Левкипп
Левкипп (др.-греч. Λ
εύκιππος) из Абдеры (V век до н. э.) — греческий философ-материалист, один из основоположников атомистики.О жизни Левкиппа известно очень мало, и не сохранилось никаких работ, которые можно было бы с уверенностью назвать произведениями Левкиппа, особенно учитывая тот факт, что Левкипп находится в тени своего ученика Демокрита, создателя завершенной системы атомистики.
Левкипп жил в Абдере — там же, где и Демокрит. Одновременно с Зеноном, Эмпедоклом и Анаксагором он выдвинул идею множественности элементов существующего. Придерживаясь идеи Парменида о неизменяемости и качественной однородности сущего, Левкипп для объяснения разнообразия предметов утверждает существование относительного небытия, то есть наличие пустоты, разделяющей всё сущее на множество элементов. Свойства этих элементов зависят от ограничивающего их пустого пространства, различаются они по величине, фигуре, движению, но все элементы мыслятся как однородные, непрерывные и потому неделимые (atomoi). Вслед за философами ионийской школы Левкипп считает движение внутренне присущим атомам.
Сочинения Левкиппа и Демокрита уже в IV в. до н.э. были объединены и позднее названы “Corpus Democriteuin”
Левкипп был известным греческим философом второй половины 5 в. до н.э., основателем античного атомистического учения. Через столетие после смерти философа традиция соединила его личность, идеи и даже произведения с личностью, идеями и трудами его ученика Демокрита. Хотя учение, изложенное в книге Левкиппа Большая система мироздания, оказало существенное влияние на труды его последователей, от всего, написанного Левкиппом, уцелела лишь строка из книги “Об уме”:
“Ничего не происходит зря, для всего имеется необходимое основание”.
Принцип жесткого детерминизма
– лишь одна из идей, которыми обязана Левкиппу история западной мысли, среди других следует назвать принцип сохранения энергии и материи и глубоко продуманный механизм объяснения изменений. Вначале Левкипп выдвинул атомистическую теорию для объяснения парадокса, предложенного Парменидом. Парменид утверждал, что ничто действительное никоим образом не может возникнуть или уничтожиться; движение, по его утверждению, невозможно, поскольку для него необходимо пустое пространство, а пустота – это именно то, что не существует. Левкипп возражал на это, что существование пустоты необходимо допустить, поскольку движение – бесспорный факт. Однако в связи с этим не следует представлять себе фундаментальное бытие как нечто творимое, изменчивое или гибнущее, ибо его можно мыслить как образованное из бесчисленных неделимых и неуничтожимых частиц, атомов, которые могут входить в бессчетные и вечно изменчивые пространственные сочетания.