Занимательная приматология
Э.П. Фридман
Что современная классификация приматов рождалась и формировалась в жестокой идеологической борьбе. В первом же серьезном научном труде об обезьянах (1641 г.) Николас Тульп обозначил антропоида синонимом, ставшим впоследствии родовым для человека. Эдвард Тайсон в 1699 г. заключил, что изучавшийся им "пигми" является формой, промежуточной между человеком и обезьяной. Карл Линней включил человека и антропоидов в один род. В тяжелой борьбе с клерикалами Томас Гексли доказал огромное анатомическое сходство человека и африканских антропоидов, включив их в одно семейство, на что Чарлз Дарвин заметил, что этот ранг надо понизить даже до подсемейства (т. е. считал этих приматов еще роднее). Георг Зейдлиц принимал такое же разделение (подсемейство).
Мы видели, что новейшим данным генетики, биохимии и молекулярной биологии о необычном родстве человека и африканских антропоидов в основном "противилась" анатомия и частично палеонтология. Полагаю, что открытие Люси, столь сходной с шимпанзе и уже включенной в состав семейства человека, сильно ослабляет границу двух семейств. Что же до анатомии, то последние данные многофакторного морфометрического анализа анатомических признаков (т. е. новейшие данные анатомии!) поддерживают как раз выводы молекулярной биологии. Крупнейший специалист в области морфометрического анализа Чарлз Окснард свою последнюю книгу, в которой обоснованы эти новые выводы, красноречиво назвал "Отряд человека. Биоматематическая анатомия приматов" (Изд-во Йельского ун-та, 1984). И, наконец, последняя историческая справка. Современная систематика гоминоидов основана на фундаментальном труде по классификации животных Джорджа Симпсона (1945 г.). В этой книге он подробно обсуждает выводы другого классика науки - Уильяма Грегори о включении антропоидов в семейство человека. На основании общего происхождения и наличия общих анатомических черт, писал Симпсон, такое объединение "выглядит полностью правомочным" (с. 188). Однако Симпсон возражает против него из-за различий в интеллекте, чтоб "не умалить наше собственное значение", и из опасений, что "зоологи и преподаватели, в целом убежденные в близком родстве человека и антропоидов, не согласятся с дидактическим и практическим использованием такого семейства (там же). Но ведь это соображения иного порядка - они имеют мало общего с биологической наукой... Нет, дискуссия о положении антропоидов еще не завершена и вполне может представить интерес. Читатель, вероятно, заметил, что, говоря о наиближайшем к человеку гоминоиде, я чаще называл шимпанзе. Орангутан тоже узнает себя в зеркале, но он "отстает" от шимпанзе и
гориллы по биохимии и генетике. Возможно, более слабому физически, чем два других его сородича, шимпанзе пришлось стать наиболее сильным по интеллекту. Но возможно также, что наши сведения ныне еще неполны и тщательные исследования орангутанов и горилл приведут к новым открытиям.Горилленок Бола, ныне могучий и важный житель Ростовского зоопарка - первая горилла из завезенных в нашу страну! - будучи малышом, доставленным в Сухумский питомник обезьян, угостил как-то автора этих строк долькой апельсина. И настойчиво требовал, чтобы я, не пряча в карман халата отнюдь не стерильное после его манипуляций угощение, тут же ел. Он с каким-то страданием на лице капризно мычал, как не умеющее говорить дитя, тянулся рукой, стоя на ногах, в сторону моего рта, заставляя отведать гостинец... Я был поражен. Потом выяснил, что он не однажды проявлял подобную щедрость к людям, его окружавшим, если относился к ним тепло и был в настроении...
Когда собираешь и анализируешь сотни признаков все большей человекообразности шимпанзе и горилл, наблюдаешь их жизнь и действия в лаборатории, вольере, то, как и те, кто испытывал такое чувство, глядя на них в естественных условиях, часто думаешь: нет, это не обычное животное. Но дело не в житейских соображениях. И даже не в личных, поверьте, эмоциях обласканного когда-то гориллой автора. К чему бы ни пришли систематики завтра, суть не изменится. Шимпанзе - наш ближайший сородич, живой привет из наших, не столь уж далеких истоков. И хорошо бы нам по-человечески воспринять его, сохранить
шимпанзе, горилл и орангутанов в местах их естественного обитания, задуматься о методах и методиках их изучения, об экспериментах, которые мы над ними проводим, об ответственности за уничтожение каждой особи, так похожей на нашего далекого предка.Релятивисты и позитивисты утверждают, что "мысленный эксперимент" весьма полезный интрумент для проверки теорий (также возникающих в нашем уме) на непротиворечивость. В этом они обманывают людей, так как любая проверка может осуществляться только независимым от объекта проверки источником. Сам заявитель гипотезы не может быть проверкой своего же заявления, так как причина самого этого заявления есть отсутствие видимых для заявителя противоречий в заявлении.
Это мы видим на примере СТО и ОТО, превратившихся в своеобразный вид религии, управляющей наукой и общественным мнением. Никакое количество фактов, противоречащих им, не может преодолеть формулу Эйнштейна: "Если факт не соответствует теории - измените факт" (В другом варианте " - Факт не соответствует теории? - Тем хуже для факта").
Максимально, на что может претендовать "мысленный эксперимент" - это только на внутреннюю непротиворечивость гипотезы в рамках собственной, часто отнюдь не истинной логики заявителя. Соответсвие практике это не проверяет. Настоящая проверка может состояться только в действительном физическом эксперименте.
Эксперимент на то и эксперимент, что он есть не изощрение мысли, а проверка мысли. Непротиворечивая внутри себя мысль не может сама себя проверить. Это доказано Куртом Гёделем.
Понятие "мысленный эксперимент" придумано специально спекулянтами - релятивистами для шулерской подмены реальной проверки мысли на практике (эксперимента) своим "честным словом". Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.