отсчета (обнаруживаемую экспериментально, например, через фоновое космичекое излучение, - тепловое излучение самого эфира), так и являющимся носителем 100% энергии вселенной, а не "нуль-точкой" или "остаточными", "нулевыми колебаниями пространства". Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.