"Пасхальное яйцо", "Easter Egg"
-
русс. - "закладка", недокументированная возможность) - разновидность секрета, оставляемого в программном обеспечении, игре, фильме создателями, часто позволяющее осуществлять знающему их человеку действия в обход систем защиты и правил работы с ПО или аппаратурой. Отличие "пасхального яйца" в программе от обычных команд, действий комбинаций клавиш состоит в том, что его содержание, как правило, не вписывается в общую концепцию, выглядит в контексте неправдоподобно, нелепо, и зачастую является внешней ссылкой. "Пасхальные яйца" в лучшем случае играют роль своеобразных шуток для внимательных пользователей, а часто являются инструментом вскрытия секретов пользователя ПО и владельца данных, заложенным фирмой - изготовителем ПО или аппаратуры.
Чаще всего для "получения" пасхального яйца следует произвести сложную и/или нестандартную совокупность действий, что делает маловероятным либо практически исключает случайное обнаружение.
Первое "пасхальное яйцо" (спрятанная разработчиком "фишка" в коде программы) принадлежит компьютерной игре Adventure. Игра выпускалась в 1979 году компанией Atari, и, так как в то время в Atari было принято не оставлять в программах имён авторов, программист Уоррен Робинетт решил упоминание о себе спрятать внутри. Чтобы попасть в комнату с именем разработчика, нужно было отыскать невидимую точку в одной из частей лабиринта и перенести её в другой конец уровня. Первым, кто это сделал, стал молодой парнишка из Солт-Лейк-Сити. Поскольку многие из разработчиков Amiga ранее работали в компании Atari, это явление проникло в AmigaOS, а затем и в другие ОС.
Сегодня "пасхальные яйца" в программном обеспечении распространены повсеместно и находятся не только в играх и операционных системах, но и в embedded-приложениях, прошивках сотовых телефонов и бытовой техники, DVD с фильмами. Например, чтобы поиграть на Apple iPod в игру Breakout, нужно зайти из главного меню в директорию "About" и зажать на пару секунд центральную кнопку.
Множества "пасхалок" было разложено в играх почти с их появления и до настоящего времени. Для достижения "пасхалок" требовались многие критерии:
Нахождение специальных кнопок, рычагов, лазеек или тоннелей (как невидимых, так и видимых).
Ввод специального кода.
Ввод особого слова вместо имени в профиле.
Выполнение особого алгоритма действий.
Разрушение тех или иных объектов.
Выполнение алгоритма без нажатия конкретных клавиш (например, в первом Mortal Kombat для битвы с Рептилией нужно было на уровне "Яма" победить врага дважды и сделать фаталити, но не нажимать блок).
Знаете ли Вы, что такое мысленный эксперимент, gedanken experiment? Это несуществующая практика, потусторонний опыт, воображение того, чего нет на самом деле. Мысленные эксперименты подобны снам наяву. Они рождают чудовищ. В отличие от физического эксперимента, который является опытной проверкой гипотез, "мысленный эксперимент" фокуснически подменяет экспериментальную проверку желаемыми, не проверенными на практике выводами, манипулируя логикообразными построениями, реально нарушающими саму логику путем использования недоказанных посылок в качестве доказанных, то есть путем подмены. Таким образом, основной задачей заявителей "мысленных экспериментов" является обман слушателя или читателя путем замены настоящего физического эксперимента его "куклой" - фиктивными рассуждениями под честное слово без самой физической проверки. Заполнение физики воображаемыми, "мысленными экспериментами" привело к возникновению абсурдной сюрреалистической, спутанно-запутанной картины мира. Настоящий исследователь должен отличать такие "фантики" от настоящих ценностей.
Релятивисты и позитивисты утверждают, что "мысленный эксперимент" весьма полезный интрумент для проверки теорий (также возникающих в нашем уме) на непротиворечивость. В этом они обманывают людей, так как любая проверка может осуществляться только независимым от объекта проверки источником. Сам заявитель гипотезы не может быть проверкой своего же заявления, так как причина самого этого заявления есть отсутствие видимых для заявителя противоречий в заявлении.
Это мы видим на примере СТО и ОТО, превратившихся в своеобразный вид религии, управляющей наукой и общественным мнением. Никакое количество фактов, противоречащих им, не может преодолеть формулу Эйнштейна: "Если факт не соответствует теории - измените факт" (В другом варианте " - Факт не соответствует теории? - Тем хуже для факта").
Максимально, на что может претендовать "мысленный эксперимент" - это только на внутреннюю непротиворечивость гипотезы в рамках собственной, часто отнюдь не истинной логики заявителя. Соответсвие практике это не проверяет. Настоящая проверка может состояться только в действительном физическом эксперименте.
Эксперимент на то и эксперимент, что он есть не изощрение мысли, а проверка мысли. Непротиворечивая внутри себя мысль не может сама себя проверить. Это доказано Куртом Гёделем.
Понятие "мысленный эксперимент" придумано специально спекулянтами - релятивистами для шулерской подмены реальной проверки мысли на практике (эксперимента) своим "честным словом". Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.