Искусственно созданный мир путем подмены окружающей действительности информацией, генерируемой компьютером. Виртуальная реальность в интерактивном режиме обеспечивается использованием трехмерной графики (см. также "Киберпространство"), стереозвука и других специальных устройств ввода/вывода данных, имитирующих связь человека с воспроизводимым миром и происходящими в нем процессами. В качестве таких устройств, в частности, могут использоваться:
шлемы-дисплеи, позволяющие "видеть" стереоскопическое изображение виртуального мира и передающие в ПК данные о положении и ориентации головы для изменения изображения в соответствии с "изменением" точки обзора;
манипуляторы, манипуляторные устройства в том числе специальные перчатки, передающие данные о движении рук и пальцев и позволяющие "брать" в руки, управлять положением объектов искусственно созданной среды, тактильно "ощущать" виртуальный объект и воздействовать на него и т.п.;
стереоаудиосистемы, аудиостереосистемы, способные не только создавать объемное звучание, но и передавать звуковое давление, например при моделировании ударов;
электромагнитные и пневматические устройства, передающие механические воздействия на человека в процессе имитации моделируемых процессов (например, ускорение, давление и т.п.);
синтезаторы запахов предназначенные для воспроизведения запахов виртуальных объектов (например, цветов, косметики, продуктов питания и т.п.);
синтезаторы вкуса (ведутся разработки, примеры промышленной реализации пока не известны).
Программно-аппаратные комплексы, средства и методы, обеспечивающие эффекты виртуальной реальности, нашли применение при проведении научных исследований и разработок новой техники (преимущественно в работах, выполняемых методами моделирования), в различного рода тренажерах, учебном процессе, а также в индустрии развлечений (компьютерных играх).
В зависимости от предоставляемых пользователям возможностей взаимодействия с искусственно создаваемой средой различаются также следующие виды (типы) виртуальной реальности:
пассивная виртуальная реальность - графическое изображение и его звуковое сопровождение; воспроизводятся компьютером и никак не управляются человеком;
обследуемая виртуальная реальность - возможен выбор и ограниченное управление содержанием предоставляемых пользователям вариантов сценариев изображения и звука;
интерактивная виртуальная реальность - полномасштабная реализация виртуальной реальности. Пользователю предоставляются возможности управления, которые он мог бы или захотел выполнить, если бы действительно находился в созданном искусственном мире.
"Расширенная реальность": технологический прием, в соответствии с которым изображение реального объекта дополняется изображением, полученным от компьютера. Другими словами, это реальность, дополненная виртуальной составляющей. Возможны различные области применения расширенной реальности, например в медицине, навигационных системах, системах управления и т.д.
см. также: Технология виртуальной реальности VRML
Основан на тех же принципах, что и синтез запахов, путем формирования цифрового кода, определяющего вкус конкретного продукта, и автоматизированного смешивания вкусовых ингредиентов для его передачи на водной или другой основе для воздействия на вкусовые рецепторы человека. Работами в области синтеза вкуса занимается ряд фирм (в том числе Trisenx), однако данных о промышленной реализации результатов этих разработок пока нет.
Новая технология, основанная на использовании специального картриджа, который содержит некоторое количество различных ароматических веществ. Под управлением ПК производится смешивание исходных ингредиентов синтезируемого запаха подобно синтезу сложной цветовой гаммы с использованием струйного принтера.
Впервые разработкой технологии и устройств синтеза запахов начала заниматься американская фирма DigiScents, основанная в 1990-х гг. Декстером Смитом и Джоэлом Беллерсоном, ранее являвшимися разработчиками программного обеспечения в фармацевтической корпорации Pangea Systems. Первое устройство синтеза запахов iSmell появилось в апреле 2000 г. К концу этого года планировалось выпустить более 500 тыс. его копий. Предполагавшаяся стоимость iSmell - $200. Основные объемы продаж на онлайновом рынке продукции фирмы DigiScents планировались в тематических разделах: подарки и цветы, продукты питания, ароматизаторы и косметика, компьютерные игры. Однако массовый спрос на это устройство фирма наладить не смогла и разорилась. Можно предположить, что причиной неудачи фирмы DigiScents являлся и тот факт, что оцифровка запахов ею не была автоматизирована. Поэтому создание программ управления формированием запахов в iSmell осуществлялось органолептическим методом (т. е. "при помощи носа").
Более успешной в коммерческом плане оказалась деятельность компании Trisenx (<www.trisens.com>), которая при поддержке NASA смогла довести создание симуляторов запахов до промышленного применения. В основу технологии, реализованной Trisenx в устройстве Scent Dome для получения требуемого результата, заложено управляемое ПК комбинирование 40 исходных запахов их носителей - веществ, помещенных в отделения двух картриджей ("Ароматы" и "Запахи еды"). Таким способом можно создавать тысячи разных запахов. Время действия запаха определяется пользователем путем установки длительности работы вентилятора. Создание и воспроизведение запахов под управлением программы SenxWare Scent Design Studio (SDS) доступно простому пользователю. Файлы с записью разных ароматов можно создавать самостоятельно, пересылать по электронной почте, публиковать на сайте, скачивать из Интернета и т.п.
Дело в том, что в его постановке и выводах произведена подмена, аналогичная подмене в школьной шуточной задачке на сообразительность, в которой спрашивается:
- Cколько яблок на березе, если на одной ветке их 5, на другой ветке - 10 и так далее
При этом внимание учеников намеренно отвлекается от того основополагающего факта, что на березе яблоки не растут, в принципе.
В эксперименте Майкельсона ставится вопрос о движении эфира относительно покоящегося в лабораторной системе интерферометра. Однако, если мы ищем эфир, как базовую материю, из которой состоит всё вещество интерферометра, лаборатории, да и Земли в целом, то, естественно, эфир тоже будет неподвижен, так как земное вещество есть всего навсего определенным образом структурированный эфир, и никак не может двигаться относительно самого себя.
Удивительно, что этот цирковой трюк овладел на 120 лет умами физиков на полном серьезе, хотя его прототипы есть в сказках-небылицах всех народов всех времен, включая барона Мюнхаузена, вытащившего себя за волосы из болота, и призванных показать детям возможные жульничества и тем защитить их во взрослой жизни. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.