Возникший в XIII веке город Кенигсберг формально состоял из трех независимых городских поселений, нескольких слобод и поселков. Они располагались на берегах и островах реки Прегель, делившей город на четыре основные части: Альтштадт и Лёбенихт, Кнайпхоф, Ломзе, Фортштадт. Для связи и торговли между городскими поселениями в XIV веке стали строить мосты.
В связи с постоянной военной опасностью со стороны Польши и Литвы, перед каждым из мостов была построена оборонительная или т.н. Присмотровая башня с закрывающимися подъемными или двустворчатыми воротами из дуба с железной кованой обивкой. Да и сами мосты приобретали характер оборонительных сооружений.
Мосты были местом шествий, религиозных и праздничных мероприятий и процессий, а в годы т.н. «Первого русского времени» (1758 - 1762 г.г.), когда Кенигсберг во время Семилетней войны вошел в состав Российской империи, по мостам проходили православные крестные ходы. Один раз такой крестный ход был посвящен православному празднику Водосвятия р.Прегель, что вызвало неподдельный интерес коренных жителей Кенигсберга.
К началу ХХ века все семь мостов были разводными, но в
связи с ослаблением и упадком судоходства по р.Прегель
сохранившиеся до наших дней 3 моста больше не разводятся.
Самый старый из семи мостов Кенигсберга - Лавочный мост (Krämerbrücke), который соединял город Альтштадт (Королевский замок) и остров Кнайпхоф.
Построен Лавочный мост в 1286 году, в 1900 году на месте старого деревянного моста возвели новый металлический мост. Название моста свидетельствует о том, что он сам и прилегающая к нему территория р.Преголи были сосредоточением торговли.
При въезде на мост была установлена статуя Ганса Загана - сына кнайпхофского сапожника. По легенде, во время битвы между войсками Тевтонского ордена и Литвинами близ Рудау (п.Мельниково, Зеленоградского района) Ганс подхватил из рук раненого рыцаря орденское знамя. Нацисты, пришедшие к власти в Германии в 1933 году по идейным и нравственным соображениям снесли памятник Загану, т.к. он был - еврей.
В 1972 году Лавочный мост снесен в связи со строительством Эстакадного моста.
Лавочный мост. На заднем плане склады и район погрузки судов - Ластадие
Лавочный мост с портовыми складами-амбарами шпайхерами (Speicher) на правой набережной реки Прегель. Районы Лаак и Хундегатт. Слева - остров Кнайпхоф
Второй по возрасту мост Кенигсберга - Зеленый мост. Построен в 1322 году. В 1582 году мост сгорел, построен заново к 1590 году и просуществовал в деревянном виде до 1907 года, когда был заменен на металлический мост.
Зеленый мост соединил через старый
рукав р.Преголи остров Кнайпхоф и район Фортштадт для проезда
от Королевского замка в пригород Понарт. Само название моста
произошло от цвета краски, которой красили пролетные строения
и опоры моста.
В XVII веке именно у Зеленого моста
раздавались письма, прибывавшие в Кенигсберг. В ожидании почты
у Зеленого моста собирались деловой люд
города и в ожидании корреспонденции обсуждали свои дела. В
1623 году именно около Зеленого моста была
построена Кенигсбергская торговая биржа.
В 1972 году зеленый мост, как и Лавочный мост, пал
жертвой Эстакадного моста.
Зеленый мост. Вид с острова Кнайпхоф
Вид на Зеленый мост и Торговую биржу
В 1377 году после Лавочного и Зеленого мостов выше по течению старого русла р.Прегель построен Потроховый или Рабочий мост, который также соединял остров Кнайпхоф и район Форштадт.
Оба варианта перевода не являются идеальными, т.к.
немецкое название моста происходит из Саксонии и в русском
варианте примерно означает «вспомогательный, рабочий,
предназначенный для провоза мусора» мост. Скорее всего своим
названием Потроховый мост обязан
располагавшейся поблизости скотобойне.
В 1886 году деревянный Потроховый мост
перестроен в железный.
Во время Второй мировой войны Потроховый
мост был разрушен и более не восстанавливался.
Потроховый мост. Вид на Торговую биржу с острова Кнайпхоф
Потроховый мост. Вид с Зеленого моста
В 1397 в Кенигсберге выше по течению нового русла р.Прегель возведен Кузнечный мост, который, как и Лавочный мост соединял город Альтштадт и остров Кнайпхоф.
Рядом с этим мостом на берегах реки Прегель традиционно
размещались кузнецы.
К 1787 году мост сильно износился и обветшал и был
заменён новым мостом, но тоже деревянным. В1896 году на месте
старого деревянного моста возвели новый металлический
мост.
Кузнечный мост разрушен во время Второй мировой войны и
больше не восстанавливался.
Кузнечный мост с присмотровой башней
Кузнечный мост
В 1404 году между Альтштатом и островом Ломзе построен четверный мост, который получил название Деревянный.
На Деревянном мосту располагалась памятная доска с
выдержками «Прусской хроники». Сам десятитомный труд Альбрехта
Лухела Давида повествовал о древней языческой Пруссии и
истории Тевтонского ордена до 1410 года.
В1904 году на месте старого Деревянного моста возвели
новый металлический мост, но название моста осталось прежним.
В таком виде Деревянный мост сохранился до сих пор.
Деревянный мост. Вид на остров Кнайпхоф
Высокий мост построили в Кенигсберге в 1520 году для соединения острова Ломзе и района Форштадт.
Высокий мост подвергся реконструкции в
1882 году, его деревянные части были заменены металлическими.
В этом же году рядом с Высоким мостом в
районе Форштадт возвели мостовой домик. Это красивое,
небольшое здание в стиле неоготики сохранилось до сих пор.
В 1937 году старый Высокий мост
разобрали и рядом соорудили новый из металла с бетонными
опорами. От старого Высокого моста сохранились бетонно-кирпичные опоры.
Высокий мост. Вид на остров Ломзе
Высокий мост. Вид с острова Ломзе на район Форштадт
Медовый мост - самый «юный» из семи мостов Кенигсберга соединил остров Ломзе и остров Кнайпхоф.
Существует несколько версий о происхождении названия
Медового моста. По одной из них, Безенроде -
член Кнайпхофской ратуши оплатил строительство моста бочками
мёда, по-другой - медом оплатили постройку торговой лавки
возле моста. Но эти версии, вероятно, всего лишь городские
легенды.
Скорее всего, название моста происходит от слова «хон»,
что означает - издевка (насмешка). Построив этот мост, жители
острова Кнайпхоф получили кратчайший путь на остров Ломзе, в
обход Высокого моста, который принадлежал Альтштадту. Таким
образом, Медовый мост стал как бы насмешкой
над главным из кёнигсбергских городов - Альтшадтом. За это
альтштадцы прозвали кнайпхофцев - медовыми лизунами.
в 1882 году на месте старого Медового моста возведен новый мост из металла.
Медовый мост. Вид на остров Кнайпхоф и Кафедральный собор
Медовый мост сохранился до наших дней и в основном используется как пешеходный мост, так как в настоящее время на острове Кнайпхоф расположен только Кафедральный собор - главная достопримечательность города Калининграда. В настоящее время молодожены вешают замки со своими именами и датой бракосочетания на перила Медового моста, а ключи от замков ломают и выбрасывают в реку Прегель.
С давних времен жители Кенигсберга бились над загадкой: можно ли пройти по всем мостам, пройдя по каждому только один раз? Эту задачу решали и теоретически, на бумаге, и на практике, на прогулках - проходя по этим самым мостам. Никому не удавалось доказать, что это неосуществимо, но и совершить такую «загадочную» прогулку по мостам никто не мог.
В 1736 году известный математик, член Петербургской
академии наук Леонард Эйлер взялся решить задачу о семи мостах.
В том же году он написал об этом инженеру и математику
Мариони. Эйлер писал, что нашел правило, по которому нетрудно
вычислить, можно ли пройти по всем мостам и при этом ни по
одному не пройти дважды. На семи мостах Кенигсберга сделать
это невозможно.
На схеме города (графе) ребра графа соответствуют
мостам, а вершины графа (точки, в которых соединяются линии) -
частям города. Размышляя над задачей, Эйлер сделал следующие
выводы:
У графа кенигсбергских мостов четыре нечетных вершины, то есть все. Таким образом, пройти по всем мостам, ни по одному не проходя дважды, не представляется возможным.
Теория графов Леонарда Эйлера нашла применение не только
в задачах на сообразительность. Ею пользуются при изучении
коммуникационных и транспортных систем, например, для
маршрутизации данных в Интернете
Именно благодаря этой задаче о мостах на карте старого Кенигсберга появился еще один мост, с помощью которого соединялся остров Ломзе с южной стороной. Это произошло таким образом. Император (кайзер) Вильгельм был известен простотой мышления, быстрой реакцией и солдатской «недалекостью».
На одном из приемов, где присутствовал кайзер,
приглашенные ученые умы вздумали сыграть с ним шутку:
Вильгельму показали карту Кенигсберга, предложив разрешить
задачу о мостах. Задача же заведомо была нерешаемой.
Вильгельм, к общему удивлению, потребовал перо и
бумагу, заявив, что задача разрешима и он решит ее за
считанные минуты. Бумагу и чернила нашли, хотя никто не мог
поверить, что кайзер Вильгельм обладает решением этой задачи.
На поданном листке бумаги кайзер написал: «приказываю
построить восьмой мост на острове Ломзе». Новый мост назвали
мостом Кайзера. Этот восьмой мост сделал задачу о мостах
легкой забавой даже для ребенка.